И да поможет нам святой Аспирин…

Опубликовано (обновлено )
В Алматы открылась выставка одного из самых известных сегодня в мире художников-концептуалистов. «Новая религия» Дэмиена Херста была впервые представлена в галерее Пола Столпера в 2005 году

В Алматы открылась выставка одного из самых известных сегодня в мире художников-концептуалистов. «Новая религия» Дэмиена Херста была впервые представлена в галерее Пола Столпера в 2005 году.

С тех пор она побывала во многих странах и везде вызывала неоднозначное отношение, ведь на своих полотнах он не только изображает таблетки но и составляет из них целые композиции, посвященные библейским сюжетам. А то и восе раскладывает Святую троицу на составляющие: (Бог-отец – 33,3%, Бог-сын – 33,3%, Святой дух – 33,3%).

Дэмиен Херст – предприниматель, признанный художник-концептуалист и мастер шокирующих инсталляций. В 90-е он встряхнул весь мир искусства. Колледж «Голдсмит» стал известен как лучшее образовательное учреждение в сфере искусства после того, как его выпускник Херст собрал группу соучеников-единомышленников и сделал проект под названием «Сенсация» в галерее Саатчи. Причем название оказалось более чем оправданным. Лондон после этой выставки получил статус артстолицы мира, а Дэмиен стал одним из самых популярных художников. Пожалуй, он единственный после Энди Уорхолла художник, чье творчество целиком находится в контексте современной материальной культуры (хотя собственной «фабрики искусства», как у Энди Уорхола, Херст пока не создал).

Выставка «Новая религия» затрагивает отношение Херста к таким понятиям, как вера, смертность, любовь, соблазн и потребление, которые являются доминирующими темами и основным смыслом его работ на протяжении последних 25 лет.

«Я просто не мог удержаться от мысли, что для многих наука стала новой религией. Я вспоминаю, что раньше думал о том, что в жизни есть четыре важные вещи: религия, любовь, искусство и наука. В идеале это просто инструменты, которые помогают находить путь в темноте. На самом деле ни один из них не работает стопроцентно, но они помогают. Единственно действенным из них сейчас представляется наука. Как и религия, она дает свет надежды, что, может быть, в конце все будет хорошо.

Здесь я хотел, главным образом, чтобы люди задумались о союзе науки и религии. В понимании людей они часто разделены: первая представляется холодной и строго объективной, вторая – эмоциональной, любящей, теплой. Мне хотелось преодолеть эти границы и представить нечто объективное и холодное, но со всеми религиозными, метафизическими коннотациями», — рассказывает художник.

А врач уже не просто врач, но священник нового образца. На любой грех (заболевание) всегда найдется «чудодейственная» таблеточка. Мы не просто посещаем госпитали и больницы. Мы совершаем туда паломничество.

Более того, по мнению художника, название современных фармацевтических препаратов ничем не уступают именам святых. Как, впрочем, и упование на них: «О да, названия! Аминазин! Откуда это берется? Сегодня фармацевтические компании взяли на себя религиозную миссию: мы поможем вам чувствовать себя лучше. Святой Аминазин! Лекарства – это новая религия».

Сорок четыре принта и четыре скульптуры, формирующие пространство выставки «Новая религия», представляют собой своего рода цикл фресок – от «Сотворения мира» через «Крестный путь» до «Страшного суда». Принты расположены вокруг алтаря, на котором помещены крест из кедрового дерева, украшенный, словно драгоценными каменьями, пилюлями, детский череп, огромная мраморная таблетка и сердце в колючей проволоке, пронзенное лезвиями и иглами от шприцов.

Вокруг этой экспозиции находится цикл принтов, который как бы намекает на то, что наша вера в действенность медицинских препаратов является объединением Любви священной с Любовью земной. Медицинская карта – внешне упорядоченная и структурированная – становится новым способом прочтения Библии. Библейские пророчества изображены в виде медицинских составов и названий лекарств, которые, как мы верим, должны исцелить нас. Продуманный порядок этих «чудодейственных» лекарств, напечатанных на ярком фоне, придает им высокий, священный статус.

Принты с изображением таблеток подчеркивают эти темы, в то время как принты с черепом и бабочкой символизируют быстротечность жизни, за которой следует смерть. Тринадцать комплектов полных серий принтов и скульптурных объектов расположены в специально сконструированном большом сундуке, который является композиционным центром выставки.

Теперь возможность оценить эти работы воочию появилась и у алматинцев. Выставка «Новая религия» проходит в Государственном музее искусств имени Кастеева. Ее удалось привезти в Алматы благодаря Британскому совету в Казахстане и Евразийскому культурному альянсу.

Читайте также