Павел и Дмитрий Шороховы: полифония эмоций

Опубликовано (обновлено )
В Алматы открылась выставка «Полифония пластики – настроение цвета», посвященная 70-летнму юбилею Павла Шорохова. На экспозиции представлены работы не только самого скульптора, но и его сына живописца Дмитрия Шорохова.

В Алматы открылась выставка «Полифония пластики – настроение цвета», посвященная 70-летнему юбилею Павла Шорохова. На экспозиции представлены работы не только самого скульптора, но и его сына живописца Дмитрия Шорохова.

С творчеством Павла Шорохова в какой-то мере знакомы, пожалуй, не только жители Южной столицы, но и каждый, кто хоть раз бывал в Алматы. Почему? Потому что с его солнечными, воздушными и удивительно гармоничными работами вот уже более 30 лет (первая парковая работа Павла Шорохова «Детство» появилась в городе в 1978 году) мы ежедневно сталкиваемся в скверах, парках, у фонтанов, да и просто на улицах города.

Наверное, в каждой семье есть фотография на фоне грациозной акробатки и веселого клоуна у цирка или с парочкой фламинго в фонтане на алматинском «Арбате» — улице Жибек Жолы, с тигром у кинотеатра «Родина» в ЦПКиО или верблюдами у гостиницы «Казахстан».

Впрочем, скульптуры Павла Шорохова украшают не только алматинские улицы. В Казахстане их можно встретить в Астане, Павлодаре, Балхаше и Аркалыке. Есть работы скульптора и в России, Германии, Австрии, Италии, где они находятся как в государственных музеях, так и в частных коллекциях.

И такая популярность не удивительна, прежде всего, благодаря широкому диапазону его произведений (от малых станковых форм до монументальных скульптур) и разннообразию материалов, в которых работает скульптор (дерево, шамот, керамика, медь, бронза, алюминий, гранит, мрамор, габбро) для того, чтобы как можно точнее и ярче передать эмоции своих персонажей.

Первые работы Шорохова были созданы в дереве, которое, благодаря своей причудливой форме, порой само «подсказывало» художнику оригинальные композиционные решения. Результатом этого стали работы «Портрет матери», «Скоморох», «Кручина», «Сольвейг».

Еще один огромный пласт творчества художника — портретный жанр. Будучи автором рельефных и станковых портретов, монументальных бюстов Шорохов является автором большого количества мемориальных досок, установленных на зданиях Алматы. Они посвящены М. Габдуллину, А. Сызганову, Г. Орманову, Г. Мустафину, Ю. Рудковским, И. Есенберлину и др.

Однако, как признается художник, именно парковая скульптура для него была и остается главной. Город – его вдохновение, его мастерская. Пластическое искусство в урбанистической среде не должно нести агрессии, ее и так предостаточно. Искусство должно компенсировать эту агрессию, чтобы человек на улице, в сквере, на площади чувствовал эстетический и психологический комфорт, ощущал камерность и красоту созданного руками художника.

Достойным обрамлением скульптурных работ Павла Шорохова стали живописные работы его сына Дмитрия Шорохова – уже вполне состоявшегося художника, полотна которого также заняли свои места во многих частных коллекциях Казахстана, России, Германии.

Отец, по признанию самого Шорохова-младшего, очень сильно повлиял на его творческую деятельность, Дмитрий не ограничивает себя каким-то одним направлением. Здесь есть и фантастические пейзажи с динозаврами, и портреты, и космические ландшафты, и натюрморты, написанные маслом и акварелью.

Однако все эти работы объединяет необычайно яркая, сочная, экспрессивная палитра. Художник не довольствуется полутонами.

Даже зимние пейзажи в исполнении Дмитрия получаются яркими и насыщенными.

А его ночь расцвечена тысячами огней.

Складывается ощущение, что он пишет, как чувствует. И в основе каждого полотна, в первую очередь, лежат эмоции. А потому и зрителю не стоит пытаться осознать написанное, но просто почувствовать их.

Читайте также