Перейти к основному содержанию

28663 просмотра

Новая старая сказка

В минувшие выходные Казахский государственный академический театр оперы и балета им. Абая представил премьеру балета Лео Делиба «Коппелия». Впервые он был поставлен на сцене театра в 1937 году балетмейстером Юрием Ковалевым. И вот, спустя 80 лет, вернулся в репертуар театра

В минувшие выходные Казахский государственный академический театр оперы и балета им. Абая представил премьеру балета Лео Делиба «Коппелия». Впервые он был поставлен на сцене театра в 1937 году балетмейстером Юрием Ковалевым. И вот, спустя 80 лет, вернулся в репертуар театра.

Несмотря на то, что самый первый вариант балетной постановки уже давно забыт, интерес к ней до сих пор сохранился. Балет успешно идет на сценах театров всего мира. По-новому взглянуть на него в ГАТОБ им. Абая планировали давно. В постановке народной артистки РК Гульжан Туткибаевой балет приобрел новые яркие краски. По ее словам, пересмотрев репертуар театра, она поняла, что в нем до обидного мало спектаклей, которые будут интересны не только взрослым, но и самым маленьким зрителям.

«Это сказка, но, как известно, сказка — ложь, да в ней намек… В спектакле есть философский подтекст, который поймут взрослые и дети постарше, а маленькие зрители увидят прекрасную историю с множеством ярких сцен, с красивым исполнением, с прекрасными декорациями», — отметила Гульжан Туткибаева.

Простенький сюжет «Коппелии» органично вплетается в легкую, воздушную музыку Делиба. А сами танцы балета пронизаны элементами пантомимы, которая скрепляет действие, создавая линию единого музыкально-драматургического развития.

В основу сюжета легла сказка писателя-романтика Гофмана «Песочный человек», в которой рассказывается о юноше, полюбившем механическую куклу, сделанную искусным мастером Коппелиусом (любит Гофман таинственных «дядюшек Дроссельмейеров» — то ли магов, то ли механиков). Правда, на этот раз либреттист Шарль Луи Этьен Нюитер и принявший участие в написании либретто Артюр Сен-Леон решили оставить мистику за кулисами. В центре истории — пара Франц и Сванильда. Чтобы вернуть любовь жениха, Сванильда проникает в дом мастера и переодевается куклой Коппелией. Мистика оборачивается шуткой, а драма — водевилем.

По сути, весь сюжет вместился в две картины. Третья — это городской праздник, то есть просто танцы (польская мазурка, венгерский чардаш и другие), в написании которых композитор использовал особенности национального фольклора.

Кроме того, детей, как и их родителей, несомненно, не оставят равнодушными декорации – солнечные и яркие в первой и третьей картине и невероятно таинственные во второй.

К слову, за сценографию и костюмы отвечал народный художник России, лауреат государственных премий РК и РФ Вячеслав Окунев, который в разные годы сотрудничал с Королевским театром Глазго, Национальной Оперой Греции, театром Велки в Польше, Национальной оперой Венгрии (Будапешт), национальными театрами Сеула и Токио, Нью-Йорк Сити Балетом, Оперой Кальяри. Спектакли с его оформлением шли на сценах оперы Ла Скала, Арена ди Верона в Италии и многих других. И уже долгие годы художник работает над постановками алматинского ГАТОБ им. Абая, создавая на сцене настоящую сказку.

Этот балет Делиба примечателен тем, что, прежде всего, стал неким рубежом в творчестве композитора. «Коппелия» относится к редкому в балете жанру комического спектакля. Работать над ним он начал в 1869 году, после того, как проявил свой талант и изобретательность, написав музыку дивертисмента к балету Адана «Корсар» и создав «Сильвию», которой позднее восхищался Чайковский. К слову, в зарубежных исследованиях именно Делиба, а не Чайковского считают реформатором балетной музыки. Композитор умело использует лейтмотивы, характеризующие главных действующих лиц, что способствует и драматургическому единству.

Что касается нашего театра и постановки Гульжан Туткибаевой, то настоящее эстетическое удовольствие подарили публике артисты балета Асель и Азамат Аскаровы, исполнившие партии Франца и Сванильды. Асель просто покорила зал невероятно живой мимикой — она не просто станцевала, она сыграла свою героиню. И, конечно же, блестящим па-де-де.

А Аскар заворожил публику своими легкими и воздушными прыжками и не менее прочувствованной актерской игрой.

«Спектакль очень насыщенный, яркий, комедийный, в процессе репетиции солисты и постановщики понимали друг друга. Было очень много мизансцен, они осмысливались хореографически, а также в актерском плане. Это не только танец, но и драматический театр», — сказала Асель Аскарова.

Азамат Аскаров отметил, что его вдохновили оригинальные хореографические идеи, новые костюмы, декорации: «Мы привыкли играть драму, трагедию, а тут комедия, и вжиться в комедийные образы было очень интересно».


2655 просмотров

В Алматы стартовал I Международный кинофестиваль Almaty Film Festival

В Алматы состоялось открытие I Международного кинофестиваля Almaty Film Festival, организованного Astana Film Fund по инициативе акимата города Алматы

Фото: Олег Спивак

В Алматы состоялось открытие  I Международного кинофестиваля Almaty Film Festival, организованного  Astana Film Fund по инициативе акимата города Алматы.

По ковровой дорожке прошли участники и гости фестиваля. Известный режиссер Сергей Бодров, продюсер и режиссер из США и Франции Пьер Спенглер («Супермен», «Три Мушкетера», «Андэграунд»), немецкая актриса Настасья Кински, которая является обладательницей премии «Золотой глобус» 1981 года, неоднократным номинантом престижной европейской премии Cesar.

Из казахстанских актеров – всеми любимые Самал Еслямова, Асель Сагатова, Карлыгаш Мухамеджанова, Асель Садвакасова, Куралай Анарбекова, Динара Бактыбаева, Берик Айтжанов, Санжар Мади, Асылхан Толепов, Максим Акбаров, Фархад Абдраимов, Айдархан Адильбаев, Аскар Узабаев, Алишер Утев, Данияр Ибрагимов, Серик Абишев, Айдар Баталов, Канагат Мустафин, Нуртас Адамбай, Аскар Бисембин, Нурлан Коянбаев и многие другие.

Открыл кинофестиваль ожидаемый фильм «Айка». Картина рассказывает историю молодой мигрантки, роль которой исполняет казахстанская актриса Самал Еслямова. Что заставило молодую девушку, находившуюся в миграции, решиться на один из самых сложных шагов – оставить своего ребенка?
Режиссер картины Сергей Дворцевой рассказал, что хотел раскрыть сложную тему кыргызских мигрантов в России.

Несмотря на то, что в Каннах фильм вышел в черновом варианте, он безоговорочно поразил жюри своей искренностью, а игру нашей актрисы Самал Еслямовой отметили «на грани человеческих возможностей» и заслуженно вручили приз «За лучшую женскую роль».

Программа кинофестиваля предложит к просмотру подборку зарубежных фильмов, которые войдут в конкурсную программу «Сближение культур». Секции внеконкурсных показов «Культурное и природное наследие, туризм и спорт» (в сотрудничестве с ЮНЕСКО), «Город в движении», «Семейное кино», «Особый показ» представят художественные и документальные фильмы со всего мира. В рамках бизнес-форума Almaty Film Festival пройдут круглые столы, мастер-классы, пресс-конференции, а также питчинг проектов. Помимо награждения победителей основного конкурса на церемонии закрытия в рамках кинофестиваля пройдет вручение премии «Тулпар» Национальной академии кинематографических наук и искусств. 

В жюри Almaty Film Festival вошли Гульнара Сарсенова (продюсер фильма «Айка», французский продюсер Пьер Спенглер («Супермен», «Три Мушкетера», «Андэграунд»), режиссер, продюсер, немецкая актриса Настасья Кински (обладательницей премии «Золотой глобус» 1981 года, неоднократный номинант премии Cesar), французский продюсер Марк Рускар.  Также кинофестиваль посетят южнокорейский  режиссер Ким Ки Дук (обладатель «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля), американский кинорежиссер Роберт  Минкофф («Король Лев»), продюсер Алексей Петрухин и другие.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

С начала 2016 года количество банков в Казахстане фактически сократилось с 35 до 28. Некоторые эксперты говорят, что скоро в стране останется не более 5-7 банков. Как Вы оцениваете эту тенденцию?

Варианты

simfonicheskoe_kino_240x400.gif

Цифра дня

50
место
занял Казахстан в мировом рейтинге военной мощи

Цитата дня

 

Я считаю, у нас много банков. Часть финансовых институтов имеют нишу, которая недостаточно устойчива, поэтому при любых внешних шоках, они не смогут их абсорбировать и будут вынуждены искать партнеров, просить у них помощи, так как маловероятно, что регулятор даст им поддержку, поскольку они не являются системнозначимыми.

Елена Бахмутова
глава Ассоциации финансистов Казахстана

Спецпроекты

_lstv.jpg