Сколько платят за автохлам в Беларуси, России и Узбекистане

Опубликовано
Изучили механизм утилизационного сбора у ближайших соседей

26 января в столичный ИВС попали вице-министр экологии Ахметжан Примкулов и предправления ТОО «Оператор РОП» Медет Кумаргалиев. Обоих подозревают в коррупционных преступлениях. В тот же день стало известно, что директор по правовым вопросам «Оператора РОП» Руслан Шамшиев покончил с собой – полиция возбудила дело о доведении до самоубийства.

Все это произошло после того, как после выступления президента функции и 100% уставного капитала ТОО «Оператор РОП» передали из частной собственности в государственную. Вместо ТОО утилизационный сбор с 24 января начало собирать АО «Жасыл даму». 

Скоропостижная передача функций от одного предприятия к другому возмутила мажилисменов. Они потребовали приостановить взимание утильплатежей до тех пор, пока не проверят работу ТОО «Оператор РОП». Часть казахстанских автовладельцев вовсе требует отменить утилизационный сбор, а участники движения «Нет утильсбору» написали письмо президенту и премьеру РК с предложением принимать в зачет уже оплаченный утильсбор в ЕАЭС, установить ставки на автотранспорт в размере 100 тыс. тенге, а на кабельно-проводниковую продукцию, сельхозтехнику, грузовой и спецтранспорт вообще отменить.

Утильсбор и споры насчет него есть не только в Казахстане. В Беларуси утилизационный сбор при ввозе каждого автомобиля из-за границы уплачивается с 2014 года при пересечении границы вместе с таможенной пошлиной. На машины, которые произведены в Беларуси, не накладываются никакие утильсборы.

В 2021 году ставки за переработку автохлама в РБ повысились в четыре раза.

«Утилизационный сбор – это скрытая таможенная пошлина, которая введена РФ, а потом и Беларусью, чем компенсировано снижение таможенных пошлин после вступления России в ВТО, – считает председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич. – Повышение ставок утилизационного сбора – это один из способов пополнения государственной казны».

Утилизацией в РБ занимаются государственная компания «Белвтормет» и жилищно-эксплуатационные службы. Также белорусам разрешают самостоятельно разбирать старые авто и сдавать «остатки» на вторсырье. 

Skolko-platyat-za-avtoxlam-v-Belarusi,-Rossii-i-Uzbekistane-.jpg

В России утилизационный сбор взимают с сентября 2012 года. Собственник должен заплатить государству 5200 рублей (28 862 тенге ) за ТС старше трех лет, если машина выпущена до сентября 2012 года. Если автомобиль сошел с конвейера позже, то сбор оплачивают производители и импортеры. Деньги поступают на счета госучреждений, которые занимаются надзором в сфере природопользования. Размер утильплатежа зависит от возраста машины, типа, объема двигателя. 

Если сбор был оплачен и – самое главное – есть подтверждение в техпаспорте, то владельцу бесплатно «аннигилируют» машину даже в частной компании. Если подтверждения нет, то за услугу придется заплатить по ценам определенной утилькомпании. Такие компании есть в каждом регионе. 
С 2010 по 2019 год в РФ действовала государственная программа утилизации. Она давала возможность автовладельцам, у которых была машина старше 10 лет, получить скидку в размере от 40 тыс. рублей на покупку машины, произведенной на территории России. Так власти поддерживали свой автопром. 

В Узбекистане в 2020 году ввели утилизационный сбор на импортные автомобили (для физических и юридических лиц) и произведенные внутри страны. Жители республики возмутились: они посчитали, что власти так решили заменить отмененный ранее акциз на ввоз автомобилей. 

При импорте авто сбор взимают таможенники, а если машина произведена внутри страны, то налоговики. Размер сбора привязан к базовой расчетной величине и зависит от категории и года выпуска машины. Все деньги идут в госбюджет, точнее, аккумулируются на специальном счете. Средства со счета направляются на строительство во всех регионах предприятий, которые перерабатывают мусор и утиль.

Читайте также