Перейти к основному содержанию

b0_lexus_left.jpg

b0_lexus_right.jpg


2023 просмотра

Шымкентские «трактористы» порулили в Америке

Основатель арт-группы «Кызыл трактор» Виталий Симаков в эксклюзивном интервью Kursiv.kz рассказал о том, как прошел вернисаж в галерее Mana Contemporary в США, чем сейчас живет «Кызыл трактор» и как оценивает развитие казахстанского современного искусства

Фото: Виталий Симаков

В галерее Mana Contemporary Джерси-Сити – второго по величине города штата Нью-Джерси – с 14 октября по 30 ноября проходит ретроспективная выставка легендарной казахстанской арт-группы «Кызыл трактор».  На ней экспонируются около трехсот работ разных жанров. Основатель коллектива, теоретик искусства, художник и педагог, Виталий Симаков в эксклюзивном интервью Kursiv.kz рассказал о том, как прошел вернисаж, чем сейчас живет «Кызыл трактор» и как оценивает развитие казахстанского современного искусства

«Кызыл трактор» - это Молдакул Нарымбетов (1948-2012), Виталий Симаков, Абилсаид Атабеков, Смайл Баялиев и Арынстанбек Шалбаев. Выставка под названием «Коллекция мыслей: Придумывая истории» является частью специальной программы Нью-Йоркской Недели азиатского современного искусства ACAW, а также частью проекта «Фокус Казахстан», организованного Национальным музеем РК при поддержке Министерства культуры и спорта РК в рамках реализации программы «Рухани Жангыру». Шымкентский «Кызыл трактор» представляет на международной арт-сцене казахстанский авангард.

- Виталий Арсентьевич, выставка определена как ретроспективная. Что в ней представлено?

- Концепцию выставки продумывала ее куратор Лиза Ахмади. Она задумана как «сборная», чтобы показать наши прошлые и современные работы: живопись, графику, архивные фотографии, объекты инсталляции, скульптуры, видео перформансов и т.д. То есть полный набор жанров, в которых мы работали и работаем, лучше даже сказать, всю «кухню». Потому что выставка, особенно фотографии, это совсем не глянец, а отражение рабочих моментов, процесса формирования и эволюции нашего коллектива. А у нас были как подъемы, так и спады. Сейчас «Кызыл трактор» в зоне реанимации, до этого был в зоне искусства и в зоне риска: так условно мы сами «периодизировали» нашу историю. Мы очень давно, много лет, не выставлялись все вместе полным составом группы и получилось так, что, наконец, соединились в Америке.

- Насколько известна группа в США?

- Не думаю, что широко. В США непросто стать известным. Там главный критерий - денежный эквивалент. Если картины раскупают – значит, художник считается успешным, многое определяют аукционы. Но, как мы убедились, там тоже есть такие же художники-работяги, как мы, которые разбираются в истинных ценностях, приходят в выставочные залы. Нам повезло, что наш вернисаж совпал с презентацией дома художников в Mana Contemporary. И все те, кто пришли на его открытие, заодно посмотрели и нас.

- Судя по видео перформанса, с которого открылась выставка, вы зажгли всех еще с улицы.

- Да. Мы начали перфоманс с того, что стали закатывать бубен-барабан с площадки перед зданием внутрь под взглядами десятков собравшихся зрителей. Сам по себе барабан представлял собой интересный объект – он трехметровый, выполнен из двух природных материалов - дерева и кожи. Причем, кожа была натянута не гладко и аккуратно, а с разрывами и необработанными краями, чтобы придать предмету натуральность и естественность, даже какую-то первобытность. По ходу движения и после того, как барабан вкатили в помещение, мы стучали в него с обеих сторон, окуривали воздух адыраспаном, бегали вокруг, кричали. Затем Смайл Баялиев залез на барабан и пролистывал войлочную «книгу», окропляя ее водой и вытряхивая пыль.

- То есть тем самым вы представили и в чем-то материализовали понятие «очищение», как и назывался перформанс. От чего очищались?

- От накапливаемой шелухи, подверженности соблазнам и прочих слабостей и недостатков. То есть мы подразумевали духовное очищение. Человек постоянно совершает этот ритуал в различных святых, религиозных местах, где можно просто постоять, поразмыслить. Мы выразили это при помощи художественных средств, через арт-объекты, шаманские действия. Меня самого это настолько захватило, я впал в какой-то транс и бегал дольше запланированного, так что товарищам пришлось меня останавливать. Так внутри все закипело и зажглось, зажглись и зрители - всем хотелось зрелища!

- Шаманские одеяния и атрибуты, барабан, стуки, крики, прыжки, окуривания... Как вы думаете, увидит ли за всем этим глубинный смысл действа рядовой зритель?

- Если человек ничего не чувствует и не понимает, считаю, объяснять ему ничего не надо. Может, когда-нибудь потом наступит момент, когда он все это вспомнит и поймет. Мы не хотим навязывать свою матрицу мышления, даем полную свободу: зритель может не принять все это и отвернуться.

- И как восприняла перформанс американская публика?

-  Среди пришедших на открытие выставки было много казахстанцев, в том числе бывших. Во время самого действа ко мне два раза подходила женщина-казашка, попросив сначала окурить адыраспаном ее саму, потом - сына. Так ей хотелось пропитаться родным запахом степи, меня это очень тронуло. Среди посетителей были также выходцы из других стран Центральной Азии, индусы, мексиканцы, «черные», «цветные», «белые» американцы – кого только не было! Собралась разнообразная, разношерстная публика, получилось смешение рас, национальностей, мировоззрений. Это было очень приятно: как будто там собрался весь мир. Было ощущение, что барабан, который мы катили, собрал представителей всего земного шара.

Для американцев это был некий шок. Они с огромным любопытством снимали происходящее, хлопали, выкрикивали, благодарили. Потом подходили и говорили: вы нас словно пробудили, мы техническая цивилизация, а вы дали нам возможность почувствовать и ощутить то, что практически задушено, - запахи и ритмы природы, первобытную магию, человеческое естество.

- Понравилось ли Вам место выставки? Если бы был выбор, в какой стране предпочли бы выставляться? Как вообще относитесь к американскому искусству, если у вас любимые американские художники?

- Место очень понравилось: большая активность зажигает. Конечно же, европейские страны нас притягивают сильнее своей определенностью – к примеру, Германия, Австрия. Что касается предпочтений в американском искусстве, то мне нравятся многие американские художники - как классики, так и ныне занимающиеся творчеством. Лично для меня не имеет значения стиль работы: главное - высокий профессионализм.

Выставка в США показала, что наша группа выросла: то, что мы делали 20 лет назад, сейчас делаем по-другому. У нас уже есть свой стиль, свое лицо, с которым можно ехать в любую страну, цивилизованный мир, достойно выглядеть и представлять Казахстан. Искусство современного Казахстана находится на том же уровне, что и американское, западноевропейское. То есть американская выставка подвела для нас определенный итог: мы поняли, что находимся на правильном пути.

- И этот путь задал красный советский трактор. Правда ли, что название группы было выбрано случайно?

- Да. В 1995 году, когда мы делали выставку в Южно-Казахстанском областном историко-краеведческом музее, думали, как назвать группу, которая до этого выступала под разными именами. Вышли на улицу, и Молдакул Нарымбетов увидел стоявший перед музеем на постаменте красный трактор. Он предложил так и называться – «Кызыл трактор», мы поддержали. С тех пор и живем с этим «клеймом».

- Но все-таки случайное выбранное название оказалось соответствующим духу вашего коллектива?!

- Именно так. Мы все от земли, нас оторвали от сохи, от привычного образа жизни. И трактор – это символ этой трансформации. Трактор-памятник перед музеем стал для нас своего рода культом. Мы всегда восторгались его формой, изяществом: мы видели подобные трактора в других местах того же Южного Казахстана, но шымкентский выглядит наиболее потрясающе. В одном из наших ранних перформансов мы определили красный трактор «как мощную и правильную модель инженерной мысли и технического прогресса начала ХХ века, правильное и совершенное композиционное решение». У него просто шикарный дизайн, нас вдохновляли эти мощные металлические формы, еще и выкрашенные в красный цвет, у которого самая большая длина волны по цветовому спектру. То есть это сила энергии.

