Как инопланетяне землян человечности учили

Опубликовано
Посмотрев трейлер прибытия, ожидаешь очередного блокбастера о борьбе примитивного, но сильного духом человечества со всемогущими инопланетянами. Причем, как обычно ученые будут настаивать на переговорах (ученые всех стран объединяйтесь), а вояки – на тотальном уничтожении пришельцев

Посмотрев трейлер прибытия, ожидаешь очередного блокбастера о борьбе примитивного, но сильного духом человечества со всемогущими инопланетянами. Причем, как обычно ученые будут настаивать на переговорах (ученые всех стран объединяйтесь), а вояки – на тотальном уничтожении пришельцев (нет инопланетян – нет космической угрозы). Но… На самом деле фильм Дени Вильнева совсем не про это.

«Прибытие» — это фильм-калейдоскоп, завораживающий сменяющими друг друга картинками. Причем, не только визуальными, но и смысловыми. И самое интересное, что после того, как ты два часа неотрывно смотрел на экран (в зале при этом тишина абсолютная!) ответить на вопрос «про что фильм-то» — невероятно сложно. Понятно, что можно пересказать краткое содержание, но… Но ведь фильм не про это!

Вкратце: на Землю прилетели 12 инопланетных кораблей, которые совершенно бессистемно (для человеческой логики) зависли над разными участками планеты (России так и вовсе два звездолета перепало). И – тишина. Никто не выходит, никаких требований не предъявляет, агрессивных действий не предпринимает. А неизвестность, как вы знаете, нервирует гораздо сильнее. Однако, прежде чем принимать решительные действия, военные решают все же узнать, зачем же инопланетяне здесь. Объясняться с гостями предстоит специалисту по лингвистике Луизе Бэнкс (Эми Адамс) и физику Иэн (Джереми Реннер) под руководством полковника Вебера (Форест Уитакер).

Основным рефреном фильма звучит фраза о том, что язык определяет сознание. И не тратя время на линейную речь пришельцев, доктор Бэнкс погружается в их многослойное письмо.

Научная фантастика, на какое-то время оказавшаяся в тени вездесущего фэнтези, возвращается в сердца поклонников, на книжные полки и – разумеется! – на большие экраны. «Гравитация», «Интерстеллар», «Марсианин» — каждый из этих фильмов был ожидаемым и успешным. И вот на экраны вышла дебютировавшая в Каннах фантастическая лента Дени Вильнева «Прибытие». Хотя картина и не получила «Золотого льва» на Венецианском фестивале, кинокритики единогласно назвали его лучшим фантастическим фильмом года.

Хотя многие считали, что повесть Теда Чана «История твоей жизни» невозможно экранизировать. И тем более неожиданным было, что взялся за ее экранизацию именно Дени Вильнев, знакомый зрителю по фильмам «Пленницы» и «Убийца». Фильмам, несомненно, вдумчивым, снятым как притчи, но далеким от научной фантастики. Однако, окунувшись в новый для себя жанр, психолог и эстет Вильнев снял по-настоящему красивое кино, которое по духу, пожалуй, скорее ближе к интеллектуальному авторскому кино.

Оно одновременно напоминает «Космическую одиссею» Кубрика (чем черные корабли пришельцев, к примеру, не монолиты из «Одиссеи»?), «Меланхолию» Фон Триера (выверенная, чувственная картинка, плюс ритм повествования) и «Солярис» Тарковского (непередаваемая игра разума, взгляд внутрь, попытка понять суть человека). Это шаг в неизведанное — в себя.

При этом главный спецэффект фильма – сознание, разум. Это его основа. Вильнев не стал заигрывать со зрителем с помощью зрелищного действа, взрывов, глупого юмора и массы визуальных эффектов. Он и его команда создали это зрелище иначе. Стильная выверенная от начала и до конца картинка (на некоторых пейзажах очень хочется нажать на «паузу», чтобы насладиться ими вволю). Пришельцы, похожие скорее не на описанных Чаном гептоподов, а на гигантские кисти рук, части одного целого, которые рисуют свои странные письмена. Много крупных планов. Тонкая актерская игра… И множество морально-этических вопросов.

Немалый вклад в создание особой атмосферы вносит и саундтрек Йохана Йоханнссона. Помимо него в память надолго врезается композиция Макса Рихтера The swimmer, открывающая и завершающая историю.

Резюмируя все вышесказанное, «Прибытие» Дэни Вильнева — кино с обволакивающей эстетикой. Неспешное и завораживающее. Которое несомненно найдет свою аудиторию – людей, ценящих настоящую фантастику, которая многие годы скрывается за тихим шелестом страниц, а не за ярким безумием хромкея.

Читайте также