Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

Пенсия не за горами: как повлиять на собственное будущее

Планировать собственную пенсию необходимо уже сейчас и хотя базовый компонент, скорее всего, сохранится на протяжении всей жизни будущего пенсионера, он вряд ли покроет все потребности

Фото: shutterstock.com

Одним из важных условий развития пенсионной системы и экономики страны является максимальное вовлечение в систему работающего населения. Ведь от регулярности и полноты пенсионных взносов на индивидуальный пенсионный счет зависят размеры пенсионных выплат, в конечном итоге, адекватный размер совокупной пенсии.

В Казахстане накопительная пенсионная система - давно свершившийся факт. Она функционирует 20 лет и вопрос об обеспечении собственной старости постепенно из области повышения финансовой грамотности переходит в четкое понимание необходимости накоплений.

Сегодня пенсионная система в Казахстане представлена тремя уровнями. Первый уровень – это базовая и солидарная пенсии, второй, в перспективе самый важный, уровень – обязательные пенсионные взносы в размере 10%, третий, не менее важный компонент, – это добровольные пенсионные взносы. 

Учитывая, что солидарная составляющая пенсионной системы постепенно сокращается, с 2020 в стране будет введена условно-накопительная система. Речь идет о взносах в размере 5% от ежемесячного дохода работника за счет собственных средств работодателя.

Это мера обеспечит большую финансовую защищенность в старости людей с невысокими доходами, поскольку даже в случае быстрого исчерпания собственных накоплений выплата пенсии будет осуществляться пожизненно.

Впрочем, такие риски беспокоят не всех пенсионеров. Условно в рамках пенсионного вопроса всех казахстанцев можно разделить на три поколения. Во-первых, это пенсионеры со стажем – т.е. те, кто сейчас получает только базовую и солидарную пенсии. Во-вторых, те, кто является получателем выплат не только из государственного бюджета, но и из Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) за счет собственных пенсионных накоплений и начисленного инвестиционного дохода. К этой категории относятся люди, у которых имеется трудовой стаж до 1998 года, т.е. до момента, когда в силу вступил закон о пенсионном обеспечении от 1997 года и которые продолжают работать и делать 10% отчисления.

И, наконец, третье поколение казахстанцев – это те, у кого нет стажа до 1998 года, и чья пенсия в будущем будет состоять только из собственных накоплений и базовой пенсии, которая с июля текущего года зависит от трудового стажа и стажа в накопительной системе. 

Соотношение солидарного и накопительного компонентов пенсий с течением времени в силу объективных причин неизбежно меняется. Уже в 2040-х статус пенсионера обретут люди без стажа до 1998 года. Т.е. для них задача внимательно относиться к собственным накоплениям становится наиболее важной, хотя бы потому что со временем из них и будет складываться их пенсия. 

По оценкам ЕНПФ к 2050 году выплаты из фонда достигнут 50-60% от совокупного объема пенсии, тогда как по итогам 2017 года доля выплат из ЕНПФ составила всего 12%. При этом причины роста доли пенсионных выплат за счет пенсионных накоплений лежат не только в планомерном «сворачивании» солидарной пенсии ввиду естественного сокращения числа людей, имеющих трудовой стаж до 1998 года, но и по причине «созревания» самой накопительной пенсионной системы. Постепенно баланс накоплений на счетах вкладчиков растет, тем самым увеличивая и размер будущих пенсионных выплат. 

То, как может выглядеть пенсия, можно рассчитать на сайте ЕНПФ при помощи специального калькулятора. При этом расчет делается сразу по трем возможным сценариям: пессимистичному, в случае, если реальный инвестиционный доход равен 0, а средний ежегодный рост заработной платы в течение жизненного цикла равен 1%; реалистичному, если все будет идти по плану: реальный инвестиционный доход равен 1%, средний ежегодный рост заработной платы в течение жизненного цикла равен 1,5%, и оптимистичному, если ситуация окажется лучше, чем в первых двух вариантах. 

К примеру, если рассчитать будущую пенсию условного казахстанца 1966 года рождения, т.е. представителя второго поколения, то система учтет, что свою трудовую деятельность он начал в 1987 году, т.е. его стаж на момент введения накопительной пенсионной системы составил 11 лет. При этом на пенсию он выйдет в 2029 году и если его текущие накопления, допустим, уже достигли 5 млн тенге, то прогнозная пенсия по реалистичному сценарию может составить 130 287 тенге. Из них 71 717 тенге – это выплаты из ЕНПФ, 22 062 тенге – базовый компонент и 36 508 тенге – солидарная пенсия.

При этом, конечно, надо учитывать, что расчет прогнозный – пенсии из государственного бюджета - солидарный и базовый компонент – могут меняться, поскольку почти ежегодно производится их индексация относительно величины прожиточного минимума и минимальной заработной платы. Выплаты из ЕНПФ зависят от размера и частоты взносов и инвестиционного дохода, который, в свою очередь, зависит от рынка ценных бумаг. Впрочем, Национальный Банк Республики Казахстан, как управляющий пенсионными активами, традиционно придерживается умеренно-консервативной инвестиционной стратегии и реалистичный сценарий все-таки наиболее вероятный. Кроме того, существует гарантия сохранности пенсионных накоплений, согласно которой доходность пенсионных накоплений не может быть ниже уровня инфляции.

Это особенно важно для третьего поколения будущих пенсионеров, которые в отличие от двух предыдущих, могут рассчитывать только на базовый компонент и собственные накопления. К примеру, если мужчина условно 1981 года рождения выйдет на пенсию в 2044 году с текущими накоплениями 5 млн тенге и заработной платой условно 200 000 тенге, то его совокупная пенсия по реалистичному сценарию составит 152 391 тенге. Учитывая, что выплата солидарной пенсии на него не распространяется, большое значение будет иметь размер и регулярность его пенсионных взносов. Выплаты из ЕНПФ должны составить 124 107 тенге. 

Еще одна интересная графа калькулятора ЕНПФ – это размер добровольных выплат. 

К примеру, если наш 37-летний казахстанец будет ежемесячно добровольно отчислять в ЕНПФ дополнительные 5% от заработной платы, то будущая прибавка в пенсии составит 21 445 тенге. Если речь идет о 10% добровольных взносах, то добровольный компонент составит уже 42 890 тенге, а прогнозная ежемесячная пенсия достигнет 195 281 тенге.

То есть для третьего поколения, которое сейчас находится в самом расцвете сил, планировать собственную пенсию необходимо уже сейчас. И хотя базовый компонент, скорее всего, сохранится на протяжении всей жизни будущего пенсионера, он вряд ли покроет все потребности и будет, в лучшем случае, выполнять лишь роль необходимого минимума.

Конечно, калькулятор дает только примерную картину, но даже такие расчеты «из любопытства» способны помочь сделать правильные выводы, ведь чтобы рассчитывать на хорошую пенсию в будущем нужно проявлять интерес к своему пенсионному счету уже сейчас. Ведь даже небольшие, но регулярные отчисления способны значительно увеличить размер ежемесячной выплаты из ЕНПФ в будущем. 

Кстати, сам ЕНПФ готов профессионально консультировать всех желающих по вопросам создания собственного пенсионного плана. В этом случае вероятность выработать план, который будет учитывать такие критерии как текущий и ожидаемый доход, а также потребности и предпочтения будущего пенсионера существенно возрастает.


11759 просмотров

Жанат Курманов: «Условно-накопительная пенсия важна прежде всего для работников с небольшими доходами»

По словам председателя правления АО «ЕНПФ», любое важное решение должно основываться на комплексных и долгосрочных актуарных расчетах

Фото: Олег Спивак

Пенсионная система любой страны отражает состояние экономики, рынка труда, демографии и даже исторических традиций. Казахстан в этом случае не исключение. Каждый этап развития пенсионной системы вызван весомыми экономическими и социальными факторами. Любое важное решение должно основываться на стратегическом анализе таких факторов, комплексных и долгосрочных актуарных расчетах. Об этом рассказывает председатель правления АО «ЕНПФ» Жанат Курманов.

– Жанат Бостанович, частые изменения в пенсионной системе настораживают население, воспринимаются как импульсивные решения. Насколько это верно?

– Изменения в пенсионной системе затрагивают широкие слои населения и бизнеса. Поэтому они должны быть нечастыми, стратегически выверенными, и процесс принятия решений должен основываться на системном анализе и актуарных расчетах.
 
В 1998 году Казахстан ввел накопительный компонент в пенсионную систему не случайно. Солидарная (распределительная) модель, когда выплаты пенсионерам производятся за счет текущих отчислений работающих, стала неустойчивой и в перспективе несостоятельной. 

Сохранение солидарной системы приводило к дальнейшему росту нагрузки на работодателей и работников. И это несмотря на то, что в 1996 году для работодателя нагрузка на фонд оплаты труда уже составляла 53%. Социальный налог составлял 21%, социальные отчисления – 30% (включая взносы в пенсионный фонд – 25,5%, в фонд обязательного медицинского страхования – 3% и в фонд государственного социального страхования – 1,5%), отчисления в государственный фонд содействия занятости – 2%. Работник осуществлял уплату ИПН по прогрессивной ставке налого­обложения, начиная с 5% и ростом ставки ИПН до 10%, 20% и 30%.

Поэтому было принято непростое, но важное политическое и экономическое решение о внедрении накопительной системы. Переход к формированию личных пенсионных сбережений граждан позволил следующее. Во-первых, сбалансировать бюджетно-фискальную политику: оптимизировать нагрузку на госбюджет и, соответственно, налоговую нагрузку на бизнес. Во-вторых, внедрить правильный социальный принцип: сколько человек накопил за счет трудовых доходов, такую пенсию он и будет получать. Фокус социальной политики государства был смещен на поддержку тех, кто объективно не может самостоятельно обеспечить себя пенсионными доходами. 

Накопительный компонент во всех странах создает стимулы: работать в течение трудовой жизни, зарабатывать стабильно, формализовывать свои трудовые отношения с работодателем, участвовать в накопительной системе и сберегать на пенсию. Происходит рост сбережений населения, долгосрочных инвестиций в экономику страны. Решаются задачи развития рынка труда, повышения занятости, снижения теневой экономики и «серых» зарплат. Уменьшается негативное влияние демографии – снижение соотношения между трудоспособным и нетрудоспособным населением, вызванного старением общества. В конечном итоге это способствует устойчивости экономики и росту благосостояния людей. 

Но пенсионная система – как живой организм, постоянно развивается. После 1998 года в Казахстане было принято несколько программ развития пенсионной системы и финансового сектора, которые отражали изменения каждого периода. 

В частности, с 1 июня 2005 года поэтапно введен еще один компонент – базовая пенсионная выплата (так называемый «демогрант») для всех пенсионеров. Фактически это минимальный стандарт пенсионного обеспечения из госбюджета. 

Размер выплаты сейчас начинается с 54% от прожиточного минимума (ПМ) и далее зависит от трудового стажа получателя (с ростом на 2% за каждый полный год сверх 10-ти лет участия в пенсионной системе – до 100% от ПМ). В перспективе до 2030 года предусмотрено дальнейшее совершенствование системы минимальных гарантий пенсионного обеспечения, включая переход от базовой пенсионной выплаты к минимальной гарантированной пенсии.

Действующий стратегический документ – это Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденная Указом президента в 2014 году в рамках Стратегии «Казахстан – 2050». Главная цель Концепции – «обеспечить адекватность пенсионных выплат для достойного уровня жизни в пенсионном возрасте».

В документе отражено, что «необходимость модернизации пенсионной системы продиктована: 1) уменьшением размеров солидарных пенсий и необходимостью дальнейшей диверсификации источников пенсионных выплат, 2) долгосрочными демографическими трендами и цикличностью экономического развития, 3) необходимостью дальнейшей оптимизации распределения ответственности за пенсионное обеспечение между государством, работодателем и работником». 

– И эта ответственность работодателя предполагается в виде его обязательных пенсионных взносов, которые с 2020 года будет необходимо вносить за работников? 

– Да, Концепцией предусмотрено, что «на обязательном уровне будет сохранен накопительный компонент и введен дополнительный компонент – условно-накопительный, формируемый за счет 5% взносов работодателей в пользу своих работников». 

Сейчас ответственность за пенсионное обеспечение граждан в первую очередь лежит на государстве. Государство выплачивает базовую пенсию – всем гражданам пенсионного возраста и солидарную пенсию – имеющим не менее 6 месяцев трудового стажа до 1998 года.

В 2018 году общий объем выплат пенсий из бюджета составил 1,9 трлн тенге. Кроме того, государство обеспечивает гарантию сохранности обязательных пенсионных накоплений в ЕНПФ с учетом уровня инфляции.

Работник также принимает участие в своем пенсионном обеспечении посредством уплаты 10% обязательных пенсионных взносов (ОПВ) со своей зарплаты на свой индивидуальный пенсионный счет (ИПС). В 2018 году пенсионные выплаты из ЕНПФ составили 168,9 млрд тенге.

С 2014 года введена уплата работодателями 5% обязательных профессиональных пенсионных взносов (ОППВ) в пользу своих работников, занятых на работах с вредными условиями труда. Уже с 2019 года возможность использования таких накоплений работниками улучшила их положение. В частности, присоединение таких накоплений к пенсионным сбережениям за счет ОПВ и ДПВ позволило им приобретать пенсионный аннуитет у компаний по страхованию жизни. С начала 2019 года рынок пенсионных аннуитетов вырос до 35,5 млрд тенге (за январь – июль 2019 года) в сравнении с 11,1 млрд тенге (за январь – июль 2018 года).

Приведем данные по средним пенсионным выплатам из разных компонентов пенсионной системы. В 2018 году средний размер базовой пенсии составлял 20 542 тенге. После внесения изменений в законодательство средний размер базовой пенсии за 2-е полугодие 2018 года вырос до 25 773 тенге. Средняя солидарная пенсия составила
54 387 тенге. Средняя ежемесячная пенсия из ЕНПФ составила 20 177 тенге. 

В итоге средняя совокупная ежемесячная пенсия превысила 100 тыс. тенге, в которой 20% – накопительный компонент. При этом средняя накопительная пенсия (20 177 тенге) уже превысила средний ОПВ работника (15 772 тенге).

Комплексные актуарные расчеты долгосрочных показателей по многокомпонентной пенсионной системе показывают, что по мере объективного уменьшения вклада солидарной пенсии (сокращение к 2040-ым годам количества новых получателей солидарной пенсии, имеющих трудовой стаж до 1998 года), будет расти роль обязательной накопительной пенсии как с участием работника, так и работодателя.

Для обеспечения адекватного размера пенсий работников важно участие работодателей в пенсионной системе. Размер адекватности пенсий оценивается по такому показателю, как коэффициент замещения (отношение пенсионного дохода к трудовому доходу перед выходом на пенсию). Этот показатель в Казахстане должен быть приближен к стандарту Международной организации труда (МОТ) по обеспечению минимального коэффициента замещения не ниже 40% (Конвенция 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»). 

С учетом международной практики, оценок международных организаций, актуарных расчетов, Законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» предусмотрено введение с 1 января 2020 года условно-накопительного компонента с 5% обязательными пенсионными взносами работодателя (ОПВР). 

– Насколько этот компонент «приживется» у нас? Пока он воспринят многими работодателями в штыки… 

– Участие работодателя в пенсионном обеспечении работников – это международная практика. Можно привести примеры стран и данные по ставкам взносов.

Общая ставка пенсионных взносов в Сингапуре составляет 36% (из них работник – 20%, работодатель – 16%), в Малайзии – 23% (11% и 12%), в Швеции – 18,5% (7,5% и 11%), в Германии ставку 18,7% поровну делят работодатель и работник, в Израиле – 17,5% (5,5% и 12%), в США – 12,4% (6,2% и 6,2%), в Чили – 10% (10% – работник и рассматривается введение 5% для работодателя), в Норвегии: для работников по найму – 8,2%, для самостоятельно занятых – 11,4%, для пенсионеров – 5,1%, в Австралии – 9,5% (с ежегодным увеличением с 2021 года на 0,5% до 12% в 2025 году) и в России – 22% платят только работодатели.

Закон, предусматривающий введение обязательных пенсионных взносов работодателей, был принят в 2015 году. Проект закона прошел обсуждение с участием заинтересованных сторон. В соответствии с Законом «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» было получено экспертное заключение с учетом интересов субъектов частного предпринимательства. С принятием закона условно-накопительный компонент планировалось ввести с 2018 года. Однако позднее введение было отложено на два года, в том числе для обеспечения адаптации работодателей к новым условиям.

– Однако очень много мнений высказывается о том, что это скажется на малом и среднем бизнесе, что повысятся цены на товары и услуги, что работодатели уйдут в тень либо снизят доходы работника... 

– Задача по определению оптимальной нагрузки на бизнес, связанной с налоговыми и социальными отчислениями, актуальна для всех стран. Проводятся комплексные экономические исследования для поиска баланса между предложениями по снижению нагрузки – в целях роста деловой активности бизнеса и предложениями по повышению нагрузки – в целях обеспечения финансирования обязательств, в том числе в социальной сфере.

Что касается пенсионной системы, то здесь однозначно – без достаточных пенсионных отчислений нельзя рассчитывать на адекватную пенсию. Это правило верно для любой страны. По расчетам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для достижения коэффициента замещения в 30% необходимо осуществление взносов в течение 40 лет по ставке чуть ниже 13%. По всем странам ОЭСР средняя ставка обязательных пенсионных взносов для среднего работника составляет 20% (OECD Pensions Outlook 2018).

Более того, в исследованиях Всемирного банка отмечается, что без обязательной накопительной системы в среднесрочной перспективе страны неизбежно приходят к необходимости повышения налогов на бизнес для покрытия роста пенсионных обязательств в связи с общим трендом – старением общества и снижением доли работоспособного населения в общей численности населения.

Можно привести действующий пример участия работодателя в пенсионных сбережениях своих работников. С 2014 года на тех предприятиях, где люди работают в тяжелых и опасных условиях труда, работодатели перечисляют обязательные профессиональные пенсионные взносы в размере 5%. Платят взносы добросовестно и крупные предприятия, и средний бизнес. При этом работники таких предприятий получают необходимый дополнительный пенсионный доход при выходе на пенсию. 

– Разъясните, пожалуйста, этот распределительный механизм. Не возврат ли это к солидарной системе?

– Пенсионные взносы в рамках условно-накопительной системы будут производиться за счет средств работодателей. Накопления, учитываемые на условных пенсионных счетах работников, предусмотрены для их пенсионного обеспечения по возрасту. При этом на них не предусмотрено право собственности работников и право их наследования. Получателями условно-накопительной пенсии будут только граждане Республики Казахстан. Размер пенсии будет индексироваться, выплата пенсии будет осуществляться пожизненно. Максимальный размер пенсии ограничен на уровне двукратного размера прожиточного минимума. 

С учетом этих условий за счет механизма перераспределения условно-накопительный компонент позволяет повысить уровень пенсионного обеспечения в первую очередь для работников с более низкими трудовыми доходами. С учетом международной практики условно-накопительная пенсионная система сочетает преимущества индивидуальной накопительной системы и системы пенсионного страхования. 

– Означает ли введение данного компонента, что накоплений на счетах недостаточно, чтобы обеспечить адекватный размер пенсии с сокращением, а затем и полным сворачиванием солидарной составляющей?

– Как уже отмечалось выше, с учетом оценок ОЭСР и актуарных расчетов, проведенных ЕНПФ по методологии и моделям, разработанным с участием британских актуариев, пенсионные накопления за счет ОПВ позволяют обеспечить коэффициент замещения на уровне до 30%, т.е. в перспективе заместить солидарную систему. Для обеспечения адекватного уровня пенсий с учетом стандарта МОТ важно участие работодателя в пенсионном обеспечении работников. При этом введение именно условно-накопительного компонента позволяет решить важную социальную задачу по обеспечению пенсионным доходом прежде всего людей с небольшими трудовыми доходами и, как следствие, с небольшими накоплениями. 

Рынок труда в Казахстане динамичный и пока не позволяет широкому кругу граждан иметь стабильный трудовой доход. Объективно есть значительная категория людей, формализовавших свои трудовые отношения, но оплата которых невысока. Даже наличие необходимого трудового стажа не позволяет им иметь достаточные пенсионные накопления в силу небольших пенсионных взносов, отчисляемых с невысоких трудовых доходов. 

Накопления по обязательным пенсионным взносам выплачиваются до исчерпания, а выплаты условно-накопительной пенсии будут пожизненными. Коэффициенты замещения с введением условно-накопительной пенсионной системы в Казахстане вырастут. Наибольшая прибавка к показателю коэффициента замещения достигается по группе людей с более низким уровнем дохода. По прошествии полного трудового цикла жизни (не менее 40 лет) пенсионные выплаты таких получателей в рамках нового компонента будут формироваться на три четверти за счет сумм перераспределения и на одну четверть за счет пенсионных взносов, внесенных работодателями в их пользу. 

Тем самым условно-накопительная пенсионная система не только повышает уровень пенсионного обеспечения граждан, но и решает важную социальную задачу по защите пенсионеров, имевших в течение жизни более низкие трудовые доходы.

– Почему эти взносы будут перечисляться в ЕНПФ и что потом будет с ними происходить?

– ЕНПФ является единым инфраструктурным учетным центром по накопительной пенсионной системе. Технические и профессиональные возможности для открытия и ведения учета таких персонифицированных пенсионных счетов в ЕНПФ уже имеются. Конечно, потребуется дальнейшее развитие IT-систем и электронных услуг.
 
Обязательные пенсионные взносы работодателя будут поступать на условные пенсионные счета, открытые на имя физического лица в ЕНПФ. Пенсионные активы, сформированные за счет ОПВР, будут размещаться в финансовые инструменты, перечень которых будет определяться Правительством Республики Казахстан и инвестиционной декларацией. То есть пенсионные накопления будут инвестироваться с начислением инвестиционного дохода, который будет распределяться на условные пенсионные счета участников пенсионной системы.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций