Тодоровский о судьбе, выборе и балете

Опубликовано (обновлено )
Как заметил Валерий Тодоровский, в слове «Большой» заложена абсолютная метафора мечты. Для каждой балерины выйти на сцену Большого – это значит успех. Это значит, что ты состоялась как балерина

Как заметил Валерий Тодоровский, в слове «Большой» заложена абсолютная метафора мечты. Для каждой балерины выйти на сцену Большого – это значит успех. Это значит, что ты состоялась как балерина. Это значит, что годы, проведенные за станком в изнурительных занятиях, были не зря. Новый фильм режиссера «Оттепели» и «Стиляг» о балете.

Прочитав синопсис, я, откровенно говоря, ожидала картины о сложном восхождении на балетный олимп. Со стеклом в пуантах, подрезанными резинками на балетных туфлях и прочими «прелестями» этого тернистого пути. Но… Тодоровский снял кино совсем о другом. Даже не о мечте и упорстве в достижении цели. Эта история о шансе, который хоть раз, но выпадает каждому. И о том, готовы ли мы этим шансом воспользоваться или же, в полном соответствии со старой поговоркой, предпочтем проводить тоскливым (а может и недоверчивым или вовсе пренебрежительным) взглядом пролетающего в вышине журавля, сжимая в ладошке маленькую синичку.

«Я хотел в этом фильме поговорить про судьбу, которую мы сами иногда прос**аем, а она нам то помогает, то топит и губит», — рассказал господин Тодоровский в одном из интервью.

Итак, главная героиня этой истории девочка Юля Ольшанская (Екатерина Самуйлина, Маргарита Симонова) из провинциального Шахтинска. Все, что есть в ее жизни – хроническое безденежье (зарплату отцу порой задерживают на полгода) и серая безнадега. Посему с юных лет Юля под старенький магнитофон танцует на остановке, где ее встречает господин Потоцкий (Александр Домогаров) – в прошлом звезда столичного балета, а ныне спивающийся хореограф в провинциальном стриптиз-клубе.

Заинтересовавшись талантливой девчонкой, Потоцкий учит ее азам балетного искусства и везет в московское балетное училище, сдав под опеку одного из лучших преподавателей Белецкой (Алиса Фрейндлих). В прошлом примы советской сцены, портрет которой рисовал Пикассо и до сих пор желанной гостьи в Кремле.

Белецкая, прибывая в восторге от талантливой ученицы делает все, чтобы именно Юля танцевала Аврору в выпускном спектакле на сцене Большого, но Юля предпочитает отдать (а точнее говоря – продать) свой шанс Карине Курниковой (Анастасия Плотникова, Анна Исаева).

Возможно, кто-то пожалеет бедную девочку, которая решила помочь своей семье. Кто-то скажет, что шанс стать примой в Большом был слишком призрачным, а деньги – реальными. Но вот у меня она вызвала только раздражение. Да, сильная, упорная и трудолюбивая (другие в балетном училище и не «доживают» до выпуска), но в то же время совершенно слабовольная и инфантильная. Шанс? Это кому-то он «выпадает в жизни раз». Юлю же судьба практически за уши тащит наверх. По большому счету от однокурсников ее отличает лишь большой талант, а не особый драйв, харизма и стремление к мечте. Да и нет его – этого стремления. Юля лишь пользуется (а порой и совершенно безответственно разбрасывается) теми шансами, которые ей предоставляют другие люди. Воспринимая это как должное.

И речь ведь не о том, что эта история невозможна в принципе: в реальной жизни настолько «не пробивная» девушка пусть и с выдающимися данными, зато с хромающей на обе ноги дисциплиной вряд ли смогла бы поступить в академию балета. Речь именно о том, что человек, в сущности, готов зарыть свой талант в землю. А сцена, где Юля на пресс-конференции говорит, что она счастлива, у нее все хорошо, и это и так огромное достижение — быть третьим лебедем, это, пожалуй, самый страшный момент. Когда человек осознал, что щедрости судьбы конечны. И уже смирился с тем, что он неудачник. И ничего уже не вернешь. А самое паршивое – есть четкое понимание, что и винить-то в этом некого. Кроме себя…

Эти эмоции – отчаяние, безнадежность, смирение — переданы настолько филигранно, что актрис, Екатерину Самуйлину, исполнившую роль Юли в детстве и Маргариту Симонову, сыгравшую повзрослевшую девушку, очень хочется совершенно искренне поблагодарить. Игру обеих можно смело назвать блестящей.

К слову Маргарита Симонова, как и сыгравшая ее подругу и соперницу Карину Курникову Анна Исаева не профессиональные актрисы, а именно балерины. Но это не помешало им передать тончайшие нюансы чувств своих героинь.

Впрочем, затмила всех Алиса Бруновна Фрейндлих. Было безумно приятно увидеть ее на экране спустя годы. Несмотря на возраст, она гордо шествует по балетному классу, негодует по поводу «тупых ног» и учит «держать жемчужинку» и «обнимать облачко». Благодаря ее Белецкой, драма становится трагикомедией. И на самом деле невероятно здорово, что сокращая картину (в первоначальном варианте фильм шел более трех часов, на большие экраны он вышел с хронометражем чуть более двух часов) Валерий Тодоровский не стал жертвовать сценами Алисы Бруновны. Ее харизма придала фильму просто невероятную атмосферу.

Не менее приятно было увидеть и Валентину Теличкину в роли еще одной преподавательницы академии. Она превосходно дополнила партию Фрейндлих, оттенив героиню последней.

Неоднозначный и интересный персонаж получился у Николя Ле Риша, сыгравшего французского танцора Антуана. Еще не старого, по «гражданским» меркам, но в балете уже чувствующем приближение заката.

Кроме того, очень хочется отметить сценарий (незнакомая мне барышня Анастасия Пальчикова оказалась на высоте), операторскую работу Сергея Михальчука (снят «Большой» очень стильно) и отличный саундтрек Анны Друбич и Павла Карманова.

В общем, Валерий Тодоровский, как известно, снимает редко, но метко. А самое главное – ему есть что сказать. И его «Большой» — это не просто фильм про балет, не глянцевая реклама главного российского театра и не жизненное описание сложностей закулисной жизни. Эта история гораздо глубже. И хотя фильм длится целых 2 часа 12 минут, это время пролетает совершенно незаметно. Сам же фильм о многом заставляет задуматься, но при этом не оставляет горького послевкусия.

Читайте также