Почему в Казахстане выросли цены на бензин

Опубликовано

По данным на 20 октября 2021 года, средняя стоимость бензина АИ-92 на столичных АЗС составляла 173–177 тенге за 1 литр. Для сравнения: в феврале тот же 92-й стоил 150–155 тенге за литр. Разбираемся, с чем же связан такой резкий скачок.

Анализируя объективные причины роста цен на бензин в Казахстане, кроме естественной инфляции, стоит учесть удорожание услуг транспортировки нефтепродуктов от заводов до регионов республики, финансовые убытки недропользователей от поставок на внутренний рынок ГСМ по субсидируемым ценам, изменение ставки акциза, а также «серый» экспорт казахстанского бензина. Рассмотрим каждый из факторов подробно.

Недропользователи работают в условиях абсолютной нерентабельности

«Коридор низких цен на ГСМ всегда субсидировался недропользователями путем предоставления скидки на перерабатываемое сырье. Размер этой скидки от экспортной цены нефти составлял около $50 за тонну. Сейчас размер этой скидки вырос до $80–130 за тонну нефти в зависимости от направления поставки. При этом контрактные обязательства большинства недропользователей по поставке нефти на внутренний рынок составляют около 35–45% от объема добычи. Недропользователи поставляют на внутренний рынок около 75–80% добываемого сырья», — написал эксперт рынка нефти и газа Ерлан Жаукин на своей странице в Facebook. 

Он пояснил, что увеличение объема поставок нефти на внутренний рынок вызвано завершением модернизации отечественных НПЗ и вводом в эксплуатацию новых производств по переработке нефти. Таким образом, объем увеличения внутреннего потребления нефти составляет около 2 млн тонн в год.

В итоге казахстанские НПЗ получают сырье для переработки в необходимом количестве и с большей скидкой, в то время как недропользователи ощущают снижение добычи: месторождения истощаются, экспорт нефти и доходность от ее реализации сокращаются, а объемы поставок нефти на внутренний рынок по субсидируемым ценам, наоборот, увеличиваются.

В начале года услуги транспортировки нефтепродуктов от НПЗ в регионы страны заметно подорожали, что сказалось на конечной цене бензина.
Цены подстегнуло и повышение ставки акциза, которое произошло в январе 2020 года. В правительстве это объяснили тем, что данная мера поможет увеличить поступления в бюджет, и тем самым покрыть расходы на улучшение социальной сферы. Однако обратный экономический эффект это оказало на нефтепроизводителей, на плечи которых легло обязательство выплачивать косвенный налог.

«Серый» рынок

Еще одна причина, по которой в Казахстане растут цены на топливо, — нелегальный экспорт бензина на сопредельные рынки.

Большегрузы на российских номерах, занимающиеся перевозкой ГСМ, на казахстанских приграничных заправках явление частое. Объяснение этому — низкие цены отечественного топлива. В перспективе привлекательные цены на казахстанское топливо могут стать причиной «серого» сбыта не только для предприимчивых россиян, но и соседей из Кыргызстана. Для сравнения: в России литр АИ-95 стоит 300 тенге, а в Кыргызстане — 311 тенге.

Кроме того, к 2025 году страны-участницы ЕАЭС планируют перейти на единый рынок нефтепродуктов, который позволит им уравнять цены на ГСМ. Рано или поздно цены на бензин в РК должны будут сравняться с ценами у соседей.

Таким образом, учитывая себестоимость добычи нефти, а также существующие расходы по транспортировке вкупе с налогами и перспективным переходом на единый рынок нефтепродуктов ЕАЭС, повысить экономическую эффективность от реализации нефти на внутреннем рынке можно путем повышения розничной цены на топливо.

Читайте также