Как будет работать соглашение о пенсии трудовых мигрантов ЕАЭС

Опубликовано
Обозреватель отдела "Фондовые рынки"
Документ может вступить в силу в начале 2021 года

Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств ЕАЭС подразумевает, что легальные трудовые мигранты будут получать пенсии от стран, где они работали не менее года. Ранее этот вопрос не регулировался, и период работы казахстанцев в других государствах ЕАЭС фактически не учитывался при расчете их пенсионных выплат.

Пенсиям объединяют границы

Один из главных принципов действия Евразийского экономического союза – это свобода перемещения трудовых ресурсов. Это означает, что граждане государств ЕАЭС могут беспрепятственно работать в других странах объединения без дополнительных разрешений, которые нужны гражданам третьих стран, например Китая, Турции или США.

Судя по статистике, ЕАЭС действительно помог нарастить величину легальной внутренней трудовой миграции. Если за весь 2015 год, по данным ЕЭК, в Россию для работы въехало чуть более 70 тыс. казахстанцев, то по итогам 2019-го – уже 136,2 тыс. Стало больше официальных трудовых мигрантов и в самом Казахстане: в 2015-м приехало для работы 12,5 тыс. россиян, а в 2019-м – уже более 30 тыс.

3 полоса_ЕАЭС -01.jpg

Препятствием на пути формирования общего трудового рынка стал вопрос миграции пенсий. Сейчас при их назначении стаж работы в других государствах ЕАЭС не учитывается, поэтому и пенсия получается меньше, чем могла бы быть.

В Казахстане стаж важен для расчета базовой пенсии, которая начинается с 54% от прожиточного минимума: за каждый год участия в пенсионной системе свыше 10 лет к этой величине прибавляют 2%, поэтому выпадение нескольких лет, проведенных в другой стране, приводит к снижению базовой части выплаты. Кроме того, отсутствие в течение какого-то времени отчислений в ЕНПФ также приведет к меньшему объему накоплений и, соответственно, меньшей пенсии в итоге. То есть легальная работа в одном из государств ЕАЭС никак не учитывалась ни в трудовом стаже, ни в будущих пенсионных выплатах. Справедливости ради стоит заметить, что и пенсионные отчисления трудовые мигранты практически не производили, так как отсутствовали внятные работающие официальные механизмы администрирования таких платежей.

С вступлением в силу соглашения эти потери можно будет компенсировать за счет получения пенсии из других стран ЕАЭС. 

Как и кому платят пенсии у соседей

Сейчас пенсионные системы государств Союза заметно отличаются не только по возрасту выхода на заслуженный отдых, но и по самой структуре. В Казахстане система смешанная: государство выплачивает базовую пенсию всем без исключения гражданам в зависимости от их стажа участия в системе, а также платит солидарную пенсию лицам с трудовым стажем не менее шести месяцев до 1998 года. С того же 1998-го работники платят 10%-ные обязательные взносы, из которых потом формируется их накопительная часть пенсии.

В остальных государствах ЕАЭС, за исключением Беларуси, где за пенсионное обеспечение отвечает государство, также действуют смешанные системы, но величина пенсионных взносов отличается. В России это 22% от зарплаты, в Беларуси – 29%, а в Казахстане, Армении и Кыргызстане – по 10%.

Сейчас права трудовых мигрантов на получение пенсии фактически не реализуются. Например, в Казахстане и Кыргызстане они могут работать, но не вправе уплачивать пенсионные взносы в пенсионные фонды этих стран. В случае Казахстана исключение составляют иностранцы и лица без гражданства, которые имеют вид на жительство или разрешение на проживание в республике.
В Беларуси и России за трудовых мигрантов работодатели перечисляют страховые взносы, но права на получение пенсии у них нет. Накопления иностранных рабочих в Пенсионном фонде России составляли 5,4 млрд рублей в 2017 году (такие данные приводит издание «Евразия Эксперт»), но воспользоваться этими деньгами трудовые мигранты не могли.

Как будет работать соглашение

Главный принцип соглашения о пенсионном обеспечении – «пенсия следует за пенсионером». Стаж, приобретенный на территории разных государств ЕАЭС, не потеряется, а будет использован для расчета пенсии и последующего экспорта при переезде пенсионера в другую страну Союза (кроме Беларуси и России, между которыми соглашение об экспорте пенсии действует с 2006 года). 

Как это работает, можно разобрать на примере РФ, где, по официальной статистике, больше всего трудовых мигрантов из Казахстана. Предположим, что казахстанец отработал на территории России пять лет после вступления соглашения в силу, был оформлен официально, а работодатель делал за него все необходимые отчисления.

Пенсию такой гражданин сможет получать после возникновения соответствующего права по условиям законодательства России – по достижении пенсионного возраста (в 2020 году 61,5 года для мужчин и 56,5 – для женщин). За стаж работы в этой стране пенсию назначит ее уполномоченный орган – Пенсионный фонд РФ. Чтобы начать получать пенсию, казахстанцу можно обратиться либо туда, либо в ЕНПФ.

Если банковский счет получателя пенсии будет открыт на территории Казахстана, то Пенсионный фонд РФ будет ежеквартально перечислять пенсию в ЕНПФ, а он в свою очередь будет переводить эти деньги на банковский счет получателя.

Аналогичным образом трудовые мигранты из стран ЕАЭС, работающие в Казахстане, будут делать 10%-ные отчисления в ЕНПФ наравне со всеми казахстанцами. Получить эти средства они смогут, обратившись в уполномоченные органы своих стран, которыми являются соответствующие социальные или пенсионные фонды.

Важно отметить, что право на пенсию в том или ином государстве Союза возникает только при стаже работы на территории этого государства не менее 12 месяцев. Если стаж не будет дотягивать до года, то необходимый остаток могут зачесть из периода работы в других странах ЕАЭС. Например, в Беларуси для назначения пенсии нужно иметь минимальный стаж работы 16 лет (к 2025 году он увеличится до 20 лет). В таком случае, чтобы у гражданина РК, проработавшего в Беларуси пять лет, возникло право на пенсию, эта страна примет в расчет стаж работы в Казахстане или других странах ЕАЭС. 

Соглашение распространяется на пенсионные выплаты при наступлении инвалидности, а также на единовременные выплаты наследникам в случае смерти трудящегося. Оба процесса регулируются национальным законодательством страны, где работал трудовой мигрант. Например, в Казахстане и России наследники могут получить пенсионные накопления на свои банковские счета при соответствующем обращении в пенсионные фонды.

Когда все это заработает

Члены Высшего Евразийского экономического совета – главы государств ЕАЭС – подписали соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся еще в декабре 2019 года. Но документ вступит в силу только после его ратификации всеми странами Союза.

К настоящему моменту только два государства – Армения и Беларусь – ратифицировали соглашение полностью. В Кыргызстане и России законопроекты о ратификации уже прошли согласование в парламентах и ожидают подписания главами государств. В Казахстане документ ратифицировал Мажилис. Сейчас соглашение находится на рассмотрении в верхней палате парламента и после одобрения поступит на подпись президенту.

С высокой вероятностью документ вступит в силу уже в начале 2021 года.

3 полоса_ЕАЭС (2)-01.jpg

Читайте также