Как будет развиваться казахстанский телекоммуникационный рынок до 2025 года

Опубликовано (обновлено )
Редактор Kursiv Research
Kursiv Research запускает серию регулярных обзоров данной отрасли

Привлекательность телекоммуникационной отрасли РК для инвесторов растет. Коронакризис поддержал увеличение объема телекоммуникационных услуг и выручки основных игроков казахстанского рынка. 

Kursiv Research запускает серию регулярных обзоров телекоммуникационной отрасли РК. Почему эта отрасль оказалась в нашем фокусе? Во-первых, телеком становится ключевым сегментом экономики, обеспечивая бизнес-процессы во всех секторах – от финансов до сельского хозяйства. Во-вторых, отрасль стала одной из немногих выигравших от карантинных ограничений периода пандемии благодаря тому, что смогла выстоять под многократно возросшей нагрузкой на сети.   

Телеком в нацпроекте   

В начале текущего октября правительство РК презентовало десять национальных проектов. Нацпроект – новый формат стратегического госпланирования. Нацпроект отличается от традиционных госпрограмм  лаконичностью: там нет текстовой части, в которой обычно расписываются идеология документа и способы реализации отраслевой госполитики.  

Структура нацпроекта выглядит иначе. Документ разбит на несколько направлений, для каждого из них установлены задачи. У каждой задачи есть показатели, по которым оценивается успешность ее выполнения.  

И последнее звено документа – пакет мероприятий, осуществление которых прямым образом влияет на рост показателя. Схематично композицию нацпроекта можно представить так: направление – задачи – показатели – мероприятия.  

В нацпроекте «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций» прописаны мероприятия, прямо затрагивающие телекоммуникационную отрасль. Они расписаны в направлении VI «Качественный интернет и информационная безопасность», которое содержит две задачи, касающиеся телеком-операторов: «обеспечение 100% граждан качественным интернетом» и «создание регионального дата хаба». Разбор документа необходим для понимания того, какие инфраструктурные проекты и отраслевые решения правительство РК считает важными для сектора.  

Выполнение первой задачи окажется успешным, если к декабрю 2025 года уровень проникновения широкополосного доступа (ШПД) в домашние сети достигнет 95% (показатель № 1). Для этого намечены следующие мероприятия: обеспечение сельских населенных пунктов ШПД, а каждого районного центра – зондирующими приемниками. Также планируется создать систему спутникового мониторинга РК, перенаправить субсидии на возмещение убытков операторов от фиксированной связи в сторону ШПД. Всего в рамках первого показателя десять мероприятий, среди которых применение локальных решений для развития беспроводной связи, создание «Цифровой карты покрытия связью РК», утверждение нацио­нальных стандартов интернета вещей (на базе LPWAN) и прочее.  

Второй показатель: к декабрю 2025 года планируется довести число городов с 5G-покрытием до 14. Предполагается, что стои­мость строительства сетей 5G составит 442 млрд тенге и все они будут профинансированы из кармана частного инвестора.  

Третий показатель – доля сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий, на базе которых установлено оборудование связи, от общего числа сельхозтоваропроизводителей. Планируется довести этот показатель до 15,7% к декабрю 2025 года (бюджет – 17 млрд тенге).  

Для повышения последнего показателя планируется изменить законодательство по субсидированию, а объем дотаций в 2023–2025 годах составит 17 млрд тенге (финансирование из республиканского бюджета).  

Вторая задача – «создание регионального дата хаба» – предполагает доведение доли транзитных данных, обрабатываемых локально, от общего трафика Азия – Европа (показатель № 1) по итогам 2025 года до 8%. Для этого предполагается проложить транскаспийскую волоконно-­оптическую линию связи (ВОЛС) магистраль и запустить национальную гипермагистраль Запад – Восток. В нацпроекте указан размер необходимых частных инвестиций: 23 и 40 млрд тенге соответственно.  

Напомним, официальный старт инфраструктурному проекту Trans Caspian Fiber Optic (TCFO, транскаспийская ВОЛС магистраль) был дан в ноябре 2019 года. Помимо казахстанской стороны (первоначально заявлялось, что в проекте примут участие KazTransCom и «Транс­телеком») в проекте участвует азербайджанская сторона, которую представляет нацкомпания AzerTelecom. Предполагается, что по каспийскому дну будет проложен кабель протяженностью 380–400 км, что позволит получать в год до 1 Tbps трафика через РК. На презентации говорили о планах запустить TCFO в конце 2021 года. Из годового отчета «Транстелекома» за 2020 год следует, что планы изменились: техническая реализация должна была начаться весной 2021 года. Согласно нацпроекту сроком завершения TCFO указан декабрь 2025 года.  

Создание регионального дата-хаба также предполагает наличие ЦОДов, обеспечивающих транзит и хранение международного трафика. Согласно нацпроекту предполагается создать два ЦОДа на уровне не ниже TIER III (90 млрд тенге внебюджетных средств).  

Интернет и мобильная связь  

Объем услуг связи за девять месяцев текущего года достиг 744 млрд тенге, увеличившись на 14,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Давление инфляции на рынок было минимальным, поскольку ИФО отрасли продемонстрировал рост в 13% – значение, близкое к номинальному.  

Kak-budet-razvivat'sya-kazaxstanskij-telekommunikacionny'j-ry'nok-do-2025-goda-.jpg

Предоставление доступа в интернет (проводной и беспроводной) – сегмент, который доминирует над остальными. Объем услуг по этой категории составил 295 млрд тенге, или 36,9% от всего рынка. У этого сегмента также самая высокая динамика: за анализируемый период он добавил 21,7%.  

Столь быстрый рост, с одной стороны, объясняется эффектом пандемии COVID-19, поскольку карантинные ограничения ускорили цифровизацию. С другой стороны, в нашу жизнь входит все больше новых технологий и IT-решений, требующих дополнительного трафика. Телеком-
операторы в 2020 году отмечали увеличение спроса на фиксированный интернет, поскольку удаленная работа требует качественной связи. Хотя ранее эта ниша считалась зрелой и от нее не ждали какого-либо роста. Но тенденция минувшего года продолжилась и в этом: в сентябре 2021 года количество абонентов фиксированного интернета выросло на 7,3% (г/г) и достигло 2,7 млн единиц. У почти 100% абонентов фиксированного интернета широкополосный доступ.  

Kak-budet-razvivat'sya-kazaxstanskij-telekommunikacionny'j-ry'nok-do-2025-goda-_1.jpg

Количество абонентов мобильного интернета также выросло – с 15,9 млн единиц в сентябре 2020 года до 16,3 млн единиц годом позже. Широкополосный доступ имеется у 98,7% абонентов беспроводного интернета.   

Объем услуг мобильной связи составил 189 млрд тенге, прибавив за отчетный период 9,9%. Но доля второго по значимости сегмента сокращается: если по итогам девяти месяцев 2020 года его доля в отрасли составляла 26,4%, то в этом году – на 1% меньше. Причина – сокращение количества абонентов сотовой связи на 1,1%. Также мобильные операторы отмечают, что казахстанские предприятия в целях экономии сокращают свои бюджеты на оплату услуг связи сотрудникам.  

Объем услуг по фиксированной телефонии, включая международную, стабильно сокращается последние годы. И девять месяцев 2021 года не стали исключением. В целом сегмент ужался на 3,8%, но больше всего сократились услуги международной и междугородной телефонной связи – на 7,9%.  

Сегмент передачи данных по итогам трех кварталов 2021 года показал 38 млрд тенге, сократившись на 3% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Услуги передачи данных ориентированы исключительно на корпоративных клиентов – на компании, которые имеют сеть офисов внутри города или страны. Затянувшееся возвращение сотрудников к офисной работе после карантинных ограничений продолжает сказываться и на этом сегменте.  

Чего не скажешь о платном ТВ. Сокращение посадочных мест в кинотеатрах из-за карантинных ограничений, увеличение времени, которое люди проводят дома, и свежий и интересный контент на стриминговых платформах возродили спрос на услуги платного ТВ. На этом фоне «Казахтелеком» запустил TV+, Beeline открыл доступ к BeeTV для абонентов всех операторов.  

Объем услуг по распространению программ достиг 33 млрд тенге (+13,8%).  

Kak-budet-razvivat'sya-kazaxstanskij-telekommunikacionny'j-ry'nok-do-2025-goda-_0.jpg

Широкий доступ в селах

Важнейшая задача отрасли – прокладка инфраструктуры (проводные технологии FTTx, ADSL и беспроводные – 3G, 4G), которая обеспечит население РК и промышленные объекты в регионах высокоскоростным интернетом. Эта задача ставилась в программе «Цифровой Казахстан» и получила продолжение в нацпроекте «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций».  

Статистика, которая отражает технические результаты отрасли, демонстрирует положительные сдвиги по итогам девяти месяцев текущего года. Число абонентов фиксированного ШПД выросло, если сравнивать с сентябрем 2020 года, на 183,3 тыс. (+7,2%). В региональном разрезе тройка лидеров по количеству абонентов фиксированного ШПД выглядит следующим образом: Алматы (420,3 тыс.), Нур-Султан (283,8 тыс.) и Карагандинская область (264,1 тыс.). В числе аутсайдеров большинство южных регионов – Туркестанская область (67,6 тыс.), Кызылординская область (72,7 тыс.), ЗКО (77,1 тыс.), Шымкент (82 тыс.) и Жамбылская область (91,8 тыс.).  

Kak-budet-razvivat'sya-kazaxstanskij-telekommunikacionny'j-ry'nok-do-2025-goda-_2.jpg

В анализируемый период количество абонентов ШПД росло высокими темпами в Алматинской области (+21,7%), Нур-Султане (+10%) и Мангистауской области (+8,7%). Аутсайдеры по этому показателю – регионы Северного и Центрального Казахстана: Костанайская область (+3,6), Карагандинская область (+3,1%) и СКО (+2,1%).  

Kak-budet-razvivat'sya-kazaxstanskij-telekommunikacionny'j-ry'nok-do-2025-goda-_3.jpg

Прокладка инфраструктуры, которая обеспечит высокоскоростным интернетом сельскую местность, – задача, стоящая в повестке правительства РК в последние годы. В минувшем году был завершен проект «ВОЛС СНП» («Волоконно-оптические линии связи в сельских населенных пунктах»), в рамках которого было проложено 14,3 тыс. км «оптики». По итогам сентября 2021 года, если сравнивать с аналогичным периодом предыдущего года, число абонентов фиксированного ШПД в сельской местности выросло на 41,8 тыс. (+7,3%). Лидерами по количеству абонентов, которые пользуются ШПД, являются Алматинская область (142,9 тыс.), ВКО (54,7 тыс.) и Акмолинская область (54,8 тыс.). По темпам прироста пальма первенства у Алматинской области (+21,6%), ЗКО (+8,6%) и ВКО (+6,2%).  

Kak-budet-razvivat'sya-kazaxstanskij-telekommunikacionny'j-ry'nok-do-2025-goda.jpg

Регионы, где самое минимальное количество абонентов фиксированного ШПД в сельской местности: Актюбинская область (27,7 тыс.), ЗКО (20,1 тыс.) и Мангистауская область (14,7 тыс.).  

В этом году реализуется так называемый проект «250+», который предполагает обеспечить сельские населенные пункты, где проживает больше 250 человек, мобильным ШПД. Реализацию проекта взяли на себя все крупнейшие операторы страны – Kcell, Tele2 и Beeline. К сожалению, статистика, отражающая распространение мобильного ШПД в регионах РК, отсутствует.

В целом по итогам девяти месяцев 2021 года объем услуг по предоставлению интернета в селе вырос на 20,9%, с 15 млрд тенге по итогам трех кварталов 2020 года до 18 млрд тенге в аналогичный период текущего года.

Период M&A  

Поскольку итоги за III квартал подвели не все ключевые игроки рынка, на данный момент наиболее полная корпоративная статистика доступна только за первое полугодие 2021 года. По оценкам экспертов отрасли, ключевыми игроками являются «Казахтелеком» (лидер в фиксированной телефонии, 100%-ный контроль Tele2/Altel, также владеет 51% Kcell), «КаР-Тел» (бренд Beeline KZ), «Транстелеком», Jusan Mobile (бывший KazTransCom), «Алмат ТВ» и Astel.  

Совокупная выручка этих компаний (за исключением Jusan Mobile: компания не предоставляет промежуточную отчетность) в первом полугодии выросла на 17,7%. Ни одна из проанализированных компаний не показала спада выручки.  

По величине выручки лидером рынка является нацкомпания «Казахтелеком», которая заработала 283 млрд тенге, из них 60,5% приходится на сегмент мобильной связи и 48,7% – на сегмент фиксированной связи. Отметим, что итоговая выручка была скорректирована (элиминирована) на 26,7 млрд тенге.

Нацкомпания получила 9,4 млрд тенге компенсации от Telia Company A.B. и Turkcell İletişim Hizmetleri A.Ş. в рамках иниции­рованных «Казахтелекомом» в 2019 году арбитражных разбирательств в Лондонском международном арбитражном суде. Претензия – нарушение определенных гарантий, содержавшихся в договоре о покупке акций Kcell.  

В конце сентября 2021 года нацкомпания реализовала 24% акций мобильного оператора Kcell. Таким образом состав акцио­неров Kcell пополнился новыми участниками – крупными держателями ценных бумаг стали Pioneer Technologies S.A.R.L. (14,87%) и First Heartland Jusan Bank (9,08%), доля «Казахтелекома» сократилась до 51%, что позволило сохранить контроль над мобильным оператором. Размер пакета, контролируемый ЕНПФ, остался на прежнем уровне – 7,06%.  

Компания Pioneer Technologies S.A.R.L. была зарегистрирована в Люксембурге в феврале 2021 года. Ни официального сайта, ни данных о конечных бенефициарах компании в открытых источниках обнаружить не удалось.  

Что касается Jusan Bank, то доля в компании Kcell нужна банку для реализации его стратегии развития высокотехнологичных платформ. Jusan Bank, напомним, занимается созданием собственной экосистемы (банковские сервисы, страховые, мобильные и брокерские услуги, а также свой маркетплейс Jmart). Для развития экосистемы банк в том числе сотрудничает с телеком-
операторами. В ноябре 2020 года Jusan Bank в партнерстве с Tele2/Altel (контролируется «Казахтелекомом» на 100%) запустил Jusan Mobile – виртуальный оператор сотовой связи. Техническим интегратором проекта стала компания KazTransCom, которая, к слову, в 2021 году вошла в группу Jusan и была переименована в Jusan Mobile.  

В то же время «Казахтелеком» приобрел 100% участия в КТ-Telecom, которая ранее принадлежала Kcell.  

В Казахстане единственным мобильным оператором, который неподконтролен «Казахтелекому», является «КаР-Тел». Компания входит в международную группу Veon и представлена брендом Beeline KZ. За первые шесть месяцев она заработала 113 млрд тенге (+21,9%, п/п) и занимает вторую позицию по размеру выручки среди игроков телекоммуникационного рынка.  

У Beeline самый высокий темп выручки среди проанализированных компаний, и он был достигнут за счет нескольких факторов. По итогам II квартала 2021 года клиентская база выросла до 9,6 млн (рост на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года), увеличилось покрытие 4G – c 72,2 до 78,5%. Компания, отметим, снова тестирует сеть пятого поколения, теперь в Алматы. Ранее, в 2019 году, Beeline первым в стране запустил пилотный проект 5G в Шымкенте. Также компания отмечает трехкратный рост выручки от предоставления услуг по Big Data и AdTech.

Событие II квартала 2021 года: Beeline стал первой компанией в Казахстане, которая запустила собственную цифровую платежную карту Simply, интегрированную с мобильными финансовыми сервисами. Продукт представляет собой цифровой финансовый сервис – мобильное приложение, связанное с номером телефона клиента, электронный кошелек и премиальную цифровую карту Visa Platinum. Компания позиционирует Simply как первый мобильный необанк в РК, у которого нет и не будет отделений и, соответственно, сопутствующих расходов.

«Поэтому мы можем позволить себе предоставлять лучшие на рынке условия пользования нашим продуктом для клиентов в мобильном приложении Simply», – сказал на презентации продукта Сергей Головань, директор по развитию MFS Beeline Казахстан.

Поэтому новая финансовая услуга позволяет получать бонусы от 1,5% с каждой покупки при использовании цифровой карты Simply. Также предусмотрены другие бонусы: 3% за проведение бесконтактных платежей, 5 и 10% за покупки в определенных категориях (например, 10% в Duty Free и зоомагазинах и 5% – сезонные бонусы). Проще говоря, телеком-оператор вышел на рынок банковских услуг.  

Третья позиция по размеру выручки у «Транстелекома» – 33,1 млрд тенге (+12,0). В августе текущего года компания сообщила, что предоставляет интернет-канал, предназначенный для осуществления пилотного проекта OneWeb Demo в РК. Интернет будет подаваться на шлюзовую станцию OneWeb, которая в последующем обеспечит передачу информации через спутники на абонентский терминал. Напомним, что OneWeb создает глобальную коммуникационную сеть, работающую на основе космических технологий, которая предполагает обеспечение широкополосным доступом к сети интернет сотни миллионов потенциальных пользователей, проживающих в местах, где отсутствует такая связь.  

За анализируемый период фактические капитальные затраты указанных компаний сократились на 24,3%. Несмотря на это, уровень капзатрат к выручке остается высоким. По этому показателю лидирует «Транстелеком» – почти 40%. На второй позиции Beeline – 16,7%, в промежуточной отчетности компании указано, что она активно инвестирует в расширение сети 4G. Оператор стремится удовлетворить растущий спрос на высокоскоростной интернет, а также выполнить задачи в рамках инициативы «250+» – за первые шесть месяцев 2021 года покрытие Beeline появилось впервые или улучшилось в 253 сельских населенных пунктах. Тройку замыкает «Казахтелеком» – 15,1% капитальных затрат к величине выручки, хотя по абсолютному значению нац­оператор в лидерах.

Читайте также