От банковского дела к концептуальному искусству

Опубликовано (обновлено )
В Алматы открылась выставка европейского концептуального искусства, на которой представлены работы чешской художницы Вероники Кубиковой. В экспозицию вошли работы художницы из трех циклов: «В Городе», «Вдохновение архитектурой» и «Онлайн».

В Алматы открылась выставка европейского концептуального искусства, на которой представлены работы чешской художницы Вероники Кубиковой. В экспозицию вошли работы художницы из трех циклов: «В Городе», «Вдохновение архитектурой» и «Онлайн».

Вероника – экономист по образованию. Довольно долго она работала в банковской сфере в Париже, Праге и Минске, но поскольку работа в банке отнимала практически все свободное время, она решила оставить ее и полностью посвятить себя искусству. И если в ранних работах художницы присутствовали карандаш, уголь, чернила и пастель, с помощью которых создавались натюрморты и портреты, то сейчас уже на протяжении восьми лет Вероника использует акриловые краски и отдает предпочтение геометрическим формам.

«Я экономист по образованию и у меня все должно быть четко и по порядку. Поэтому, наверное, я не смешиваю цвета, использую простые линии и ровные геометрические формы», — рассказала она.

Над каждой своей работой Вероника работает около полугода. В концептуальном искусстве самый важный аспект произведения – это идея или концепция. Это означает, что все планы и решения принимаются заранее, а само выполнение является формальностью. На написание картины у художницы уходит около месяца.

А возможность много путешествовать и подолгу жить в разных странах позволяет художнице переносить свои впечатления от того или другого города на полотно.

«В Минске я создала очень много работ. И практически все эти работы в сером цвете, потому что это наиболее точно отличает мое впечатление от жизни в Минске. Там все серое, скучное, люди мало улыбаются…» — поделилась художница.

Одна из работ, написанных в Минске – «Лабиринт», на которой художница изобразила монотонные бетонные здания в микрорайонах Минска, где приезжему очень сложно сориентироваться и найти точный адрес. А огромное количество одинаковых домов создают впечатление лабиринта.

Работа «Пешеходный переход» передает желание автора привнести больше цвета в серые улицы.

Картины «Мужчина» и «Женщина» о рассказывают о том, как город выпивает энергию жителей. На одной половине картины красный цвет (как кровь или энергия). Это человек, который жил живет вдали от города. Вторая половина монохромная. Она символизирует жителей мегаполиса – напряженных, истощенных, болезненных.

Вообще цикл «В городе» — это своеобразное послание, призывающее обратить внимание на «серое настроение» людей, проживающих в серых безликих домах…

Картины «Вдохновление архитектурой» тоже посвящены городу, однако у них нет миссии передать какое-либо послание. В них, как это и понятно из названия серии, художница просто выразила свое восхищение тем или иным городом.

Наибольшее впечатление на Веронику произвел Токио: «Он не похож ни на один город, где я была. Там очень необычная архитектура, мало пространства и много людей, но при этом там очень много эстетики и просто потрясающей гармонии природы и урбанизма. Японцы очень трепетно относятся к природе, растениям… Кроме того в Токио между небоскребами можно найти зеленый уголок, на котором расположен старый храм, где даже в условиях мегаполиса можно послушать тишину».

Этот восторг нашел свой выход на холсте «Акигабара» и «Одаиба».

Потрясающее впечатление производит картина «Храм Аполлона». На ней изображен древний храм, находящийся на Сицилии. Картина необычайно точно передает теплоту южной ночи и нагретого за день мрамора колонн. Кроме того создается ощущение, что сами колонны впитав в себя свет солнца, сами светятся.

В цикл «Онлайн», отображающий мир современных технологий и коммуникаций вошла картина, написанная Вероникой в Астане. На ней изображен Юго-Восточный квартал цетральной Астаны между проспектами Тоелсыздык и Абылай Хан. «Эта работа была очень сложной, — поделилась Вероника. – Сложность заключалась в точном перенесении карты города на холст».

«Астана» в представлении художницы похожа на электронную плату, где электроны-автомобили передвигаются по линиям между электронными компонентами.

Картины «Найдите 136 отличий между Казахстаном и Чешской Республикой» являются по сути QR-кодами. Люди становятся все более и более зависимыми от своих смартфонов, потому что без них не получится прочитать послание, зашифрованное в QR-кодах, которые мы видим на плакатах, товарах, билетах… В сущности это новый язык, перевести который можно только с помощью смартфона. Но если посмотреть на них невооруженным взглядом, в них можно найти определенную эстетику. А заодно и 136 отличий.

О зависимости от мобильных устройств рассказывает и инсталляция «Современная иерархия потребностей подростка», которая показывает метаморфозу пирамиды потребностей Маслоу. Теперь среди базовых потребностей не физиологические потребности, а подключение к Интернету и электричество.

Впрочем, художница не настаивает на истинности собственного видения своих картин. Более того, ее очень интересует какие ассоциации они вызовут у зрителя.

И надо сказать, что в целом, не смотря на несколько мрачные месседжи, выставка получилась просто невероятно теплая, яркая и атмосферная.

Читайте также