В РК владельцы АЗС заявили о недобросовестной конкуренции на рынке ГСМ

Опубликовано (обновлено )
Предприниматели предлагают правительству решить вопрос на законодательном уровне

Владельцы АЗС обсудили проблему дефицита топлива в региональной палате предпринимателей Шымкента. Предприниматели заявили о недобросовестной конкуренции на казахстанском рынке ГСМ, сообщается на сайте НПП «Атамекен».

По мнению председателя ассоциации ГСМ «Ынтымак» Бакытжана Колдасова, обострившаяся обстановка с дефицитом нефтепродуктов на внутреннем рынке достигла критической отметки.

Сегодня ощущается острая нехватка бензина и дизтоплива на средних и мелких автозаправках города. Причина кроется, по словам предпринимателей, в недобросовестной конкуренции на рынке ГСМ.

«Свободно получая большие объемы топлива от местного ресурсодержателя, трейдеры ограничили до минимума поставки мелким и средним АЗС. Создается искусственный дефицит горючего в регионе, а потом диктуются цены на топливо. Таким образом нас пытаются вытеснить с рынка», – отметил Бакытжан Колдасов.

По его словам, эта проблема тянется с 2018 года, когда правительство отпустило цены на ГСМ в свободное плавание, отказавшись от госрегулирования.

Предприниматели считают, что завершение модернизации трех НПЗ в 2018 году, которое обещало полное насыщение внутреннего рынка нефтепродуктами и устранение дефицита его в стране, не оправдало себя. Нехватка бензина и дизтоплива ощущается по сей день. В создавшейся ситуации предприниматели рассчитывают лишь на то, что вмешается правительство, которое отрегулирует этот вопрос на законодательном уровне.

Владельцы АЗС высказали свои варианты решения проблемы. Они предложили  уполномоченным органам снять всяческое квотирование на закуп сырой нефти у недропользователей, и 30% объема продажи сырой нефти вывести на товарную биржу. Предприниматели уверены, что закуп нефти на товарной бирже с последующей переработкой и реализацией нефтепродуктов субъектами МСБ приведет к искоренению дискриминационного распределения нефтепродуктов и установлению прозрачных цен.

Кроме того, предприниматели просят снять ограничения в 20 000 тонн (годовой оборот) для участия на биржевых торгах для всех участников предпринимательства. Правила продажи нефтепродуктов на товарной бирже не позволят одной и той же фирме приобретать слишком крупные объемы топлива.

Замгенерального директора ТОО «Petrosun» Нуржан Сартбаев, подключившийся в онлайн-режиме, разъяснил, откуда возник дефицит горючего:

«Январский сбой поставок электроэнергии на Атырауском НПЗ привел к полуторамесячной аварийной остановке завода. Именно по этой причине пока не удается «нагнать» недостающие для автозаправок 200 тысяч тонн топлива. В октябре, в разгар уборочной кампании, дефицит еще сохранится, но уже в ноябре ситуация стабилизируется», – пояснил он.

Ранее сообщалось, что в октябре текущего года Павлодарский НПЗ будет закрыт на ремонт. Во избежание перебоев с поставками дизтоплива Казахстан может импортировать 385 тысяч тонн ДТ из России. Отмечается, что Минэнерго со своей стороны прорабатывает вопрос импорта необходимых объемов ДТ с коллегами из РФ.

Читайте также