«Ореховое дерево»: история из жизни южноказахстанской глубинки

Опубликовано
Где-то в южно-казахстанском ауле однажды встретились парень и девушка – Габит и Айсулу. Встретились, полюбили друг друга и, следуя древней традиции, романтичный юноша решил выкрасть свою невесту. С ее согласия, разумеется. Вот только родители последней оказались не в курсе планов молодых… В общем, здравствуй, взрослая жизнь.

Где-то в южно-казахстанском ауле однажды встретились парень и девушка – Габит и Айсулу. Встретились, полюбили друг друга и, следуя древней традиции, романтичный юноша решил выкрасть свою невесту. С ее согласия, разумеется. Вот только родители последней оказались не в курсе планов молодых… В общем, здравствуй, взрослая жизнь.

Мировая премьера «Орехового дерева» режиссера Ерлана Нурмухамбетова («Аншы бала», «Перед грозой») прошла в южнокорейском Пусане, где фильм получил главный приз в программе New Currents («Новые течения») 20-го Пусанского международного кинофестиваля.

Пусан стал первым шагом фестивального пути картины. Следующей была конкурсная программа XXXI Международного варшавского кинофестиваля Free Spirit Competition («Свободный дух»). Потом фильм показали в основной конкурсной программе 22-го Международного кинофестиваля азиатского кино в Везуле (Франция), где он получил сразу две награды: Специальный приз международного жюри («За способность вызвать улыбку, несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию») и Специальный приз кинокритиков («За живой и смелый портрет сельской жизни»).

Мы привыкли, что авторское или, как его еще называют другое кино, обычно отличается мрачными красками. Ведь правда жизни – она чаще всего такая. Впрочем, не зря говорят, что правда многолика. Правда Ерлана Нурмухамбетова скорее теплая и веселая, как солнечный зайчик. Главврач, который просто так не положит жену главного героя в палату («Места есть только в коридоре») и не померяет по доброте душевной давление односельчанам («С тебя 200 тенге»), но при этом воображает себя великим ханом. Или ребенок, который просит у пожарного капельку бензина, чтобы поджечь дом врача («Тебе спички дать?») и команда пожарных, которые впервые за пять лет едут тушить пожар… в том самом доме врача. И это все настолько легко и буднично, да еще, пожалуй, как-то по-доброму, что смотреть на эту правду без улыбки нельзя.

Да, не все у нас гладко. Не все хорошо. Но это еще не повод впадать в депрессию, ведь жизнь продолжается. И она прекрасна.

И все это рассказано особенным, отличающимся от других языком искусства Ерлана Нурмухамбетова. Его фильм – это в первую очередь визуализация. Картинка. На первое место в нем выходит работа оператора Мурата Нугманова, а нужная атмосфера создается с помощью множества мелких деталей – почтальон верхом на лошади, убежавшие ишаки, мотоцикл с коляской, поездка в роддом и т.д. А вот актерская игра и язык фильма (в оригинале фильм снят на казахском языке и переведен на русский), как это ни парадоксально, отходят на второй план. В данном случае единственное, что требовалось от актеров – органично вписаться в картинку, по возможности оставаясь самими собой.

Ведь герои фильма – обычные люди. Без выдающихся способностей. Вокруг них не кипят страсти, да и Драматических (да-да, именно с большой буквы) событий в их жизни не происходит. Они просто живут. Так же, как все. Любят, женятся (с обязательным тоем ) рожают детей.

Для того, чтобы достигнуть нужного эффекта режиссер не стал проводить длительных кастингов, а просто набрал местных актеров. Роль главной героини исполнила студентка юридического факультета Балнур Асыл, ее родственников и односельчан сыграли актеры местного театра (съемки проходили в городе Лангер) и актеры театра «Шаншар». Как заметил Ерлан Нурмухамбетов, им не надо было играть. Потому что они так живут.

Единственным исключением стал исполнитель главной роли Рустем Жаныаманов, которого режиссер «утвердил» на роль Габита уже года четыре назад. Кстати, идею и сценарий фильма Ерлан Нурмухамбетов вынашивал на протяжении долгих десяти лет.

На выходе получился легкий светлый фильм, который не вызывает гомерического хохота, но с сеанса ты выходишь с улыбкой, хорошим настроением и пониманием, что жизнь – штука удивительная и неоднозначная.

Как когда-то сказал российский режиссер Сергей Соловьев, казахстанскому кино (как и российскому, впрочем) не надо гнаться за Голливудом («Думаете вы здесь или мы там сделаем лучше, чем в Голливуде? Да никогда в жизни такого не будет! Там огромная индустрия. Оплачиваемая»), а снимать то, что снимать получается лучше всего – хорошее авторское кино, которое по достоинству будет оценено не только сейчас, но и годы спустя. Именно такое кино и снял Ерлан Нурмухамбетов, еще раз доказав, что бюджет и спецэффекты – это не главное.

Читайте также