Не в бюджете счастье

Опубликовано
Сабит Курманбеков представил свой новый полнометражный фильм «Оралман», приуроченный к 25-летию Независимости Казахстана. Правда, показ был закрытым – фильм планируется представить на нескольких кинофестивалях класса «А»

Сабит Курманбеков представил свой новый полнометражный фильм «Оралман», приуроченный к 25-летию Независимости Казахстана. Правда, показ был закрытым – фильм планируется представить на нескольких кинофестивалях класса «А» (ближайший – Берлинский), соответственно, и премьера должна быть фестивальной. Казахстанский же зритель увидит ленту еще не скоро.

Впрочем, особой проблемы здесь нет. Во-первых, «Оралман» — авторское кино, а у таких фильмов, к сожалению, блестящей прокатной судьбы не бывает. Однако, несмотря на все трудности, создатели фильма планируют выйти на казахстанские экраны весной следующего года и даже показать его во всех странах, где есть казахские диаспоры. Следовательно, во-вторых, свой зритель дождется и, несомненно, оценит картину по достоинству вне зависимости от даты ее выхода на большие экраны.

Как понятно из названия, фильм этот про репатриантов. Этнические казахи, возвращающиеся на историческую родину (которую они знают в лучшем случае по рассказам бабушек-дедушек) – кто они? Что для них земля предков? Зачем они возвращаются? Что их ждет здесь?

«Толчком послужил сценарий Нурлана Санжара о приобретении родины. И мне как режиссеру понравился замысел. Я представил, что тема дороги к родине – это путь из ада в рай, так как мой оралман возвращается из Афганистана в Казахстан», — рассказал Сабит Курманбеков.

К слову, на названии «Оралман» настоял редактор фильма Дарежан Умирбаев, посчитав, что «Торе-Там» (название поселка, где происходит действие) не в полной мере отражает суть картины. А «Оралман» — название лобовое и более точное. Акцентирующее внимание именно на проблемах репатриантов.

В основе сюжета лежит возвращение на родину семьи этнических казахов из Афганистана. Восьмидесятилетний Базарбай покинул родину в четырехлетнем возрасте, и она для него сохранилась во вкусах, запахах и образах раем. Далеким, теплым и сладким, как материнское молоко. И вот из афганского ада бесконечной войны, Базарбай с сыном Сапаркулом, его женой и дочерью отправляется в Казахстан, преодолевая тяготы непростого пути.

Вот только рай оказывается… не совсем таким, каким его запомнил старик. И не так уж их здесь и ждут на вновь обретенной – а обретенной ли? – родине. И если для самого Базарбая счастье ходить по родной земле, то Сапаркула преследуют неизбежные мысли о возвращении в Афганистан: «лучше ад, чем такой рай».

Здесь и продажные чиновники, и общая неустроенность, и полная бесправность тех, кто еще не получил гражданство. Впрочем, забегая чуть-чуть вперед скажу, что закончится фильм все-таки хэппи-эндом. Нет, чиновники не станут честнее, а люди добрее. Просто земля примет своих вновь обретенных детей. И этот небольшой кусочек весенней цветущей степи и ощущение счастья в сердцах героев – дорогого стоит, оставляя светлое и легкое послевкусие у зрителя.

«Наш фильм ‒ о Родине и человеке, любящем свой суровый, просторный край. Я как автор идеи фильма хотел сказать: для казаха Родина не там, где дешевле хлеб, а там — где он может дышать полной грудью», — отметил автор сценария, кинодраматург Нурлан Санжар.

В целом же, после просмотра невольно вспоминаешь высказывание режиссера Сергея Соловьева о том, что для хорошего кино не нужны большие бюджеты. «Оралман» тому живое подтверждение.

Экономить пришлось на многом. В частности, как признался композитор фильма Айдос Сагат, на всех инструментах ему пришлось играть самому: «На домбре я играю, на флейте тоже я играю, чтобы как-то помочь группе довести до конца эту работу и минимизировать расходы».

Пришлось экономить на локациях (вместо Байконура снимать на Балхаше), временами перекраивать сценарий, но фильм не стал от этого хуже. Напротив. На первый план вышла актерская игра, которая была на уровне. Спокойное обаяние исполнившего роль Сапаркула актера Даулыги Акмолды лишило некоторые сцены драматизма, но сделало их более пронзительными. Кстати, тот факт, что беженцы из Афганистана, привнес в фильм еще и «афганскую» линию, которая добавила эмоциональности повествованию, сведя бывших врагов под куполом строящейся мечети.

Отдельно хочется отметить работу оператора-постановщика Марса Умарова. Что ни говори, а лаконичная, порой монохромная картинка получилась удивительно стильной. Афганская осень и казахстанская зима, впрочем, изобилием красок не радуют. И на этом фоне особенно пронзительно смотрится кровь после расстрела афганских беженцев, яркая река (дорога в рай), по которой семья Сапаркула сплавляется на маленькой лодке и яркая весенняя степь. Эти контрастные акценты делают картину истинно эстетской.

Так что, вполне возможно ее ждет неплохое фестивальное будущее.

Читайте также