«Шоколад»: цена успеха

Опубликовано
На арене цирка белый клоун (его светлая кожа подчеркнута белилами) от души отвешивает пинки, подзатыльники и затрещины добродушному черному партнеру-слуге. Смешно? Чуть более века назад парижане считали, что это уморительно смешно. А клоуны уходили за кулисы и снимали маски…

На арене цирка белый клоун (его светлая кожа подчеркнута белилами) от души отвешивает пинки, подзатыльники и затрещины добродушному черному партнеру-слуге. Смешно? Чуть более века назад парижане считали, что это уморительно смешно. А клоуны уходили за кулисы и снимали маски…

Футит и Шоколад были одним из самых колоритных клоунских дуэтов западноевропейского цирка конца XIX— начала XX века. От них был без ума Париж, их изображал художник Анри Тулуз-Лотрек, их номера запечатлели на пленке пионеры кинематографа братья Люмьер. Балагур Шоколад долгие годы был королем ночного Парижа.

Несколько вольную интерпретацию их истории зрителям решил показать французский режиссер Рошди Зем («Злой умысел», «Омар меня убить»).

Карьера довольно известного клоуна Футита (Джеймс Тьерре) подошла к завершению. Он перестал быть смешным. Но однажды в провинциальном цирке он встретил Рафаэля (Омар Си) – негра, который выходил на арену в роли дикаря-каннибала. И Футит решил пойти ва-банк, выступив с ним дуэтом. Такого на арене еще не было. Откровенно расистские выступления пары просто взрывают публику и из провинциального цирка дуэт «Футит и Шоколад» перебрался в блистающий Париж, взлетев на самые вершины славы.

Но если Футит – профессионал и знает, что успех – величина переменная и чтобы его сохранить, надо много и сосредоточенно работать. То Шоколад, вкусив плоды популярности, растрачивает себя на бордели, игорные дома, алкоголь и наркотики, считая, что при его популярности репетиции излишни. Роль простофили-негра его не тяготит. До тех пор, пока он не встречает гаитянского интеллигента Виктора (Алекс Дека), который открывает Рафаэлю глаза на унизительность его амплуа и предлагает попробовать себя в драматическом театре.

С этого момента Шоколад все чаще начинает задумываться о том, что гонорары Футита выше и что его роль – Отелло, но никак не слуга, получающий тумаки. И стоит ли слава унижения? Однако взлететь к высотам драматического искусства ему не удается, а мосты к цирковой арене, а равно и к дружбе с Футитом безвозвратно сожжены…

От голливудского кино французское отличается неспешностью повествования, вниманием к оттенкам и полутонам и глубоким восприятием, оставляющим долгое послевкусие. Здесь тесно переплетены дружба, ненависть, любовь, зависть, гордость…

В лучших традициях французского кинематографа Рошди Зему удалось передать атмосферу того времени: без излишней декоративности и помпезности. Безусловно, интересно наблюдать за развитием дружбы (а это все-таки именно дружба -«Мы две стороны одной монеты») между Жоржем Футитом и Рафаэлем. Дружба, которая балансируя на грани ненависти, приносит им много страданий, ни на сантиметр не уменьшая пропасти между ними, но, в конце концов, оказывается единственным настоящим, что было в их жизни. И именно Футит окажется тем, кто будет держать руку умирающего от туберкулеза Шоколада («Я растаял») до самого конца.

Искрометная улыбка Омара Си и в этом фильме как никогда обаятельна и искренна. В то же время роль Шоколада позволяет увидеть всю многогранность и глубину его игры.

Не менее великолепен и внук Чарли Чаплина, Джеймс Тьерре (актер, правда не любит, когда упоминют об этом родстве) в роли Жоржа Футита. Он очень убедительно доказал, что клоуны — самые серьезные люди в мире, которые, несмотря ни на что, одевают клоунский колпак и идут на арену.

И кстати, если вы ожидаете какой-то морали, то здесь ее нет. В противостоянии Футит-Шоколад невозможно определить хорошего парня и плохого парня. Не будет ни раскаяния, ни возмездия. Это просто отрезок их жизни, который каждый из них прожил так, как считал нужным. Хорошо ли, плохо ли – не нам судить.

Читайте также