Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


8142 просмотра

Каким был 2018 год для ЕНПФ и пенсионных накоплений казахстанцев?

Глава ЕНПФ Нурбуби Наурызбаева рассказала о итогах года и планах фонда на 2019 год

Фото: shutterstock.com

Со времени объединения пенсионных фондов уходящий год был самым успешным для ЕНПФ. Впервые за много лет доходы вкладчиков намного обогнали инфляцию. Кроме того, Нацбанк провел реформу инвестирования пенсионных накоплений. Подробно об итогах года и о планах на 2019 год «Къ» поговорил с главой ЕНПФ Нурбуби Наурызбаевой. 

–Каким, по вашему мнению был год для финансового рынка в целом и пенсионной системы в частности?

– На мой взгляд, процессы, происходившие на финансовых рынках в уходящем и предшествующих годах, позволили выработать оптимальный режим денежно-кредитной политики для казахстанской экономики. Прежде всего, достигнуты целевые ориентиры, поставленные Национальным банком, по инфляции. За 11 месяцев с начала года она составляет 4,6%, значит, годовой ориентир 5–7% будет соблюден, что положительно скажется на реальной доходности пенсионных накоплений. Благодаря сбалансированной инвестиционной политике чистый инвестиционный доход наших вкладчиков с начала года превысил 746,8 млрд тенге. Доходность за 11 месяцев этого года составила 9,24%. Если брать в годовом выражении, то доходность за 12 месяцев (к аналогичному периоду прошлого года) составляет 10,02%, инфляция за этот период отмечена на уровне 5,3%. Таким образом, мы видим, что вкладчики получают реальный доход, поскольку показатели доходности пенсионных активов выше уровня инфляции.

Проведена большая работа по оздоровлению банковского сектора, что способствует оживлению экономической активности в целом. Что важно для накопительной пенсионной системы, с одной стороны, потому что казахстанские банки являются эмитентами ценных бумаг, в которые размещено порядка 17% пенсионных активов, с другой стороны, оживление экономики – это рабочие места и своевременные поступления пенсионных взносов. Хотелось бы отметить, что основным трендом этого года стало увеличение использования дистанционных каналов предоставления услуг финансовым сектором. Кроме сервисов для потребителей финансовые организации переходят на электронное взаимодействие с государственными органами в целях оптимизации государственных услуг. ЕНПФ в этом вопросе также идет в ногу со временем, предлагая своим вкладчикам и получателям услуги и каналы коммуникаций как через свой сайт, так и через портал электронного правительства. Пока для получения государственной услуги «Выдача информации о состоянии пенсионных накоплений (с учетом инвестиционного дохода)» необходима электронная цифровая подпись. Но в скором времени для того, чтобы получить выписку со своего пенсионного счета, будет достаточно одноразового пароля, который придет SMS-сообщением на мобильный номер, зарегистрированный в «Мобильной базе граждан».

Если говорить об основных событиях накопительной пенсионной системы, то можно сказать, что 2018 год, когда система отмечает свое 20-летие, стал периодом запланированных перемен. С 1 января началось поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин, которое законодательно закреплено в 2013 году и в этом году введено в действие. Возраст был повышен с 58 до 58,5 лет. К 2027 году возраст женщин, повышаясь ежегодно на 6 месяцев, сравняется с пенсионным возрастом мужчин. Отметим, что эта мера позволяет женщинам дольше оставаться в накопительной пенсионной системе и, соответственно, увеличить сумму своих накоплений.

Также с 1 января 2018 года изменен порядок получения пенсионных выплат за счет обязательных видов пенсионных взносов. Данная норма в законе была принята в 2015 году, и срок ее введения был определен с начала текущего года. Теперь пенсионные выплаты из ЕНПФ осуществляются только ежемесячно. Это нововведение позволяет повысить эффективность пенсионной системы, в том числе увеличить размер совокупных пенсионных выплат за счет бюджетных средств и за счет накопительной пенсии.

С июля 2018 года изменился порядок расчета базовой пенсии. Ранее она выплачивалась всем гражданам в одинаковом размере, теперь назначается индивидуально для каждого пенсионера и напрямую зависит от трудового стажа до 1998 года и стажа участия в накопительной пенсионной системе, а также от размера прожиточного минимума.

С октября 2018 года введена так называемая композитная услуга – пенсионеры по возрасту подают единое заявление и пакет документов в центры обслуживания населения (ЦОН) на получение пенсии из государственного бюджета, выплат за счет обязательных пенсионных взносов из ЕНПФ, а также на получение компенсации по государственной гарантии сохранности накоплений (теми, кому она положена).

Также среди важных событий года следует отметить очередное снижение комиссионного вознаграждения АО «ЕНПФ». Постановлением правления Национального банка Республики Казахстан установлены комиссионные вознаграждения на 2019 год в размере 5% от суммы инвестиционного дохода и 0,015% в месяц от пенсионных активов. Указанные величины по сравнению с 2014 годом снижены на 33 и 40% соответственно.

20180917151142_IMG_6841.JPG

Фото: Аскар Ахметуллин

– Что ожидает накопительную пенсионную систему в следующем году?

– Во-первых, ожидается подписание договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза. Проект предусматривает, что государство – член ЕАЭС будет гарантировать гражданам других стран-участниц объем прав на пенсионное обеспечение, равный объему прав, который предоставляется гражданам этого государства при аналогичных условиях. В результате принятия договора трудящиеся получат право формировать, сохранять и реализовывать пенсионные права, приобретенные ими во время работы в странах ЕАЭС.

Вторым нововведением следующего года может стать передача части функций управления пенсионными активами ЕНПФ в конкурентную среду.

Привлечение компаний по управлению пенсионными активами (КУПА) является частью проводимой Нацбанком работы по диверсификации портфеля пенсионных активов и, следовательно, снижению общего уровня рисков, связанных с управлением активами. Также это позволит использовать обширный опыт инвестиционного управления на международных финансовых рынках. И, самое главное, это позволит повысить заинтересованность населения в увеличении своих пенсионных накоплений, а также закрепить ответственность по обеспечению достойной пенсии за всеми субъектами пенсионной системы.

– Какие задачи стоят перед фондом в 2019 году?

– Фонд продолжит развивать и оптимизировать региональную сеть, внедрять современные формы обслуживания и развивать электронные услуги. ЕНПФ не планирует сбавлять активность и в информационно-разъяснительной работе, продолжая и дальше проводить политику открытости.

К приоритетным задачам на следующий год следует отнести подготовку технической базы для внедрения условно-накопительного компонента, а также реализацию очередной онлайн-услуги на сайте фонда по переводу пенсионных накоплений в страховую организацию. Кроме того, в 2019 году планируется увеличить долю операций через электронные каналы связи от общего объема пенсионных услуг ЕНПФ до 71%.

Также ЕНПФ планирует обеспечить соответствие современным стандартам в области информационных технологий – международному стандарту для управления и обслуживания IT-сервисов ISO 20000. А также подтвердить соответствие системы менеджмента качества фонда требованиям международного стандарта ISO 9001:2015.
 


11759 просмотров

Жанат Курманов: «Условно-накопительная пенсия важна прежде всего для работников с небольшими доходами»

По словам председателя правления АО «ЕНПФ», любое важное решение должно основываться на комплексных и долгосрочных актуарных расчетах

Фото: Олег Спивак

Пенсионная система любой страны отражает состояние экономики, рынка труда, демографии и даже исторических традиций. Казахстан в этом случае не исключение. Каждый этап развития пенсионной системы вызван весомыми экономическими и социальными факторами. Любое важное решение должно основываться на стратегическом анализе таких факторов, комплексных и долгосрочных актуарных расчетах. Об этом рассказывает председатель правления АО «ЕНПФ» Жанат Курманов.

– Жанат Бостанович, частые изменения в пенсионной системе настораживают население, воспринимаются как импульсивные решения. Насколько это верно?

– Изменения в пенсионной системе затрагивают широкие слои населения и бизнеса. Поэтому они должны быть нечастыми, стратегически выверенными, и процесс принятия решений должен основываться на системном анализе и актуарных расчетах.
 
В 1998 году Казахстан ввел накопительный компонент в пенсионную систему не случайно. Солидарная (распределительная) модель, когда выплаты пенсионерам производятся за счет текущих отчислений работающих, стала неустойчивой и в перспективе несостоятельной. 

Сохранение солидарной системы приводило к дальнейшему росту нагрузки на работодателей и работников. И это несмотря на то, что в 1996 году для работодателя нагрузка на фонд оплаты труда уже составляла 53%. Социальный налог составлял 21%, социальные отчисления – 30% (включая взносы в пенсионный фонд – 25,5%, в фонд обязательного медицинского страхования – 3% и в фонд государственного социального страхования – 1,5%), отчисления в государственный фонд содействия занятости – 2%. Работник осуществлял уплату ИПН по прогрессивной ставке налого­обложения, начиная с 5% и ростом ставки ИПН до 10%, 20% и 30%.

Поэтому было принято непростое, но важное политическое и экономическое решение о внедрении накопительной системы. Переход к формированию личных пенсионных сбережений граждан позволил следующее. Во-первых, сбалансировать бюджетно-фискальную политику: оптимизировать нагрузку на госбюджет и, соответственно, налоговую нагрузку на бизнес. Во-вторых, внедрить правильный социальный принцип: сколько человек накопил за счет трудовых доходов, такую пенсию он и будет получать. Фокус социальной политики государства был смещен на поддержку тех, кто объективно не может самостоятельно обеспечить себя пенсионными доходами. 

Накопительный компонент во всех странах создает стимулы: работать в течение трудовой жизни, зарабатывать стабильно, формализовывать свои трудовые отношения с работодателем, участвовать в накопительной системе и сберегать на пенсию. Происходит рост сбережений населения, долгосрочных инвестиций в экономику страны. Решаются задачи развития рынка труда, повышения занятости, снижения теневой экономики и «серых» зарплат. Уменьшается негативное влияние демографии – снижение соотношения между трудоспособным и нетрудоспособным населением, вызванного старением общества. В конечном итоге это способствует устойчивости экономики и росту благосостояния людей. 

Но пенсионная система – как живой организм, постоянно развивается. После 1998 года в Казахстане было принято несколько программ развития пенсионной системы и финансового сектора, которые отражали изменения каждого периода. 

В частности, с 1 июня 2005 года поэтапно введен еще один компонент – базовая пенсионная выплата (так называемый «демогрант») для всех пенсионеров. Фактически это минимальный стандарт пенсионного обеспечения из госбюджета. 

Размер выплаты сейчас начинается с 54% от прожиточного минимума (ПМ) и далее зависит от трудового стажа получателя (с ростом на 2% за каждый полный год сверх 10-ти лет участия в пенсионной системе – до 100% от ПМ). В перспективе до 2030 года предусмотрено дальнейшее совершенствование системы минимальных гарантий пенсионного обеспечения, включая переход от базовой пенсионной выплаты к минимальной гарантированной пенсии.

Действующий стратегический документ – это Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденная Указом президента в 2014 году в рамках Стратегии «Казахстан – 2050». Главная цель Концепции – «обеспечить адекватность пенсионных выплат для достойного уровня жизни в пенсионном возрасте».

В документе отражено, что «необходимость модернизации пенсионной системы продиктована: 1) уменьшением размеров солидарных пенсий и необходимостью дальнейшей диверсификации источников пенсионных выплат, 2) долгосрочными демографическими трендами и цикличностью экономического развития, 3) необходимостью дальнейшей оптимизации распределения ответственности за пенсионное обеспечение между государством, работодателем и работником». 

– И эта ответственность работодателя предполагается в виде его обязательных пенсионных взносов, которые с 2020 года будет необходимо вносить за работников? 

– Да, Концепцией предусмотрено, что «на обязательном уровне будет сохранен накопительный компонент и введен дополнительный компонент – условно-накопительный, формируемый за счет 5% взносов работодателей в пользу своих работников». 

Сейчас ответственность за пенсионное обеспечение граждан в первую очередь лежит на государстве. Государство выплачивает базовую пенсию – всем гражданам пенсионного возраста и солидарную пенсию – имеющим не менее 6 месяцев трудового стажа до 1998 года.

В 2018 году общий объем выплат пенсий из бюджета составил 1,9 трлн тенге. Кроме того, государство обеспечивает гарантию сохранности обязательных пенсионных накоплений в ЕНПФ с учетом уровня инфляции.

Работник также принимает участие в своем пенсионном обеспечении посредством уплаты 10% обязательных пенсионных взносов (ОПВ) со своей зарплаты на свой индивидуальный пенсионный счет (ИПС). В 2018 году пенсионные выплаты из ЕНПФ составили 168,9 млрд тенге.

С 2014 года введена уплата работодателями 5% обязательных профессиональных пенсионных взносов (ОППВ) в пользу своих работников, занятых на работах с вредными условиями труда. Уже с 2019 года возможность использования таких накоплений работниками улучшила их положение. В частности, присоединение таких накоплений к пенсионным сбережениям за счет ОПВ и ДПВ позволило им приобретать пенсионный аннуитет у компаний по страхованию жизни. С начала 2019 года рынок пенсионных аннуитетов вырос до 35,5 млрд тенге (за январь – июль 2019 года) в сравнении с 11,1 млрд тенге (за январь – июль 2018 года).

Приведем данные по средним пенсионным выплатам из разных компонентов пенсионной системы. В 2018 году средний размер базовой пенсии составлял 20 542 тенге. После внесения изменений в законодательство средний размер базовой пенсии за 2-е полугодие 2018 года вырос до 25 773 тенге. Средняя солидарная пенсия составила
54 387 тенге. Средняя ежемесячная пенсия из ЕНПФ составила 20 177 тенге. 

В итоге средняя совокупная ежемесячная пенсия превысила 100 тыс. тенге, в которой 20% – накопительный компонент. При этом средняя накопительная пенсия (20 177 тенге) уже превысила средний ОПВ работника (15 772 тенге).

Комплексные актуарные расчеты долгосрочных показателей по многокомпонентной пенсионной системе показывают, что по мере объективного уменьшения вклада солидарной пенсии (сокращение к 2040-ым годам количества новых получателей солидарной пенсии, имеющих трудовой стаж до 1998 года), будет расти роль обязательной накопительной пенсии как с участием работника, так и работодателя.

Для обеспечения адекватного размера пенсий работников важно участие работодателей в пенсионной системе. Размер адекватности пенсий оценивается по такому показателю, как коэффициент замещения (отношение пенсионного дохода к трудовому доходу перед выходом на пенсию). Этот показатель в Казахстане должен быть приближен к стандарту Международной организации труда (МОТ) по обеспечению минимального коэффициента замещения не ниже 40% (Конвенция 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»). 

С учетом международной практики, оценок международных организаций, актуарных расчетов, Законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» предусмотрено введение с 1 января 2020 года условно-накопительного компонента с 5% обязательными пенсионными взносами работодателя (ОПВР). 

– Насколько этот компонент «приживется» у нас? Пока он воспринят многими работодателями в штыки… 

– Участие работодателя в пенсионном обеспечении работников – это международная практика. Можно привести примеры стран и данные по ставкам взносов.

Общая ставка пенсионных взносов в Сингапуре составляет 36% (из них работник – 20%, работодатель – 16%), в Малайзии – 23% (11% и 12%), в Швеции – 18,5% (7,5% и 11%), в Германии ставку 18,7% поровну делят работодатель и работник, в Израиле – 17,5% (5,5% и 12%), в США – 12,4% (6,2% и 6,2%), в Чили – 10% (10% – работник и рассматривается введение 5% для работодателя), в Норвегии: для работников по найму – 8,2%, для самостоятельно занятых – 11,4%, для пенсионеров – 5,1%, в Австралии – 9,5% (с ежегодным увеличением с 2021 года на 0,5% до 12% в 2025 году) и в России – 22% платят только работодатели.

Закон, предусматривающий введение обязательных пенсионных взносов работодателей, был принят в 2015 году. Проект закона прошел обсуждение с участием заинтересованных сторон. В соответствии с Законом «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» было получено экспертное заключение с учетом интересов субъектов частного предпринимательства. С принятием закона условно-накопительный компонент планировалось ввести с 2018 года. Однако позднее введение было отложено на два года, в том числе для обеспечения адаптации работодателей к новым условиям.

– Однако очень много мнений высказывается о том, что это скажется на малом и среднем бизнесе, что повысятся цены на товары и услуги, что работодатели уйдут в тень либо снизят доходы работника... 

– Задача по определению оптимальной нагрузки на бизнес, связанной с налоговыми и социальными отчислениями, актуальна для всех стран. Проводятся комплексные экономические исследования для поиска баланса между предложениями по снижению нагрузки – в целях роста деловой активности бизнеса и предложениями по повышению нагрузки – в целях обеспечения финансирования обязательств, в том числе в социальной сфере.

Что касается пенсионной системы, то здесь однозначно – без достаточных пенсионных отчислений нельзя рассчитывать на адекватную пенсию. Это правило верно для любой страны. По расчетам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для достижения коэффициента замещения в 30% необходимо осуществление взносов в течение 40 лет по ставке чуть ниже 13%. По всем странам ОЭСР средняя ставка обязательных пенсионных взносов для среднего работника составляет 20% (OECD Pensions Outlook 2018).

Более того, в исследованиях Всемирного банка отмечается, что без обязательной накопительной системы в среднесрочной перспективе страны неизбежно приходят к необходимости повышения налогов на бизнес для покрытия роста пенсионных обязательств в связи с общим трендом – старением общества и снижением доли работоспособного населения в общей численности населения.

Можно привести действующий пример участия работодателя в пенсионных сбережениях своих работников. С 2014 года на тех предприятиях, где люди работают в тяжелых и опасных условиях труда, работодатели перечисляют обязательные профессиональные пенсионные взносы в размере 5%. Платят взносы добросовестно и крупные предприятия, и средний бизнес. При этом работники таких предприятий получают необходимый дополнительный пенсионный доход при выходе на пенсию. 

– Разъясните, пожалуйста, этот распределительный механизм. Не возврат ли это к солидарной системе?

– Пенсионные взносы в рамках условно-накопительной системы будут производиться за счет средств работодателей. Накопления, учитываемые на условных пенсионных счетах работников, предусмотрены для их пенсионного обеспечения по возрасту. При этом на них не предусмотрено право собственности работников и право их наследования. Получателями условно-накопительной пенсии будут только граждане Республики Казахстан. Размер пенсии будет индексироваться, выплата пенсии будет осуществляться пожизненно. Максимальный размер пенсии ограничен на уровне двукратного размера прожиточного минимума. 

С учетом этих условий за счет механизма перераспределения условно-накопительный компонент позволяет повысить уровень пенсионного обеспечения в первую очередь для работников с более низкими трудовыми доходами. С учетом международной практики условно-накопительная пенсионная система сочетает преимущества индивидуальной накопительной системы и системы пенсионного страхования. 

– Означает ли введение данного компонента, что накоплений на счетах недостаточно, чтобы обеспечить адекватный размер пенсии с сокращением, а затем и полным сворачиванием солидарной составляющей?

– Как уже отмечалось выше, с учетом оценок ОЭСР и актуарных расчетов, проведенных ЕНПФ по методологии и моделям, разработанным с участием британских актуариев, пенсионные накопления за счет ОПВ позволяют обеспечить коэффициент замещения на уровне до 30%, т.е. в перспективе заместить солидарную систему. Для обеспечения адекватного уровня пенсий с учетом стандарта МОТ важно участие работодателя в пенсионном обеспечении работников. При этом введение именно условно-накопительного компонента позволяет решить важную социальную задачу по обеспечению пенсионным доходом прежде всего людей с небольшими трудовыми доходами и, как следствие, с небольшими накоплениями. 

Рынок труда в Казахстане динамичный и пока не позволяет широкому кругу граждан иметь стабильный трудовой доход. Объективно есть значительная категория людей, формализовавших свои трудовые отношения, но оплата которых невысока. Даже наличие необходимого трудового стажа не позволяет им иметь достаточные пенсионные накопления в силу небольших пенсионных взносов, отчисляемых с невысоких трудовых доходов. 

Накопления по обязательным пенсионным взносам выплачиваются до исчерпания, а выплаты условно-накопительной пенсии будут пожизненными. Коэффициенты замещения с введением условно-накопительной пенсионной системы в Казахстане вырастут. Наибольшая прибавка к показателю коэффициента замещения достигается по группе людей с более низким уровнем дохода. По прошествии полного трудового цикла жизни (не менее 40 лет) пенсионные выплаты таких получателей в рамках нового компонента будут формироваться на три четверти за счет сумм перераспределения и на одну четверть за счет пенсионных взносов, внесенных работодателями в их пользу. 

Тем самым условно-накопительная пенсионная система не только повышает уровень пенсионного обеспечения граждан, но и решает важную социальную задачу по защите пенсионеров, имевших в течение жизни более низкие трудовые доходы.

– Почему эти взносы будут перечисляться в ЕНПФ и что потом будет с ними происходить?

– ЕНПФ является единым инфраструктурным учетным центром по накопительной пенсионной системе. Технические и профессиональные возможности для открытия и ведения учета таких персонифицированных пенсионных счетов в ЕНПФ уже имеются. Конечно, потребуется дальнейшее развитие IT-систем и электронных услуг.
 
Обязательные пенсионные взносы работодателя будут поступать на условные пенсионные счета, открытые на имя физического лица в ЕНПФ. Пенсионные активы, сформированные за счет ОПВР, будут размещаться в финансовые инструменты, перечень которых будет определяться Правительством Республики Казахстан и инвестиционной декларацией. То есть пенсионные накопления будут инвестироваться с начислением инвестиционного дохода, который будет распределяться на условные пенсионные счета участников пенсионной системы.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций