Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


779 просмотров

За январь в ЕНПФ в рамках уплаты ЕСП поступило 2,1 млн тенге

За январь 2019 года в ЕНПФ в рамках уплаты единого совокупного платежа поступило 4 019 взносов на общую сумму 2,1 млн тенге

фото: автора

С начала 2019 года в Казахстане ввели обязательный единый совокупный платеж для категории самозанятого населения. Его размер составляет 2 525 тенге для городского населения городов республиканского значения и 1 263 тенге для жителей других населенных пунктов. Однако даже такие небольшие суммы у самозанятого населения не каждый месяц находятся. Смогут ли копить на достойную пенсию самозанятые, фрилансеры и индивидуальные предприниматели, выяснял «Курсив».

Нестабильность заработка, но стабильность платежа

В независимом Казахстане появилась категорий граждан, которых недавно определили как самозанятое население. По сути, это физические лица, осуществляющие самостоятельную деятельность, индивидуально занятые производством или реализацией товаров, работ и услуг для получения дохода. Это могут быть и люди, имеющие нестабильный заработок. В прошлом году государство решило, что и эта категория граждан должна копить себе на пенсию уже сейчас, иначе лет через 20-30 они, состарившись, будут вынуждены влачить нищенское существование. Ведь пенсионная система в Казахстане требует участия каждого в формировании достойной пенсии на склоне лет.

Семейчанин Анатолий Гудин (имя изменено – «Курсив») 8 лет назад потерял работу. Горный инженер, он девять лет учился, чтобы получить диплом о высшем образовании. И за 12 лет работы на карьерах и рудниках Восточно-Казахстанской области стал горным мастером, бывшим на хорошем счету у начальства. Пользовался уважением подчиненных. Но пришел на карьер новый начальник, и за четыре месяца сделал все, чтобы Гудин ушел по собственному желанию.

«Это было в 2011 году. В тот момент горная промышленность в регионе переживала не самые лучшие времена. Работы не было. Шло время, я потерял квалификацию. Однако семью кормить надо. Стал подрабатывать рыбаком, слесарем по ремонту автомобилей. Но мои работодатели не хотели составлять со мной трудовой договор. Вот так я и стал самозанятым», - поделился своей историей Анатолий Гудин.

Также случайными заработками от случая к случаю уже 10 лет перебивается и Александр Копытин. В начале 90-х годов прошлого века он был вынужден бросить школу, чтобы помогать маме: мыл на заправке машины. Так и остался недоучкой.

Самостоятельно научился навыкам отделочника, но диплома строительного колледжа не имеет. Поэтому на серьезные стройки его не берут. На жизнь зарабатывает редкими заказами на мелкий ремонт квартир и домов. И далеко не каждый хозяин честно рассчитывается с нанятым работником.

И таких примеров «самозанятого населения» в Семее – тысячи. Только официально в сфере малого и среднего бизнеса в городе наемных работников насчитывается 54 тыс. человек. Однако реальная цифра, если учитывать и самозанятых, может быть увеличена еще на 30-40%.

По словам заместителя директора филиала АО «Единый пенсионный фонд Казахстана» г. Семей Ляйли Сабыровой, чтобы вывести самозанятое население «из тени», необходимо проводить работу совместно всеми заинтересованными предприятиями. Поэтому при акимате Семея была создана специальная рабочая группа, в состав которой входят сотрудники регионального филиала «ЕНПФ», городского центра занятости и управления государственными доходами.

«Мы встречаемся с населением в торговых домах, в селах, на предприятиях, чтобы объяснить людям, что в их интересах позаботиться о себе сейчас, пока еще есть силы и здоровье. Для этого нужно ежемесячно выплачивать, как минимум, совсем небольшой платеж.   Пусть это не принесет им больших пенсий, но хотя бы стаж участия в пенсионной системе самозанятые заработают. А это значит, государство будет им платить базовую пенсию из расчета стажа», - пояснила Ляйля Сабырова. 

В целом, как пояснили в пенсионном фонде, в состав ежемесячного совокупного платежа входит сразу четыре составляющих. Это индивидуальный подоходный налог, обязательный пенсионный взнос в ЕНПФ, обязательное социальное отчисление в Государственный фонд социального страхования и социальный взнос в Фонд социального медицинского страхования.

В целом по стране, только за январь 2019 года поступило более 4 тыс. взносов на 3 655 индивидуальных пенсионных счета вкладчиков. Общая сумма на них составила 2,1 млн тенге, из них 1,1 млн тенге поступило от  жителей больших городов и 948 тыс. тенге перечислили жители  других населенных пунктов.

Кроме того, по Семейскому региону за два месяца 2019 года вкладчиками, которыми более трех лет не проводились перечисления обязательных пенсионных взносов, было осуществлено 2 217 пенсионных взносов на общую сумму 14,8 млн тенге.

«Я не знаю, сумею ли я ежемесячно выплачивать этот платеж, потому что заработки мои крайне не стабильны. Да и 2 с лишним тысячи тенге для меня – серьезные деньги», - признался Александр Копытин.

Не обязанность, а право

Напомним, в 2018 году государство все никак не могло четко определиться: обязать фрилансеров перечислять пенсионные взносы на свои счета или оставить им это в качестве добровольного волеизъявления. В итоге, были приняты оба варианта.

Как разъяснила Ляйля Сабырова, если заключается договор с юридическим лицом, являющимся налоговым агентом, то именно работодатель обязан  перечислять пенсионные взносы на счет своего работника, в том числе и фрилансера.

Однако есть и другой вариант развития событий. Если же договор гражданско-правового характера был подписан с обычным физическим лицом, то уплата пенсионных взносов становится правом, а не обязанностью. Причем, в этом случае физическое лицо может осуществлять обязательные пенсионные взносы в свою пользу по своему усмотрению

По данным, предоставленным «Курсиву» пенсионным фондом, за январь 2019 года в «ЕНПФ» поступило 768,6 тыс. взносов от 253,4 тыс. вкладчиков  на общую сумму 4,2 млрд тенге.

В целом, в региональном филиале «ЕНПФ» в Семее, по состоянию на 1 января 2019 года, насчитывается почти 229,5 тыс. вкладчиков. Вместе они накопили более 176,4 млрд тенге только по учету обязательных пенсионных взносов. Еще более 4,6 млрд тенге поступили на 17,5 тыс. счетов по учету обязательных профессиональных пенсионных взносов. И всего лишь 570 семейчан пополняют свою будущую пенсию добровольными взносами. На начало 2019 года на их счетах скопилась сумма 19,6 млн тенге.

Стоит отметить в целом по стране по состоянию на 1 апреля 2019 года пенсионные активы ЕНПФ, находящиеся в доверительном управлении Национального Банка РК, составили 9 641,27 млрд тенге.

Доходность пенсионных накоплений за последние 12 месяцев (апрель 2018 года – март 2019 года) составила 11,5% при инфляции за аналогичный период 4,8%. Таким образом, реальная доходность пенсионных активов составила 6,7 %. Общий начисленный инвестиционный доход с начала 2019 года превысил 112 млрд тенге.

Структура инвестиционного дохода, полученного по пенсионным активам за январь – март 2019 года, выглядит следующим образом:

  • - доходы в виде вознаграждения по ценным бумагам, в том числе по размещенным вкладам и операциям «обратное РЕПО» 152,22 млрд тенге;
  • - убытки от рыночной переоценки ценных бумаг (16,2) млрд тенге;
  • - убытки от переоценки иностранной валюты (28,94) млрд тенге;
  • - доходы от внешнего управления 3,16 млрд тенге;
  • - прочие доходы составили 2,37 млрд тенге.

Средневзвешенная доходность к погашению на отчетную дату долговых финансовых инструментов, находящихся в инвестиционном портфеле ПА ЕНПФ, составила 7,0% годовых, в том числе по номинированным в тенге – 8,4% годовых, в иностранной валюте – 3,9% годовых.

Основную долю в портфеле пенсионных активов ЕНПФ (40,66%) составили государственные ценные бумаги Республики Казахстан, как одни из самых стабильных финансовых инструментов.

Средневзвешенная доходность к погашению по ГЦБ РК, номинированным в тенге, составила 7,2% годовых, в долларах США – 4,4% годовых. Облигации квазигосударственных организаций Республики Казахстан на 1 апреля 2019 года составляют 13,52% инвестиционного портфеля пенсионных активов.

На отчетную дату средневзвешенная доходность к погашению по облигациям квазигосударственных организаций РК, номинированным в тенге, составила 10,3% годовых, в долларах США – 5,0% годовых.

Текущая стоимость государственных ценных бумаг иностранных государств на 1 апреля 2019 года составила 1 506,00 млрд тенге. Их доля в портфеле составила 15,62%. В марте произошло погашение ГЦБ иностранных государств на общую сумму 158,97 млрд тенге. Средневзвешенная доходность к погашению ГЦБ иностранных государств в портфеле ПА ЕНПФ на отчетную дату составила 3,6% годовых.

Инвестиционный портфель финансовых инструментов в разрезе валют, в которые номинированы финансовые инструменты, приобретенные за счет пенсионных активов ЕНПФ, представлен следующим образом: инвестиции в национальной валюте - 67,61%, в долларах США – 31,97%, в других валютах – 0,42% портфеля пенсионных активов. Структурное распределение портфеля пенсионных активов ЕНПФ, находящихся в доверительном управлении, соответствует требованиям Инвестиционной декларации ЕНПФ.


12686 просмотров

Жанат Курманов: «Условно-накопительная пенсия важна прежде всего для работников с небольшими доходами»

По словам председателя правления АО «ЕНПФ», любое важное решение должно основываться на комплексных и долгосрочных актуарных расчетах

Фото: Олег Спивак

Пенсионная система любой страны отражает состояние экономики, рынка труда, демографии и даже исторических традиций. Казахстан в этом случае не исключение. Каждый этап развития пенсионной системы вызван весомыми экономическими и социальными факторами. Любое важное решение должно основываться на стратегическом анализе таких факторов, комплексных и долгосрочных актуарных расчетах. Об этом рассказывает председатель правления АО «ЕНПФ» Жанат Курманов.

– Жанат Бостанович, частые изменения в пенсионной системе настораживают население, воспринимаются как импульсивные решения. Насколько это верно?

– Изменения в пенсионной системе затрагивают широкие слои населения и бизнеса. Поэтому они должны быть нечастыми, стратегически выверенными, и процесс принятия решений должен основываться на системном анализе и актуарных расчетах.
 
В 1998 году Казахстан ввел накопительный компонент в пенсионную систему не случайно. Солидарная (распределительная) модель, когда выплаты пенсионерам производятся за счет текущих отчислений работающих, стала неустойчивой и в перспективе несостоятельной. 

Сохранение солидарной системы приводило к дальнейшему росту нагрузки на работодателей и работников. И это несмотря на то, что в 1996 году для работодателя нагрузка на фонд оплаты труда уже составляла 53%. Социальный налог составлял 21%, социальные отчисления – 30% (включая взносы в пенсионный фонд – 25,5%, в фонд обязательного медицинского страхования – 3% и в фонд государственного социального страхования – 1,5%), отчисления в государственный фонд содействия занятости – 2%. Работник осуществлял уплату ИПН по прогрессивной ставке налого­обложения, начиная с 5% и ростом ставки ИПН до 10%, 20% и 30%.

Поэтому было принято непростое, но важное политическое и экономическое решение о внедрении накопительной системы. Переход к формированию личных пенсионных сбережений граждан позволил следующее. Во-первых, сбалансировать бюджетно-фискальную политику: оптимизировать нагрузку на госбюджет и, соответственно, налоговую нагрузку на бизнес. Во-вторых, внедрить правильный социальный принцип: сколько человек накопил за счет трудовых доходов, такую пенсию он и будет получать. Фокус социальной политики государства был смещен на поддержку тех, кто объективно не может самостоятельно обеспечить себя пенсионными доходами. 

Накопительный компонент во всех странах создает стимулы: работать в течение трудовой жизни, зарабатывать стабильно, формализовывать свои трудовые отношения с работодателем, участвовать в накопительной системе и сберегать на пенсию. Происходит рост сбережений населения, долгосрочных инвестиций в экономику страны. Решаются задачи развития рынка труда, повышения занятости, снижения теневой экономики и «серых» зарплат. Уменьшается негативное влияние демографии – снижение соотношения между трудоспособным и нетрудоспособным населением, вызванного старением общества. В конечном итоге это способствует устойчивости экономики и росту благосостояния людей. 

Но пенсионная система – как живой организм, постоянно развивается. После 1998 года в Казахстане было принято несколько программ развития пенсионной системы и финансового сектора, которые отражали изменения каждого периода. 

В частности, с 1 июня 2005 года поэтапно введен еще один компонент – базовая пенсионная выплата (так называемый «демогрант») для всех пенсионеров. Фактически это минимальный стандарт пенсионного обеспечения из госбюджета. 

Размер выплаты сейчас начинается с 54% от прожиточного минимума (ПМ) и далее зависит от трудового стажа получателя (с ростом на 2% за каждый полный год сверх 10-ти лет участия в пенсионной системе – до 100% от ПМ). В перспективе до 2030 года предусмотрено дальнейшее совершенствование системы минимальных гарантий пенсионного обеспечения, включая переход от базовой пенсионной выплаты к минимальной гарантированной пенсии.

Действующий стратегический документ – это Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденная Указом президента в 2014 году в рамках Стратегии «Казахстан – 2050». Главная цель Концепции – «обеспечить адекватность пенсионных выплат для достойного уровня жизни в пенсионном возрасте».

В документе отражено, что «необходимость модернизации пенсионной системы продиктована: 1) уменьшением размеров солидарных пенсий и необходимостью дальнейшей диверсификации источников пенсионных выплат, 2) долгосрочными демографическими трендами и цикличностью экономического развития, 3) необходимостью дальнейшей оптимизации распределения ответственности за пенсионное обеспечение между государством, работодателем и работником». 

– И эта ответственность работодателя предполагается в виде его обязательных пенсионных взносов, которые с 2020 года будет необходимо вносить за работников? 

– Да, Концепцией предусмотрено, что «на обязательном уровне будет сохранен накопительный компонент и введен дополнительный компонент – условно-накопительный, формируемый за счет 5% взносов работодателей в пользу своих работников». 

Сейчас ответственность за пенсионное обеспечение граждан в первую очередь лежит на государстве. Государство выплачивает базовую пенсию – всем гражданам пенсионного возраста и солидарную пенсию – имеющим не менее 6 месяцев трудового стажа до 1998 года.

В 2018 году общий объем выплат пенсий из бюджета составил 1,9 трлн тенге. Кроме того, государство обеспечивает гарантию сохранности обязательных пенсионных накоплений в ЕНПФ с учетом уровня инфляции.

Работник также принимает участие в своем пенсионном обеспечении посредством уплаты 10% обязательных пенсионных взносов (ОПВ) со своей зарплаты на свой индивидуальный пенсионный счет (ИПС). В 2018 году пенсионные выплаты из ЕНПФ составили 168,9 млрд тенге.

С 2014 года введена уплата работодателями 5% обязательных профессиональных пенсионных взносов (ОППВ) в пользу своих работников, занятых на работах с вредными условиями труда. Уже с 2019 года возможность использования таких накоплений работниками улучшила их положение. В частности, присоединение таких накоплений к пенсионным сбережениям за счет ОПВ и ДПВ позволило им приобретать пенсионный аннуитет у компаний по страхованию жизни. С начала 2019 года рынок пенсионных аннуитетов вырос до 35,5 млрд тенге (за январь – июль 2019 года) в сравнении с 11,1 млрд тенге (за январь – июль 2018 года).

Приведем данные по средним пенсионным выплатам из разных компонентов пенсионной системы. В 2018 году средний размер базовой пенсии составлял 20 542 тенге. После внесения изменений в законодательство средний размер базовой пенсии за 2-е полугодие 2018 года вырос до 25 773 тенге. Средняя солидарная пенсия составила
54 387 тенге. Средняя ежемесячная пенсия из ЕНПФ составила 20 177 тенге. 

В итоге средняя совокупная ежемесячная пенсия превысила 100 тыс. тенге, в которой 20% – накопительный компонент. При этом средняя накопительная пенсия (20 177 тенге) уже превысила средний ОПВ работника (15 772 тенге).

Комплексные актуарные расчеты долгосрочных показателей по многокомпонентной пенсионной системе показывают, что по мере объективного уменьшения вклада солидарной пенсии (сокращение к 2040-ым годам количества новых получателей солидарной пенсии, имеющих трудовой стаж до 1998 года), будет расти роль обязательной накопительной пенсии как с участием работника, так и работодателя.

Для обеспечения адекватного размера пенсий работников важно участие работодателей в пенсионной системе. Размер адекватности пенсий оценивается по такому показателю, как коэффициент замещения (отношение пенсионного дохода к трудовому доходу перед выходом на пенсию). Этот показатель в Казахстане должен быть приближен к стандарту Международной организации труда (МОТ) по обеспечению минимального коэффициента замещения не ниже 40% (Конвенция 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»). 

С учетом международной практики, оценок международных организаций, актуарных расчетов, Законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» предусмотрено введение с 1 января 2020 года условно-накопительного компонента с 5% обязательными пенсионными взносами работодателя (ОПВР). 

– Насколько этот компонент «приживется» у нас? Пока он воспринят многими работодателями в штыки… 

– Участие работодателя в пенсионном обеспечении работников – это международная практика. Можно привести примеры стран и данные по ставкам взносов.

Общая ставка пенсионных взносов в Сингапуре составляет 36% (из них работник – 20%, работодатель – 16%), в Малайзии – 23% (11% и 12%), в Швеции – 18,5% (7,5% и 11%), в Германии ставку 18,7% поровну делят работодатель и работник, в Израиле – 17,5% (5,5% и 12%), в США – 12,4% (6,2% и 6,2%), в Чили – 10% (10% – работник и рассматривается введение 5% для работодателя), в Норвегии: для работников по найму – 8,2%, для самостоятельно занятых – 11,4%, для пенсионеров – 5,1%, в Австралии – 9,5% (с ежегодным увеличением с 2021 года на 0,5% до 12% в 2025 году) и в России – 22% платят только работодатели.

Закон, предусматривающий введение обязательных пенсионных взносов работодателей, был принят в 2015 году. Проект закона прошел обсуждение с участием заинтересованных сторон. В соответствии с Законом «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» было получено экспертное заключение с учетом интересов субъектов частного предпринимательства. С принятием закона условно-накопительный компонент планировалось ввести с 2018 года. Однако позднее введение было отложено на два года, в том числе для обеспечения адаптации работодателей к новым условиям.

– Однако очень много мнений высказывается о том, что это скажется на малом и среднем бизнесе, что повысятся цены на товары и услуги, что работодатели уйдут в тень либо снизят доходы работника... 

– Задача по определению оптимальной нагрузки на бизнес, связанной с налоговыми и социальными отчислениями, актуальна для всех стран. Проводятся комплексные экономические исследования для поиска баланса между предложениями по снижению нагрузки – в целях роста деловой активности бизнеса и предложениями по повышению нагрузки – в целях обеспечения финансирования обязательств, в том числе в социальной сфере.

Что касается пенсионной системы, то здесь однозначно – без достаточных пенсионных отчислений нельзя рассчитывать на адекватную пенсию. Это правило верно для любой страны. По расчетам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для достижения коэффициента замещения в 30% необходимо осуществление взносов в течение 40 лет по ставке чуть ниже 13%. По всем странам ОЭСР средняя ставка обязательных пенсионных взносов для среднего работника составляет 20% (OECD Pensions Outlook 2018).

Более того, в исследованиях Всемирного банка отмечается, что без обязательной накопительной системы в среднесрочной перспективе страны неизбежно приходят к необходимости повышения налогов на бизнес для покрытия роста пенсионных обязательств в связи с общим трендом – старением общества и снижением доли работоспособного населения в общей численности населения.

Можно привести действующий пример участия работодателя в пенсионных сбережениях своих работников. С 2014 года на тех предприятиях, где люди работают в тяжелых и опасных условиях труда, работодатели перечисляют обязательные профессиональные пенсионные взносы в размере 5%. Платят взносы добросовестно и крупные предприятия, и средний бизнес. При этом работники таких предприятий получают необходимый дополнительный пенсионный доход при выходе на пенсию. 

– Разъясните, пожалуйста, этот распределительный механизм. Не возврат ли это к солидарной системе?

– Пенсионные взносы в рамках условно-накопительной системы будут производиться за счет средств работодателей. Накопления, учитываемые на условных пенсионных счетах работников, предусмотрены для их пенсионного обеспечения по возрасту. При этом на них не предусмотрено право собственности работников и право их наследования. Получателями условно-накопительной пенсии будут только граждане Республики Казахстан. Размер пенсии будет индексироваться, выплата пенсии будет осуществляться пожизненно. Максимальный размер пенсии ограничен на уровне двукратного размера прожиточного минимума. 

С учетом этих условий за счет механизма перераспределения условно-накопительный компонент позволяет повысить уровень пенсионного обеспечения в первую очередь для работников с более низкими трудовыми доходами. С учетом международной практики условно-накопительная пенсионная система сочетает преимущества индивидуальной накопительной системы и системы пенсионного страхования. 

– Означает ли введение данного компонента, что накоплений на счетах недостаточно, чтобы обеспечить адекватный размер пенсии с сокращением, а затем и полным сворачиванием солидарной составляющей?

– Как уже отмечалось выше, с учетом оценок ОЭСР и актуарных расчетов, проведенных ЕНПФ по методологии и моделям, разработанным с участием британских актуариев, пенсионные накопления за счет ОПВ позволяют обеспечить коэффициент замещения на уровне до 30%, т.е. в перспективе заместить солидарную систему. Для обеспечения адекватного уровня пенсий с учетом стандарта МОТ важно участие работодателя в пенсионном обеспечении работников. При этом введение именно условно-накопительного компонента позволяет решить важную социальную задачу по обеспечению пенсионным доходом прежде всего людей с небольшими трудовыми доходами и, как следствие, с небольшими накоплениями. 

Рынок труда в Казахстане динамичный и пока не позволяет широкому кругу граждан иметь стабильный трудовой доход. Объективно есть значительная категория людей, формализовавших свои трудовые отношения, но оплата которых невысока. Даже наличие необходимого трудового стажа не позволяет им иметь достаточные пенсионные накопления в силу небольших пенсионных взносов, отчисляемых с невысоких трудовых доходов. 

Накопления по обязательным пенсионным взносам выплачиваются до исчерпания, а выплаты условно-накопительной пенсии будут пожизненными. Коэффициенты замещения с введением условно-накопительной пенсионной системы в Казахстане вырастут. Наибольшая прибавка к показателю коэффициента замещения достигается по группе людей с более низким уровнем дохода. По прошествии полного трудового цикла жизни (не менее 40 лет) пенсионные выплаты таких получателей в рамках нового компонента будут формироваться на три четверти за счет сумм перераспределения и на одну четверть за счет пенсионных взносов, внесенных работодателями в их пользу. 

Тем самым условно-накопительная пенсионная система не только повышает уровень пенсионного обеспечения граждан, но и решает важную социальную задачу по защите пенсионеров, имевших в течение жизни более низкие трудовые доходы.

– Почему эти взносы будут перечисляться в ЕНПФ и что потом будет с ними происходить?

– ЕНПФ является единым инфраструктурным учетным центром по накопительной пенсионной системе. Технические и профессиональные возможности для открытия и ведения учета таких персонифицированных пенсионных счетов в ЕНПФ уже имеются. Конечно, потребуется дальнейшее развитие IT-систем и электронных услуг.
 
Обязательные пенсионные взносы работодателя будут поступать на условные пенсионные счета, открытые на имя физического лица в ЕНПФ. Пенсионные активы, сформированные за счет ОПВР, будут размещаться в финансовые инструменты, перечень которых будет определяться Правительством Республики Казахстан и инвестиционной декларацией. То есть пенсионные накопления будут инвестироваться с начислением инвестиционного дохода, который будет распределяться на условные пенсионные счета участников пенсионной системы.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций