Перейти к основному содержанию

1164 просмотра

Джан Гёкташ, гендиректор The Ritz-Carlton Almaty: «Именно люди – наиболее ценный ресурс в нашем бизнесе»

О достижениях отеля, туристических перспективах Алматы, конкурентах и особенностях отельного бизнеса мы поговорили с Джаном Гёкташем

The Ritz-Carlton, Almaty в этом году исполнилось пять лет. О достижениях отеля, туристических перспективах Алматы, конкурентах и особенностях отельного бизнеса мы поговорили с генеральным директором отеля Джаном Гёкташем.

–  Пять лет - не самый большой срок для отеля, можно ли говорить о каких-либо достижениях?

–  The Ritz-Carlton, Almaty стал первым отелем категории «люкс», открывшимся в Казахстане. И с самого момента открытия, в ноябре 2013 года, Дамы и Господа The Ritz-Carlton, Almaty (именно так, с большой буквы. Термин «обслуживающий персонал» здесь под запретом. – «Къ») ежедневно проделывают огромную работу, погружая каждого гостя в атмосферу  казахского радушия, теплого гостеприимства, проявляя искреннюю заботу и даря ощущение домашнего уюта. Философия The Ritz-Carlton – делать пребывание каждого гостя у нас запоминающимся и дарить незабываемые впечатления. Inspire Life’s Most Meaningful Journeys – что означает, что мы вдохновляем и оказываем поддержку самых значимых путешествий в жизни наших гостей.

За это время гостями отеля стали тысячи путешественников из более чем 100 стран мира. Также за это время отель стал площадкой для огромного количества свадеб и торжественных мероприятий, семейных празднований, романтических вечеров и деловых встреч и конференций.

Но основная заслуга The Ritz-Carlton, Almaty – за это время мы стали образцом на рынке, задающим тренды в сфере гостеприимства и кулинарии в стране. Мы заложили самые высокие стандарты обслуживания, соответствующие глобальным стандартам The Ritz-Carlton. Я верю, что нам удалось передать рынку свое видение и понимание того, каким на самом деле должен быть опыт класса «люкс».

Я также верю, что мы внесли свой вклад в то, что Казахстан стал еще более узнаваемым. Мы показали тысячам наших гостей, насколько прекрасен город и страна, насколько прекрасны и гостеприимны наши люди. Истории о путешествиях чаще всего передаются из уст в уста. Я думаю, каждый из нас интересуется у друзей, родных и близких, вернувшихся из путешествия, сначала общими впечатлениями о стране, городе, а также о том, каким был их опыт проживания в отеле. Тем временем вместе с нашими Дамами и Господами мы каждый день отвечаем за это общее впечатление, обеспечивая незабываемый опыт проживания в нашем отеле для тех, кто не знал ничего о Казахстане до своего приезда, и для тех, кто возвращается сюда уже много раз.

The Ritz-Carlton – это синоним престижа, высокого качества во всем, внимания к деталям во всем мире. И когда путешественники видят отель этого бренда в любой стране, они точно уверены, что там их ждет самый высокий сервис. Это заслуга бренда и наших Дам и Господ. На мой взгляд, наличие в Алматы The Ritz-Carlton добавляет городу привлекательности как туристическому направлению, потому что для некоторых туристов наличие бренда The Ritz-Carlton в городе является решающим фактором при выборе направления.

–  Как можно измерить успех отеля с момента открытия пять лет назад: достигнуто ли то, что было запланировано?

–  Мы измеряем свой успех по трем критериям: во-первых, это удовлетворенность наших Дам и Господ, во-вторых, удовлетворенность наших гостей и в-третьих –  финансовые результаты. Мы считаем их ключевыми показателями нашей работы. 

Одним из самых важных и первостепенных критериев для нас является удовлетворенность наших Дам и Господ. Я не устаю повторять, что именно люди – наиболее ценный ресурс в нашем бизнесе. Именно они создают атмосферу всего отеля, именно они работают напрямую с нашими гостями. Моя личная цель как руководителя – убедиться, что все Дамы и Господа  обучены в соответствии со всеми стандартам бренда, знают все лучшие практики и ноу-хау в нашем бизнесе и самое главное – применяют на практике все эти знания.  

В прошлом году удовлетворенность Дам и Господ составила 97%.  За этот год результаты будут подсчитаны позже. Мы лидируем по этому критерию уже четвертый год по Европейскому региону, куда входят около 60 отелей бренда, и этим я очень горжусь. Отмечу отдельно, мы много работаем над тем, чтобы нашим сотрудникам удавалось соблюдать баланс между работой и личной жизнью – это очень важно, особенно в нашей сфере, и мы стараемся, чтобы наши Дамы и Господа с радостью возвращались на работу.

Как мы измеряем удовлетворенность наших гостей? Такой опрос очень схож с опросом по удовлетворенности наших Дам и Господ. Каждый гость получает приглашение участвовать в опросе, где он оценивает наш сервис по 10-балльной шкале. Мы считаем, что мы успешны, только если получаем отметки 9 и 10. Если гость отметил 8, значит, мы оказались не на высоте. По показателю удовлетворенности гостей мы занимаем 5-е место в регионе – это прекрасный результат, и я считаю, что это большая заслуга наших Дам и Господ.

В финансовом плане я могу отметить положительную динамику и ежегодный рост. Это связано с увеличением заполняемости отеля, которая в среднем каждый год увеличивается на 3–5%.

–  Есть ли какой-то прогресс в индустрии гостеприимства в Казахстане в целом? Увеличился ли процент путешественников за эти пять лет?

–  Казахстан становится все более перспективным направлением как с деловой точки зрения, так и с туристической.

Первое обосновывается тем, что Казахстан развивается очень быстро, а Алматы, в частности, геополитически очень близко расположен к другим среднеазиатским странам, таким как Узбекистан и Кыргызстан, и был и остается транзитной остановкой между Китаем и Европой.

А второе связно с тем, что увеличивается количество путешественников, которые приезжают, чтобы отдохнуть, познакомиться с культурным и историческим наследием. Особый интерес к стране проявляют жители Индии и стран Ближнего Востока. Их привлекает мягкий климат, обилие зелени в городе и девственная природа за его чертой, многовековая кочевая культура, а также кулинарные традиции. Кроме этого, Алматы может предложить гостям отличные поля для гольфа, трассы для катания на лыжах и сноубордах, пешие походы в горы, велопрогулки, охоту, езду на лошадях и многие другие развлечения. 

Приток туристов мы также замечаем по заполняемости нашего отеля: пять лет назад средняя заполняемость отеля составляла 50%, в этом году мы подошли к отметке 70%.

Кроме того, если посмотреть на статистику по туристам, то спустя пять лет существования можно уверенно сказать, что туристов, приезжающих на отдых, становится больше. Если раньше бизнес-туристы составляли 95% от общего числа гостей, то сейчас эта цифра составляет 80%. Соответственно, мы видим, что число туристов, приезжающих на отдых, за последние пять лет увеличилось с 5% до 15%.

–  Какие изменения необходимы для развития туризма в Казахстане? Что бы Вы хотели изменить или улучшить?

–  Для начала я хотел бы отметить, что государство делает много шагов для увеличения туристического потенциала всей страны в целом и Алматы в частности. Ведется упорная работа над тем, чтобы Казахстан стал еще более узнаваемым на мировой арене, но всем нам еще предстоит совместная кропотливая работа в этом направлении.

Я думаю, что необходимо улучшить работу в нескольких сферах, например, необходимо проработать турпакеты с туристическими агентствами за рубежом, чтобы они могли предлагать готовые интересные решения своим клиентам.

Нам также необходимо развивать MICE-туризм – это деловой туризм,  который подразумевает мероприятия, встречи и конференции, направленные на нужды корпоративного сектора. Учитывая активное развитие Казахстана в целом и Алматы в частности, это очень важный и перспективный сегмент.

Кроме этого, я считаю, что Казахстан должен стать членом Международной ассоциации конгрессов и конференций (International Congressand Convention Association, ICCA). Проведение различных международных или глобальных ярмарок, конференций, симпозиумов, когда приезжает множество делегаций из различных стран, работает на благо позиционирования страны в целом и положительно сказывается на развитии туризма. 

Легкость получения визы для путешественников – один из сильнейших факторов, влияющих на решение о выборе той или иной страны для отдыха. Поэтому я думаю, что облегчение получения визы или возможность свободного въезда в нашу страну положительно скажется на увеличении потока туристов, особенно из соседствующих стран.