- А заложенный в этом объекте революционный запал, авангардистское начало?

-  Да, и это тоже. В тракторе заложена идея всестороннего обновления. Мы выступали как авангардисты, но ни в коей мере не хотели повторяться, подражать искусству 1920-х годов. Мы искали свой путь. С 1983 по 1990-е годы мы жили с Молдакулом в одном общежитии. Практически каждый вечер пили вместе чай, беседовали и спорили об искусстве. Я все время ему говорил, что не надо подражать, повторять за кем-то, надо делать свое, национальное. Он спрашивал меня: а почему ты сам этого не делаешь? «Но я же приехал в Шымкент из Уфы, человек другой национальной культуры, вырос в городской среде, без корней, - возражал я. - А у вас все это в крови. Для вас это все родное, естественное». Такие доводы его убеждали, он соглашался, что надо держаться естества и не делать никаких шагов в сторону.

- Тем не менее, за годы жизни в Шымкенте Вы не только впитали казахскую культуру, но еще и идентично ее выражаете.

- Да, она для меня родная. Я понял, что в прошлой жизни я был казахом. Я жил здесь, здесь все мое родное. Меня нисколько не тянет в Удмуртию, где мои корни. Мне здесь все нравится, я себя гармонично чувствую и ощущаю здесь, дышу казахской землей. Однако для окружающих я чужой. И как только начинаю делать что-то этническое, кочевое, мне говорят: ты подстраиваешься.

- Как, на Ваш взгляд, сейчас развивается современное искусство Казахстана?

- Как-то я видел по телевидению интервью известного модельера Пако Рабана. Он говорил, что у искусства есть три периода жизни. Первый – «авангард», когда появляется что-то новое, идет борьба за существование, движение. Потом, когда приходит признание, наступает период «классики». Когда он заканчивается, и творец уже не знает, что делать дальше, начинает изощряться, это уже третий период – «барокко».

Думаю, это касается в том числе искусства Казахстана. Есть много известных художников, имена которых гремели в 1990-х годах, а теперь они оказались в «барокко»: штампуют свои произведения, открывают галереи, школы. Фактически это деградация, они умерли как творцы, но либо не понимают этого, либо не хотят принимать. Да, к ним проявляют интерес обыватели, которые покупают их картины и вешают дома для украшения. Заметьте: они не вешают идею, имя – они вешают картинки.

- Касается ли сказанное и вашей группы и, если да, какой выход Вы видите?

- Отчасти да. Я уже намекал ребятам: смотрите, уже есть признаки начала барокко, а это опасно. Нужно успеть предпринять действия, предупредить наступление упадка. Поэтому наша задача сейчас -  искать новый путь, подготовиться к новому авангардному идейному перевороту. Толчок может произойти в сфере идеи формы, реализации этой формы, ее выражения. Возможно, это будут новые технологии. В общем, это концептуальная работа. Впрочем, думаю, решение придет естественным, а не запрограммированным путем, нужно только не упустить его, почувствовать.

- Как Вы относитесь к нашумевшему арт-объекту «Белка» в Алматы? И вообще в целом к современному концептуальному искусству. Ведь зачастую за очень большие суммы продаются весьма спорные с художественной точки зрения произведения.

- Считаю, что «Белка» для Казахстана не подходит. Не вдохновляет. А рынок на то он и есть рынок: как кому повезет. Споры и обсуждения здесь, конечно, только дополняют процесс эволюции вкусов и взглядов.

- Почему, на Ваш взгляд, не продаются так же хорошо работы «Кызыл трактора»? Насколько они вообще покупаемы?

- Покупаемость работ художников в наше время сложно определима. Она зачастую зависит от капризов покупателя или от бизнеса. У нас своеобразные работы и, соответственно, не отвечают запросам наших граждан. А чтобы продавать за рубежом, надо бороться за этот бизнес.

С этой задачей у нас относительно неплохо справляется пока только Саид (Абилсаид Атабеков – Къ), который больше других членов коллектива ездил в разные страны со своими индивидуальными проектами. Приглашавшие его устроители биеннале и других арт-мероприятий говорили, что их интересует. И он делал, что было для этого приемлемо. На западе сейчас более востребован фотоарт и видеоарт, другого рода объекты, как правило, их не интересуют. Саиду удалось сделать, казалось бы, несочетаемое: соединить с кызылтракторским культом природности, натуральности и этничности европейские средства фото- и видеоарта. Это довольно сложная задача, и у него получилось спроецироваться на европейское мышление. А европейское мышление и восприятие значительно отличаются от нашего. То, что им нравится, нам кажется скучным и даже в чем-то примитивным.

- А остальные «трактористы»? Как вы выживаете, наверняка, ваши работы, не подпадающие под понятие «товар», не кормят?

- Конечно, параллельно с творчеством нам надо где-то работать еще: иначе не выживешь. В этом главная проблема современного концептуального искусства. Как-то видел интервью немецкой художницы. Когда она работала в классическом стиле, писала живописные работы и успешно их продавала. А потом ушла в современное искусство. На вопрос, как отразился на жизни этот уход, она ответила: «Стала бедной. Такое творчество не приносит дохода, но я без этого уже не могу!». Я согласен с ней, потому что на самом деле надоело, что произведения художников люди оценивают и воспринимают как товар, а не как искусство. А концептуальное искусство - это, прежде всего, работа мозга, культурная работа, состояние души, то, что нас вдохновляет в жизни.

- То есть без внешней финансовой поддержки, спонсорства контемпорари арту не выжить?

 – Да, здесь есть прямая зависимость. Но раз находятся спонсоры, раз художникам материально помогают, значит, это кому-то нужно.

Вообще стоит отметить, что сейчас стали выделять деньги в эту сферу как государственные органы, так и частные фонды и лица. И эффект уже есть: благодаря финансовой поддержке современное искусство стало активнее и интенсивнее развиваться, в частности, в Алматы и Астане. Если раньше в том же ARTBAT FEST участвовали считанные авторы и коллективы, то сейчас идут толпами. Они получают признание, удовольствие, да еще финансирование на создание работ. В двух наших столицах чуть ли не каждую неделю открываются выставки художников, появляются новые объединения, художники разбиваются по группам. Все это стимулирует художественный процесс. У людей появляется желание и стремление, образно выражаясь, скакать мощными стадами бизонов делать современное искусство. И это хорошо. Потому что на фоне количественного роста обязательно появится что-то новое: качественный скачок неизбежен.

- Повлияет ли этот процесс на развитие группы?

- Уверен, что да. На таком общем фоне и особенно на волне американской выставки для нас наступает удачное время. Мы словно вдохнули свежий воздух, и сейчас полны идеями и планами. Но сначала «море» должно успокоиться. Нужно немного остыть и подождать. А потом определять дальнейший путь. При любом выборе мы должны остаться самими собой. Уверен, что, несмотря на разные разговоры о распаде «Кызыл трактора», мы всегда будем держаться друг за друга, а это главное.

- Останутся ли в «репертуаре» группы ваши фирменные перформансы?

- По большому счету, они не обязательны и не особо ценны. Но с ними веселее и интереснее как нам самим, так и нашим зрителям. Просто это - способ приукрашивания, привлечения людей. А без «фокусов» здесь нельзя. Как говорят, учись честному обману!


853 просмотра

Марат Бисенгалиев: «В современном мире недостаточно быть просто талантливым музыкантом, необходимо обладать и качествами менеджера»

Скрипач-виртуоз поделился секретами своего успеха и рассказал о том, какими навыками должен обладать современный музыкант

Фото: Олег СПИВАК

Известный казахстанский скрипач-виртуоз и дирижер Марат Бисенгалиев поделился с «Къ» секретами своего успеха, рассказал о том, какими навыками должен обладать современный музыкант, а также рассказал о новой премьере своего творческого проекта «Mr Adam», которая состоится в Алматы и Астане.

- Марат, почему Вы выбрали именно это направление деятельности? Никогда не хотелось развиваться в какой-либо другой сфере?

- У меня никогда не было мыслей сменить направление деятельности. У меня есть очень хороший друг Джон Морроу. Он был главой Карачаганак. Он говорил, если ты решишь когда-то сменить направление, то я бы с удовольствием поставил тебя главным менеджером. Почему-то он считал, что у меня есть качества управленца. На самом деле в современном мире необходимо обладать такими качествами. Потому что сейчас просто жить и просто играть – этого совершенно недостаточно. Каждый музыкант на сегодняшний день должен иметь какие-то еще навыки. Прежде всего, это навыки коммуникаций. Надо постоянно общаться, постоянно работать над своей карьерой, необходимо также иметь хорошие связи. То есть здесь идет постоянная борьба за «место под солнцем».

- «Через тернии к звездам» можно ли обозначить Ваш творческий путь этим выражением?

- Для меня это слишком банально. Можно, конечно. Сейчас я думаю, что если бы у меня была возможность повторить путь, с одной стороны мне кажется, что я сделал бы намного больше, чем было возможно.

IMG_9772.JPG

- А когда Вы впервые поняли, что к Вам пришла известность? Или Вы не обращали внимания на этот фактор?

- Мне кажется, секрет успеха в том, что не надо стремиться к известности. У меня до сих пор нет такой нужды. Быть скрипачом, быть лидером – это было чем-то таким естественным. Даже ребенком я, почему-то, считал, что я буду на сцене, буду играть соло. Но я не связываю это с самоуверенностью, скорее это предназначение какое-то.

- Получается, свою профессию Вы выбрали уже в раннем детстве. Не возникало желания стать кем-то другим?

- Никогда не возникало. Хотя в школе я не отличался какими-то выдающимися на тот момент музыкальным данными в отличие от своих одноклассников. Я развился достаточно поздно. По-настоящему я сделал рывок только в конце школы, когда я попал в класс Патрушевой. До этого у меня было очень много педагогов и мое развитие было в таком «сонном» состоянии. А после того, как я попал к ней в класс, я сделал огромный рывок. Она умела находить подход ко всем, ко мне в частности.

- Если рассматривать молодых музыкантов, есть ли среди них таланты, которые могли бы пойти по Вашему пути?

IMG_9780_0.JPG

-  На сегодняшний день молодежи, чтобы добиться определенных результатов, кроме музыкального таланта, нужно развивать и какие-то другие качества. Во время моего творческого становления нужно было выиграть престижный конкурс. На тот момент это был определенный стартап в карьере, а на сегодняшний день - подобные конкурсы не имеют такого значения. Потому что раньше конкурсов было намного меньше, они имели наибольший вес и попасть на них было очень нелегко. Надо было пройти через всесоюзный конкурс. А если человек прошел через всесоюзный конкурс – это было уже гарантией того, что он занимал место, получал лауреатство. Конечно, есть еще где-то пять конкурсов, которые имеют вес на сегодняшний день.

- Получается, сегодня молодым музыкантам нужно быть не столько талантливыми, сколько мобильными?

- На сегодняшний день бизнес записывающих фирм настолько пострадал от доступного Интернета, от влияния различных соцсетей. Поэтому сегодня контракт с самыми известными звукозаписывающими фирмами не имеет такого значения, какое имел, например, в 90-е годы. Когда я смотрю на современных солистов - то вижу много проблем. Сейчас множество различных направлений и уклон идет на визуализацию, когда качество игры «уходит» на второй план. А визуальный эффект, beauty (красота- «Къ»),  сексапильность – они выходят на первое место. Сейчас есть такая тенденция, и это срабатывает. Но все в этой жизни имеет свою цикличность, свой кругооборот, и происходит возвращение к тем или иным ценностям.

55.JPG

- Трудно ли попасть молодому музыканту в Ваш коммерческий проект?

- Да, непросто. Для меня самые главные качества – это человеческие качества. Оркестр - это семья, где необходима гармония и баланс. Мне очень важно, чтобы все музыканты чувствовали себя комфортно. Чтобы они были счастливы, потому что это все сказывается на игре. Если есть какие-то проблемы – это сразу необходимо решать. Иногда приходится отказываться от музыканта, который провоцирует или нарушает гармонию в нашей «музыкальной семье». На втором месте - профессиональные качества, которые также очень важны для меня. И затем уже идут такие качества как артистичность, пластичность, физическая красота. Для меня визуальный аспект оркестра также очень важен. Моим музыкантам дается возможность бесплатного преображения, чтобы они находились в хорошей физической форме. Они обязаны ходить в Fidelity (фитнес-клуб – «Къ») практически каждый день. Простого музицирования на сегодняшний день недостаточно, необходимо быть и эстетически привлекательным.

- Чем Вам запомнился 2018 год?

- Этот год для меня заполнился проектом, которым я сейчас занимаюсь. Сейчас я пока не могу раскрыть подробности. Могу лишь сказать, что мы выиграли тендер и работаем в данном направлении. Я отдал все свои силы, чтобы этот проект заработал.

- Есть ли новые проекты, связанные с оркестром в Мумбае?

- Скоро мы едем на гастроли в Англию и Шотландию. Это достаточно серьезные гастроли, так как в Англии находятся наиболее влиятельные критики. Если покорить Англию – значит покорить весь мир.

- Поддерживает ли сегодня государство культурных деятелей, Ваш коммерческий проект?

- Если посмотреть на Индию – там не поддерживают совершенно. Здесь – лично меня не поддерживают, так как у меня оркестр коммерческий. 

66.JPG

- 16 декабря во Дворце Республики Алматы состоится мировая премьера концертного проекта «Mr Adam». Расскажите об этом проекте.

- Это совершенно новый оригинальный проект, который идет в разрез с любыми существующими концепциями. Это новаторский проект, как «Энергия звука», который мы показали на ЭКСПО-2017. «Энергия звука» базируется на возникновении истории Вселенной, саму музыку специально написал сэр Карл Дженкинс, которая называется «Энергия звука» – это и есть Вселенная. В новом проекте концепция «Энергии звука» сохранена. Здесь интерес в том, что мы не используем акробатов профессиональных и танцоров, здесь все сделано музыкантами. Нам пришлось осилить определенные сложные технические задачи. Для этого были использованы технические новшества, такие, как 3D-очки (epson-очки -  «Къ») для того, чтобы читать ноты. Очень важно было найти музыкантов с хорошими физическими данными, в нужной весовой категории (не более 55 кг), чтобы тонкие струны, которые поднимали музыканта во время представления, не оборвались.

- Долго ли готовились к предстоящей премьере?

- Сам процесс подготовки был более года. Но у нас было всего 5 дней, чтобы собрать новую постановку, обыграть, отрепетировать. За эти дни были собраны звук, свет, проекция, движения. Пять бессонных ночей музыканты провели на сцене. Мы отдельно готовим с оркестром музыку, проходим с хореографом все движения, с актером - все выражения. А техники видео работают в своей студии над каждым движением, делают скелет представления.

- Выше мы говорили о визуализации, получается, Вы к этому пришли и успешно развиваетесь в данном направлении?

 - Да, я пришел к этому сознательно. У меня есть огромное желание внедрить классическую музыку в массы, для тех людей, которые никогда не слушали классическую музыку и никогда бы не пошли в концертный зал. Моя концепция как раз направлена на то, чтобы проекты были интересны всем людям. Я уверен, что эта классическая музыка понравится практически каждому человеку.

- Спасибо за интервью. Желаем Вам творческих успехов!

 - Спасибо. Приглашаю вас 16-го декабря в Алматы и 21-го, 22-го, 23-го декабря в Астану на премьеру концертного проекта «Mr Adam».

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Замглавы Мангистауской области Максат Скаков предложил проводить беседы с женами госслужащих, поскольку из-за их желания иметь разные материальные блага мужья-госслужащие занимаются коррупцией. Как Вы думаете, что еще можно было бы сделать?

Варианты

Цифра дня

18 242
сообщения о коррупции
поступило антикоррупционщикам с начала 2018 года

Цитата дня

Сегодня мы задержали его (наркоторговца), изъяли наркотик, дилеры узнали об этом, быстро меняют формулу. В следующий раз привозят – его уже нет в списках, поэтому мы его не можем задержать. 86 человек отпустили мы, хотя они реально завезли нам наркотики

Калмуханбет Касымов.
министр внутренних дел РК

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank