Перейти к основному содержанию

9130 просмотров

Праздник из глубины веков

Музей искусств Республики Казахстан им. Кастеева в последнее время становится одним из излюбленных культурных пространств города, на базе которого организовывается множество различных событий

Праздник из глубины веков

Праздник из глубины веков

Музей искусств Республики Казахстан им. Кастеева в последнее время становится одним из излюбленных культурных пространств города, на базе которого организовывается множество различных событий. В частности, музыкальные вернисажи, которые раз в месяц собирают поклонников не только живописи, но и музыки.

Главной темой первого весеннего музыкального вернисажа «Из глубины веков» стал скорее не Международный женский день, а Наурыз. Что и понятно: тюркские и казахские народные мелодии в исполнении этно-фольклорного ансамбля «Туран» прозвучали на фоне традиционных ковров тускииз, войлочных сырмаков и текеметов, об особенностях создания которых рассказала куратор вернисажа Клара Исабаева.

Согласитесь, это все, в первую очередь, ассоциируется именно с Наурызом. Особенно яркие цветы восточно-казахстанского тускииза, символизирующие весеннюю расцветающую степь. И тягучие, напевные звуки кобыза… Все вместе это создает непередаваемо яркую степную феерию.

Вообще, в музыке ансамбля «Туран» есть что-то мистическое. Возможно, это выражается в том, что музыканты легко отходят от общепринятых канонов и штампов, исполняя даже хорошо известные кюи по-своему. Возможно, звучание ансамбля необычно и завораживающе в силу того, что музыканты наряду с широко распространенными народными инструментами используют инструменты редко звучащие даже в профессиональных коллективах.

Возможно, дело в том, что каждое выступление «Туран» - это еще и лекция (не надо вздрагивать – никаких нудных поучений), на которой ребята не только рассказывают о национальных музыкальных инструментах (а, надо сказать, знают они о них очень много), но и показывают их возможности.

В частности, для меня стало самым настоящим открытием, что из флейты сабызгы можно извлекать одновременно несколько звуков. И что кобыз совмещает в себе несколько музыкальных инструментов. А еще, как оказалось, у кочевников была своя собственная волынка, которая называлась мес сырмай. Ее звучание будет продемонстрировано в ближайшее время.

Ведь, как заметил руководитель ансамбля Абзал Арыкбаев, одна из основных задач коллектива – это не только популяризировать этномузыку, но и возрождать забытые по тем или иным причинам казахские народные инструменты.

Но и это не самое гавное. Главное в исполнении «Туран» - это то, что музыканты живут в своей музыке.

Рисуя звуками самые настоящие картины. Бескрайняя степь, предвкушение и азарт охотников, отчаяние загнанного волка, торжествующий клекот беркута, плеск лебединных крыльев в маленьком круглом озерце, укрытом камышами…

Многие из используемых ими инструментов (а почти все участники ансамбля мультиинструменталисты) издревле считались шаманскими. Возможно Максату Медеубеку, Бауыржану Бекмуханбетову, Ержигиту Алиеву, Серику Нурмолдаеву, Абзалу Арыкбаеву удалось пробудить их? А потом, уже с их помощью всколыхнуть что-то в душе у зрителей. Что-то яркое и первобытное, заставляющее сердце биться в такт с бубном шамана…

Не знаю... Но атмосфера на концертах «Туран» всегда захватывает. Причем всех. Начиная со степенных агашек, которые забывая о деловых костюмах и серьезной репутации, подбадривают артистов выкриками из зала, и заканчивая далекими от казахской культуры представителями иностранных дипмиссий, которые не сводят взгляда с импровизированной сцены.

К слову, ансамбль «Туран» - лауреат многочисленных конкурсов и фестивалей: в Турции, Китае, Южной Корее, Венгрии, Германии, США и Франции, обладатель гранта Фонда Первого Президента Республики Казахстан. «Туран» выступал на таких всемирно известных сценах, как Карнеги-холл в Нью-Йорке, Кеннеди-центр в Вашингтоне, Концерт-хауз в Берлине и других. Участники ансамбля - Максат Медеубек, Бауыржан Бекмуханбетов, Серик Нурмолдаев, Абзал Арыкбаев и Ержигит Алиев играют на таких старинных инструментах, как шинкилдек, шертер, жетиген, кыл кобыз, дангыра, кунтаяк, конырау, бугышак, сазсырнай и других, а Абзал Арыкбаев к тому же владеет древнейшим искусством традиционного горлового пения.

1118 просмотров

Как за 20 лет архаизировались нравы казахстанского кинематографа

Откровенные сцены в отечественном кино пробиваются на экран буквально с боем

Фото: Shutterstock.com

Сегодня нет лучшего способа снискать добрую дозу хайпа в соцсетях, чем, среди прочего, поднять тему феминизма и эмансипации казахских женщин, сексуальной революции и в ответ получить обвинения в разврате, падении нравов, иначе говоря, в пресловутом уяте. Вся эта ситуация довольно репрезентативно показывает картину: попытки отрефлексировать на тему сексуальной революции, будь то в кино или в общественной жизни, неизменно превращаются во взаимные свары. 

На днях один из казахстанских телеканалов вновь начал трансляцию легендарного телесериала «Перекресток» – первой казахстанской мыльной оперы. На будущий год она отпразднует серебряный юбилей своего первого появления на экране. За эти годы сериал стал культовым, даже своего рода легендой для любящих и ценящих Алма-Ату девяностых. А между тем именно на примере этого сериала видно, насколько другим было отечественное кино и телевидение в то время. 

Надо сказать, что для тех лет сериал был вполне себе революционным, если учесть, что в сценах изнасилования, которые за 465 серий то и дело случались с главными героинями, режиссеры посмели даже показать обнаженный женский бюст. Конечно, на секунду, но все же! 

Что же происходит сейчас? В современных отечественных телевизионных сериалах царит такая свирепая цензура, что для сценариста пробить поцелуй (!) главных героев стало настоящим подвигом. Архаизм настолько воцарился, что кажется, герои этих самых сериалов повторяют опыт непорочного зачатия Девы Марии.

Считается, что такие нравы воцарились из-за того, что аудитория этих сериалов – женщины и девушки из глубокой провинции, для которых видеть даже целующуюся пару – шок. Что уж говорить обо всем остальном? Не хочется проводить прямые параллели, однако нельзя не заметить, что новости о том, как 16–17-летние девушки идут рожать в чисто поле, а то и в дощатый туалет, участились именно с тех пор, как на ТВ закрепились ханжеские нравы. А закрепились они там, похоже, всерьез и надолго. Молодежь и люди средних лет ушли в интернет даже в провинции. Но телесериалы сегодня фактически работают по жанровым законам советского кино 40-х – борьба хорошего с лучшим. 

В полнометражном кино дело обстоит несколько лучше. 

Но и здесь периодически поднимается шум ревнителями строгих нравов. Парадокс в том, что этот шум в социальных сетях у многих казахстанских кинематографистов вызывает опасения, что если вставить в фильм сколько-нибудь откровенную сцену, сеансы неизменно начнут пикетировать возмущенные активисты, показы будут срывать, а кинопрокатчики, испугавшись всего этого, просто откажут в прокате фильма. 

Так, впрочем, однажды уже случилось – в 2012 году, когда публике попытались презентовать эротический киноальманах Жанны Исабаевой «Теряя невинность в Алма-Ате». Тогда в соцсетях поднялась волна возмущения и прокатчики, испугавшись народного гнева, попросту сняли фильм с показа. Для многих эта ситуация стала прецедентом-пугалкой. Хотя в дальнейшем ничего подобного не происходило, а многие картины, причем даже с более откровенным содержанием, выходили на экраны и ни к каким катастрофическим последствиям это не приводило. Причем на экране сцены выглядели эстетично и, выражаясь языком киноведов, были «художественно оправданны». Занятный случай произошел и с картиной Ермека Турсунова «Келин». Но с ней наоборот – шум стал дополнительной рекламой, хотя и в прокате этой ленты не было, многие смотрели ее уже в интернете. 

В 2016 году немного «обнаженки» показали в фильме «Токал». Годом позже и вовсе осмелились на ранее неслыханное – героиня Айсулу Азимбаевой ублажала в кадре саму себя в фильме Акана Сатаева «Она». Фильм, к слову, прошел незаметно. А вместе с ним и эта сцена. 

В целом можно сказать, что откровенность и эротизм все же пробиваются на отечественные киноэкраны. Правда, возможно, в этом самом пуританстве есть и положительная сторона: все-таки волна пошлостей и непристойностей пока не захватывает экран. По крайней мере, в сексуально-эротичном смысле. Что до остального – вопрос открытый и дискуссионный.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций