«Кожа городов» глазами Паоло Минелли

Опубликовано (обновлено )
В Государственном музее искусств им. Кастеева Открылась выставка известного швейцарского фотографа Жана Паоло Минелли «Кожа городов, кожа горожан». В экспозицию отобраны фотоснимки, сделанные в Буэнос-Айресе, Париже, Брно и Усть-Каменогорске.

В Государственном музее искусств им. Кастеева открылась выставка известного швейцарского фотографа Жана Паоло Минелли «Кожа городов, кожа горожан». В экспозицию отобраны фотоснимки, сделанные в Буэнос-Айресе, Париже, Брно и Усть-Каменогорске.

На многих работах Жана Паоло Минелли изображены беднейшие кварталы. Они не красивы – тяжелая архитектура, грубо обработанные бетонные блоки в рубцах и рытвинах, вокруг признаки разорения: «С самого начала, когда я начал интересоваться фотографией и учиться в Милане, меня интересовала архитектура. Архитектура и люди, которые в ней живут». Однако, несмотря ни на что, эти фотографии не производят тягостного впечатления. Даже напртив, многие из них получаются удивительно светлыми. Такое ощущение, что фотограф улыбался, когда нажимал на спуск затвора и камера запечатлила отсвет этой улыбки.

Все работы фотохудожника сняты не на цифровую камеру, а на фотоаппарат большого формата. Надо сказать, что помимо того, что это аналоговая техника (причем, вместо пленки здесь используются фотопластины и количество кадров, соответственно, ограничено), она к тому же обладает весьма внушительными габаритами. Соответственно, на каждой «фотоохоте» Паоло Минелли «добывает» не более 10 кадров.

«Для меня это в какой-то степени вызов — прийти с такой громоздкой аппаратурой в место, где я никого не знаю, и где никто не знает меня» рассказал художник. Впрочем, в каждой вылазке он старается не только запечатлеть здание, но и познакомиться с его обитателями. Увидеть их район их глазами.

Несколько лет назад Паоло Минелли был в Усть-Каменогорске, где также сделал серию фотографий: «Поскольку это промышленный город, я решил отобразить его именно таким. И показать, что промышленная архитектура во многом похожа на скульптуры. Кроме того, я больше нигде не видел такого освещения, как там».

В серию парижских работ вошли квартиры, в которых жили художники.

Они находились в Микрорайоне Поэтов – квартале, неподалеку от центра Парижа, который в дальнейшем снесли (там жило около 600 семей и, разумеется, они все получили жилье в другом месте). Он интересен тем, что здесь очень много геометрических форм.

Кстати, проект сноса был заморожен практически на год, потому что автор этих зданий хотел защитить свое творение. Однако безуспешно. Теперь на этом месте городской парк и школа.

«Для того, чтобы сделать эту фотографию, я приехал в этот квартал около шести утра. На все про все было около часа. Потому что позже криминальная обстановка здесь ухудшалась. Впрочем, листья, издалека кажущиеся цветами и смягчающие обстановку (они как бы говорят, что все не так жестоко) того стоили».

Эти фотографии сделаны на автопарковках неподалеку от разрушенных зданий. В то время фотограф делал серию работ, на которых самих зданий уже не было, но еще оставались их следы (фундамент, часть стены). Однажды он заметил, что сетки защищающие автомобили, можно использовать в качестве фильтров, через которые город совершенно преображается.

Кроме того, правильное геометричное расположение самих полотен само по себе создает интересный узор.

Эти фото сделаны на бывшем оружейном заводе в Брно. Перед тем, как здание было уничтожено, Паоло Минелли удалось поснимать в административной части завода: «В этом кабинете делали фотокопии и ее стены запачканы тонером.

А это подготовленные к уничтожению документы».

Следующая серия работ — кварталы на окраине Буэнос-Айреса. Надо сказать, что его фотограф снимает уже на протяжении 16 лет (именно столько он живет в Буэнос-Айресе) и здесь можно увидеть не только здания, но и людей. Со многими из своих героев Жан Паоло Минелли поддерживает общение на протяжение уже многих лет.

К примеру, этот молодой человек, который стоит спиной к камере – Лусиано. На его спине татуировка со зданием необычной формы, его взгляд устремлен на само здание.

На следующем фото он же, но уже со своей беременной женой…

Если присмотреться, то герой каждой работы необыкновенно серьезен. Однако это не заслуга художника. На самом деле каждый из этих портретов – своего рода сэлфи. Художник настраивает аппаратуру, дает в руке герою провод с кнопкой и оставляет его в одиночестве, позволяя герою самостоятельно выбрать момент, когда будет сделано фото, показывая, какими они видят себя и мир вокруг.

«Мой проект в Буэнос-Айресе – это не только фотографии, но и социальный проект. В тот квартал я пришел преподавать курсы фотомастерства, но очень скоро этот проект перерос в социальный. Мы самовольно заняли пустующий ангар и преобразовали его в культурный центр, где местная молодежь получила возможность учиться в фотокружке, рисовать, танцевать, учиться музыке… И уйти с улиц, подальше от наркотиков и криминала. И вот теперь мэрия города отдала его нам в пользование на ближайшие 30 лет», — поделился художник.

Сам фотограф не ожидает, что его работы изменят мир: «Я не документирую бедность, для того, чтобы потом ткнуть пальцем. Я снимаю бедные кварталы для того, чтобы увидеть в этих пейзажах возможность возрождения». На них не стоит смотреть цинично или снисходительно. Ведь эти фото не взывают к жалости. Напротив, каждое из них показывает, что эти районы, эти здания и эти люди по-своему красивы. У них тоже есть свой стиль и гордость.

Читайте также