И еще один момент, на который я хотел бы обратить внимание, – у нас пока нет закона, который бы регулировал стихийные системы сдачи жилья, как Airbnb и Booking.com. Я считаю, что эта сфера должна развиваться, но пока нет прямых законов, направленных на регулирование деятельности физических лиц, размещающих жилье на таких платформах.  Это бы защитило саму индустрию от негатива, который может появиться из-за того, что, например, нет соответствующей системы пожарной безопасности, регистрации и отчетности. Мы можем перенять опыт США, Японии и Великобритании, где эта сфера туризма очень развита и правильно регулируется, но пока она создает не совсем здоровую конкуренцию официальному и законному гостиничному бизнесу.

Это общие шаги, которые, на мой взгляд, необходимо предпринять для развития индустрии в целом. Что же касается Алматы, то городу необходима единая идентификация, единая стратегия его продвижения. Многое зависит от того, как подавать город. Нужна очень четко продуманная легенда с интересной подачей истории города, архитектуры, культурных привычек, кулинарии и прочего. Об этом мы уже не раз говорили.  

–  В недавнем интервью Катя Сова отметила, что увеличение числа туристов из Индии является большим достижением отеля The Ritz-Carlton, Almaty. Что еще стало вкладом отеля в развитие отрасли?

–  Индия – очень большой и перспективный рынок. Почему Алматы как продукт интересен жителям Индии? Короткий прямой перелет, опять же мягкий климат, хорошие отели, хорошие рестораны, ночная жизнь, шопинг.  Их не очень интересует история города, но они в восторге от красот природы: Шымбулака, БАО, Чарына, поездок на снегоходах и квадроциклах, рафтинга и так далее. Если все то же самое предложить американцу лет 60, его это не заинтересует, потому что все это есть и в США. Кроме того, стоит отметить, что опять же туристам из Гонконга, Китая, стран Ближнего Востока все это тоже нравится. Также их привлекают прямые перелеты, для граждан некоторых из этих стран виза для въезда в Казахстан не нужна.

Как мы привлекаем этих туристов? Участвуя в глобальных туристических ярмарках, мы не просто представляем свой отель, но в первую очередь представляем Казахстан. Потому что туристы не приезжают только ради того, чтобы отдохнуть в отеле. Помимо участия в туристических выставках мы организовываем различные ярмарки и мероприятия. Кроме того, мы время от времени инициируем в Алматы пресс-туры, проводим ознакомительные поездки для представителей туристических агентств. Ведь как происходит продвижение страны на туристическом рынке? Сначала ты едешь и рассказываешь обо всех преимуществах направления, а потом приглашаешь заинтересованных лиц к себе, чтобы они своими глазами увидели все то, о чем мы рассказывали. Сейчас наш фокус также на туристах из Японии, Европы, Юго-Восточной Азии.

–  Вернемся к разговору об отеле. The Ritz-Carlton, Almaty – это не только отель, но и место для проведения досуга горожан. С течением времени каждое модное место перестает быть популярным. Выходит из моды. Как Вы справляетесь с этим?

–  Мы всегда соревнуемся сами с собой и на постоянной основе вводим различные услуги, а если это касается кулинарии, – каждый новый сезон в сентябре обновляем меню и даже меняем концепции. Например, недавно мы ввели услугу weddingangel. Суть в том, что это помощники, которые прикреплены к невесте и жениху в день свадьбы. Они помогают с утра и до вечера, начиная от сборов невесты и до проводов гостей, они позаботятся о кофе, помогут поправить прическу или быстро скоординировать поваров и официантов и тому подобное. Также мы начали предоставлять «смокинг-сервис» – если вы были у нас на одной из свадеб, то вы, наверное, заметили, что чаще всего банкетные официанты одеты в элегантные национальные камзолы с орнаментами.  Но сейчас, если вы хотите свадьбу в европейском стиле, то официанты могут быть одеты в смокинги. Это дополнительная услуга для тех, кто хочет добавить европейскую нотку на своей свадьбе. 

Кстати, в год наша команда проводит более 40 крупных мероприятий, в числе которых свадьбы со сказочными декорациями.

Как я и говорил, мы постоянно удивляем гостей новыми кулинарными предложениями от шеф-повара Исмаила Алчая. Различные варианты меню, новые закуски, салаты, десерты и абсолютно иная подача. Какое-то время шеф-повар присматривался к предпочтениям гостей, изучал их запросы и теперь он точно знает, что понравится местной публике. Например, мы  видим, как он приучает гостей к морской кухне, – шеф Исмаил родился у побережья и является фанатом морской кухни, поэтому он часто предлагает гостям блюда из рыбы, специально привезенной из Франции и Турции.

А совсем недавно мы ввели предложение Sunday BBQ. Зная любовь казахстанцев к мясу и приверженность семейным традициям, мы решили по воскресеньям организовывать барбекю, которые бы позволяли нашим гостям приятно проводить время в кругу семьи и близких.

– Давайте немного поговорим о сотрудниках отеля. О ваших Дамах и Господах. Как вы отбираете их? Какие критерии наиболее важны?

– Для The Ritz-Carlton в первую очередь важен сам человек – его желание работать и развиваться в этой сфере. Страсть в глазах. Не наличие определенного набора навыков или диплома с соответствующим образованием, а потенциал и человеческие качества. Если это есть, то всему остальному мы научим. Как правильно сервировать стол, как держать поднос или как отпарить скатерть. Но вот желанию искренне помогать людям не научишь. Самое важное – нельзя научить любить людей. Все это должно быть уже заложено в человеке. Абсолютно все сотрудники проходят тренинги (около пяти раз в год), начиная от того, что такое сервис The Ritz-Carlton и философия бренда, заканчивая тренингами по сервису и безопасности.

Мы работаем в индустрии гостеприимства, поэтому работа всех без исключения сотрудников не ограничивается рамками должностных обязанностей. Каждый из них делает максимум возможного, чтобы предугадать и удовлетворить желания наших гостей. Не спрашивая разрешения у своего руководства, каждый из наших сотрудников может, например, принести куриного супа или имбирного чая для гостя, если он видит, что тот простыл и плохо себя чувствует. Каждому человеку будет приятен такой жест, особенно находясь вдали от дома.

– Кстати, я знаю, что ваши Дамы и Господа часто удивляют гостей. Такие мини-сюрпризы называются Wow Stories. Расскажете несколько историй?

– Неважно, будь то во время проживания, когда вы ужинаете у нас в одном из ресторанов или проводите время с друзьями или коллегами на летней террасе, предвосхищение пожеланий гостей, умение наперед угадывать их пожелания – вот наше главное отличие. The Ritz-Carlton, Almaty – это не только площадка, предоставляющая различные услуги, – это воспоминания, которые останутся с вами навсегда.

Если говорить  о Wow Stories, то у меня есть три любимых.

Первая. Кажется, это было в мае. К нам заселилась пара, которая праздновала первую годовщину своей свадьбы. Наши Дамы и Господа, узнав повод и увлечения наших гостей, сразу же приняли решение сделать этот день незабываемым.  Во время заезда гостей они оставили в номере пригласительную записку, где было сказано, что пару ждет сюрприз в очень необычном месте. Что же сделали наши Дамы и Господа? Зная, что гости очень любят походы и увлекаются фотографией, решили устроить для гостей романтический пикник на Большом Алматинском озере с фотосессией. Водонепроницаемый каремат с пледом, теплые одеяла, пряный имбирный чай в термосе, корзинка с очень вкусными сэндвичами, воздушные шары и цветы для настроения и даже музыкальное сопровождение – все это организовали наши сотрудники.  Никакие слова не смогут описать эмоции наших гостей!

Вторая. Однажды к нам заселилась семья с двумя маленькими детьми. Когда наши Дамы и Господа играли с детьми, пока их родители проходили регистрацию, один из детей спросил, ожидают ли их в номере одеяла с барашками. Нашим Дамам и Господам пришлось разочаровать малышей. Но затем они нашли в интернете самые милые одеяла с барашками и к моменту заселения оставили их в номере с запиской «Все мечты имеют привычку сбываться». Сказать, как были удивлены дети, а в особенности их родители, – ничего не сказать.

И третья. Однажды к нам обратился мужчина, который на день рождения своей жены хотел преподнести ей необычный сюрприз. Как вы думаете, что он сделал? Как только он провел свою жену к столику с шикарным видом на город, он надел кулинарный фартук и под руководством шеф-повара Исмаила приготовил для своей жены ужин и сам обслуживал ее весь вечер. Это любовь!

4446 просмотров

Самый экстремальный рыбак хотел бы половить сомов в Казахстане

Джереми Уэйд о легендах, речных монстрах, рыбалке в Чернобыле и сомах в Казахстане

Фото: Discovery Channel

В поисках речных монстров, самый, пожалуй, известный экстремальный рыбак в мире объездил разные страны и континенты. Он рассказывал о «Рыбаках в джунглях» на канале BBC, охотился за «Речными монстрами» на Animal Planet  и теперь берется разгадывать тайны самых отдаленных водоемов и их обитателей в программе «Джереми Уэйд: темные воды» на Discovery Channel.

- Какое место запомнилось вам больше всего, ведь вы так много путешествовали?

- Очень сложно выбрать что-то одно, я провел много времени в джунглях, ливневых лесах, много где. Иногда испытываешь дискомфорт, иногда захватывает дух…Назову один уголок нашей планеты, где виды просто потрясающие, – это Монголия. Я побывал там несколько лет назад в поисках тайменя. Таймень – это рыба из семейства лососевых, но она никогда не добирается до моря, она просто мигрирует вверх и вниз по течению реки. И виды были настолько невероятные, что мне иногда хотелось прекратить рыбачить. Я сплавлялся вниз по реке на плоту, и вместо того чтобы все время забрасывать удочку, я хотел просто любоваться. Важный момент – в те края нужно ехать в правильное время года, ведь зелень там держится только пару месяцев.

- Что вы считаете своим самым большим достижением в жизни?

- Пару лет назад мы снимали сельдяного короля, или ремнетела – глубоководную рыбу, которая очень редко попадается на глаза. Это очень длинная лентообразная рыба. Думаю, я стал первым телеведущим, который оказался в кадре с ремнетелом. Мы очень много и долго к этому готовились плюс нам очень повезло. Но что касается достижений в целом – мы помогаем людям быть неравнодушными, интересоваться тем, кто живет рядом с ними в реках. Многие люди знают о том, кто живет в морях. Начиная с Жака Кусто было снято множество хороших телепередач о том, кто живет в океанах. Мало кто занимался пресноводными водоемами, поскольку в большинстве рек вода мутная, и нельзя увидеть, что в ней происходит. Если кто-то нырнет в воду, они не смогут ничего снять. Так что мы придумали способ показать этих животных – мы рассказываем о них увлекательные истории со свидетельствами очевидцев, а в конце показываем саму рыбу. И очень часто получалось так, что люди никогда раньше не видели этот вид на ТВ, даже не знали, что он существует.

А еще раньше я работал учителем. У меня в общей сложности было около 200 учеников, и это было очень тяжело. А сейчас я оказался в ситуации, где я учу в очень приятной форме аудиторию, состоящую из миллионов людей по всему миру, в каждой стране мира. И это приносит мне удовольствие. Мне нравится видеть энтузиазм и интерес со стороны зрителей. Как следствие, люди начинают заботиться о пресных водоемах и их обитателях, так что я назвал бы это моим достижением. И я бы хотел подчеркнуть, конечно же, что это не только мое достижение, это командное достижение, так как есть целая продюсерская команда, есть съемочная группа на месте, и есть телеканалы Animal Planet и Discovery Channel, которые все это транслируют. Я должен сказать, что Казахстан – это одно из мест, где я еще не был, и мне очень хочется туда поехать, потому что у вас в дельте реки Или живут очень большие сомы, о которых я слышал. Так что, возможно, однажды я к вам приеду.

- Мы были бы очень рады, если бы вы приехали. Вы могли бы вернуться немного назад и рассказать нам, как именно вы заинтересовались рыбалкой? Это был конкретный момент или вы всегда знали, что вам это интересно?

- Нет. Многие люди начинают заниматься рыбной ловлей, потому что их учит отец или дед. В моей семье никто не рыбачил, но я вырос на юго-востоке Англии, где река протекала прямо через нашу деревню. Многие мальчишки рыбачили, но обычно не очень успешно. И когда я начал, мне тоже нечем было похвастаться, мне это казалось очень глупым занятием. Ну вы понимаете – стоишь под дождем целый день, и ничего не происходит. В чем смысл? Я мог бы заняться чем-то еще. А потом один из моих школьных друзей, который знал, как ловить рыбу, потому что его дед был рыбаком, одолжил мне снаряжение получше, рассказал, что нужно делать, я поймал одну рыбину, и мне кажется, что как только я ее поймал, произошло какое-то волшебство. И мне захотелось выяснить, что же еще водится в реке.

На это можно посмотреть и с другой точки зрения. Люди спрашивают альпинистов, скалолазов: «Почему вы это делаете?». И есть очень известный ответ на этот вопрос, который, как мне кажется, принадлежит Эдмунду Хиллари, но я не уверен. «Почему вы взбираетесь на горы?» – «Потому что они есть». Со мной было то же. Передо мной была река, и это было приключение. Я шел через поля, я уходил далеко от поселений, я был один. Очень часто я не видел ни одного человека целыми днями. Это было по-настоящему, это было путешествие. Мне казалось, что я открываю что-то новое, не уходя далеко от дома, и это чувство заставляло меня двигаться дальше.

- Вы заинтересовались рыбалкой в очень юном возрасте. То есть сначала был интерес к рыбалке, и уже потом – к путешествиям?

- Точно. Я много рыбачил в Англии, и однажды наступил момент, когда все начало казаться очень знакомым. Мне хотелось чего-то нового. Я услышал о рыбе в Индии, и решил поехать туда. Я совершенно не понимал, что делаю, меня мало интересовали путешествия, мне просто хотелось поехать и найти эту рыбу, что я и сделал. Это было в 1982 году, и у меня было что-то вроде 300 фунтов в пересчете на современные деньги. Я тратил ничтожно мало, но это было на три месяца и было очень сложно. Когда я вернулся домой, у меня было такое чувство удовлетворения от того, что я смог выжить и путешествовать, это было как новая зависимость. Когда я вернулся из Индии, я подумал, что хочу поехать куда-нибудь еще. В других местах должна быть другая рыба, другие реки. И я стал планировать следующие поездки.

- Вы могли бы рассказать об истории, которую вам удалось опровергнуть. Сказать «нет, такого существа в реальной жизни нет».

- В первом сезоне программы «Речные монстры» я поймал очень больших тупорылых акул в реке в Южной Африке. Многие люди и не думали, что тупорылые акулы могут заплывать вверх по течению реки. Большинство людей скажут вам, что тупорылые акулы – очень глупые животные. Что они очень агрессивны, и, если дать им шанс, они нападут на человека. На самом деле тупорылые акулы не нападают на людей осознанно. Я работал с учеными, мы пометили двух особей, двух очень больших самцов тупорылой акулы – три метра в длину, 250 кг – с использованием акустических меток, чтобы можно было отследить их передвижения и знать, где они находятся. Их не видно, нет никакого плавника над поверхностью, не видно вообще ничего, но можно узнать, где они. Ученые отслеживали передвижения этих акул, и иногда, когда кто-то оказывался в воде, акулы передвигались невероятно быстро, чтобы проверить, что вызвало колебания в воде. Они подплывали на расстояние в несколько метров и разворачивались. Человек и не знал, что это произошло. Суть в том, что тупорылые акулы любят рыбу. Они предпочитают конкретные виды рыбы. Они как мы, не едят все подряд. Их не интересуют люди. На человека они могут напасть по случайности. Например, если вода была мутная. У рыб нет рук, они все проверяют на зуб. И для них это мелочь, а человек в результате лишается ноги. Но в этой конкретной реке, где в то время было много рыбы, акулы избегали людей, и это полностью противоречило всему, что говорилось о тупорылых акулах. Тут история не о том, существует ли то или иное животное, тут суть в том, что представление о тупорылых акулах не соответствует действительности. Они значительно более сообразительные и менее агрессивные, чем все думают.

- Вам удалось разгадать какие-нибудь речные загадки и секреты?

- Думаю, да. Во многих программах нет окончательного ответа. Один очень хороший пример – это первая серия программы «Джереми Уэйд: темные воды», которая с 30 июня будет выходить по воскресеньям на Discovery Channel и где мы изучаем истории об озерных монстрах в Италии. Еще в Средние века люди видели странных существ в этом озере, и они заметили их совсем недавно. Два человека мне рассказали, что обнаружили в озере странных существ. Я старался понять, идет ли речь о реально существующем животном, которое бы подходило по размеру и которое бы похоже двигалось. И в конце серии я получил ответ, в котором я относительно уверен. Единственный способ его проверить – полностью осушить озеро, что невозможно. Так что загадка остается. Если бы можно было осушить озеро Лох-Несс, то его тайна была бы разгадана. Так что да, во многих сериях моих программ мне удавалось дать очень правдоподобный ответ. Может быть, не со стопроцентной уверенностью, но, если бы это был суд с 12 присяжными, большинство сказало бы «да, мы верим». 

- Назовите пять самых опасных видов речных рыб в Европе и где они обитают?

- Первая серия программы «Джереми Уэйд: темные воды» об итальянском озерном монстре построена как детектив, поэтому я не хотел бы рассказывать слишком много до того, как люди ее посмотрят. Я попытался выяснить, существует ли в действительности персонаж этих историй. Так что в конце серии вы увидите один из европейских видов, который огромен и потенциально опасен. Если говорить о героях других программ, то пару раз занимался ловлей европейского (обыкновенного) сома. Эта рыба, как ни удивительно, может быть очень опасной. Дело в том, что сомы строят свои жилища на мелководье, иногда на глубине всего около 2 метров. Они делают небольшую ямку на дне озера или реки и очень агрессивно ее защищают. Несколько лет назад я снимал программу на озере в Германии недалеко от Берлина, где покусали нескольких пловцов. У них на ногах были огромные – сантиметров по 20 – следы от укусов. К счастью, никого не утащили под воду, но многие люди были очень напуганы. Упомяну также щуку, которая живет по всей Европе. Щуки нападают на водоплавающих птиц и даже на собак, если те оказываются в воде. Есть истории о том, как сильно они покусали людей, но я в них не очень-то верю. Однако при ловле щук нужно быть очень осторожными – если щука укусит, мало не покажется. И еще одна потенциально опасная рыба – это разные виды осетровых. Они не хищники, у них нет зубов, но эти рыбы массивны, и если она выпрыгнет из воды и навалится всей тушей, хорошего мало. Но эти случаи скорее из разряда случайностей, специально осетры нападать не будут. В Европе, пожалуй, на этом все. По сравнению с другими регионами здесь не так много опасных рыб.

- Чем рыбы могут быть опасны?

- Очень часто, когда я говорю, что та или иная рыба опасна, то не имею в виду, что они специально нападают на человека. Иногда человек может слишком близко подойти к месту, где рыбы размножаются, и те защищают свою территорию. Иногда в реке плохая видимость, и рыбы не разбирают, кто и что перед ними. Например, если щука кусает за ногу, она может не знать, что это нога. Она видит в реке что-то светлое и думает, что это маленькая рыба. В общем, если рыба нападает на человека, чаще всего виноват он сам.

- Едят ли люди опасных рыб?

- Потенциально да. Так исторически сложилось, что люди ели сомов. Люди ели щук, осетров, ели осетровую икру. Но, к сожалению, популяции большинства пресноводных рыб очень сильно сократились. Так что сегодня большинство рыбаков отпускает добычу обратно в реку, потому что иначе бы рыба и вовсе перевелась. 

- Самая необычная рыба в мире?

- Думаю, я ее увидел, когда рыбачил в прудах-охладителях в Чернобыле несколько лет назад. Там была очень большая популяция обыкновенного судака. Я ловил их на маленькие искусственные приманки, но там были еще и большие сомы. Было необычно видеть такую крупную рыбу так близко к промышленным сооружениям. И поскольку там закрытая зона, этих рыб оставили в покое, и они вымахали до значительных размеров. В общем, это была невероятная картина – крупные рыбы рядом с промышленными объектами, такого я раньше нигде не видел.

- Какую рыбу было сложнее всего найти?

- Думаю, сложнее всего было найти большую тигровую рыбу в Конго. Я впервые оказался в ливневых лесах в сердце Африки. Это было в 1985 году, когда это все еще был Заир, – сейчас это ДРК, Демократическая республика Конго. Я побывал там, когда там правил диктатор Мобуту. Туда было очень сложно попасть, да и обстановка в целом была напряженной. Сейчас, правда, ненамного лучше. Я провел там два месяца – это было очень тяжело. За все это время и ничего не поймал. Потом я вернулся туда через шесть лет и кое-что поймал. А потом мы решили еще раз туда поехать, это был первый или второй сезон программы «Речные монстры», и мне удалось поймать один экземпляр приличного размера в кадре. Это было очень сложно – найти и затем заснять эту рыбу.

- Самый сложный момент в вашей карьере на ТВ?

- В 2002 году, еще до программы «Речные монстры», я снимался в программе под названием Jungle Hooks, дело было в Амазонии. Мы вели съемки с воздуха, и наш вертолет упал. Все случилось моментально, ничего нельзя было сделать. Я просто сидел и ждал удара об землю и того, что будет очень больно. А на самом деле, ничего такого не произошло. Каким-то чудом никто не пострадал. 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций