В Казахстане сократилось производство мороженого на 10% за четыре месяца

Опубликовано
редактор отдела «потребительский рынок»
Рассказываем, как маркировка повлияет на отечественных производителей

Производство мороженого в Казахстане за первые четыре месяца 2021 года сократилось почти на 10% по сравнению с тем же периодом прошлого года. 2020-й, вопреки пандемии, стал самым успешным для производителей мороженого за последние четыре года. Возможно ли повторить успех – выяснял «Курсив».

Пандемию заедали мороженым

Казахстанцы в 2020 году съели на 12% больше мороженого, чем годом ранее. Примерно на столько же «подтянулось» местное производство, увеличив объемы продукции на 13%, – в прошлом году в республике выпустили 34,6 тыс. т мороженого и пищевого льда. Кроме того, отечественные производители почти вполовину нарастили экспорт в Россию – туда в прошлом году были отправлены 1775 т мороженого. 

Россияне – не только основной импортер казахстанского мороженого, но и главный экспортер этого продукта в РК, причем сальдо не в нашу пользу – российского мороженого в прошлом году в Казахстан импортировали 8081 т (91% от всего объема импорта). Импорт мороженого в республику в 2020-м сократился на 9%. Получается, что растущий аппетит казахстанцев удовлетворяли отечественные производители – почти 80% съеденного холодного десерта произвели у нас в стране. 

В условиях карантинов выросло домашнее потребление мороженого, и это подтолкнуло спрос на большие, или «семейные», упаковки (800–1000 г). В компании «Шин-Лайн», которая, по данным «Евромонитора», занимает 35% рынка мороженого, заметили, что продажи «большого формата» дали рост в среднем на 70%.  

«Это может показаться парадоксальным, но во время весеннего пика карантина 2020 года потребление мороженого в Казахстане выросло на 20–30% по сравнению с весной 2019 года. Начало 2021 года – период с января по апрель – также ознаменовалось для компании увеличением продаж: в Актау – на 32%, в Караганде – на 17%, в Усть-Каменогорске – на 15%, в Атырау и Костанае – по 12%. Людям всегда хочется порадовать себя небольшим лакомством, которое улучшает настроение, и период карантина этому подтверждение», – сообщил руководитель категории «Мороженое» компании «Шин-Лайн» Дмитрий Докин

На кокшетауском «Гормолзаводе» прокомментировали, что на вкусовые предпочтения казахстанцев пандемия не повлияла – спросом продолжает пользоваться классика: пломбир, сливочное и шоколадное мороженое в стаканчиках. 

 

v-kazaxstane-sokratilos-proizvodstvo-morozhennogo-na-10%-za-chetyre-mesyaca (2).jpg

Закодированный экспорт

И «Шин-Лайн», и кокшетауский «Гормолзавод» входят в число предприятий – экспортеров казахстанского мороженого. На внешние рынки работают пять из 18 отечественных производителей. В этом году экспортерам придется продавать мороженое в Россию – а она, напомним, главный потребитель казахстанской продукции – по новым правилам.  

С 1 июня в РФ заработают Правила обязательной маркировки молочной продукции – мороженого в том числе. Российские производители будут обязаны регистрировать молочку в системе «Честный знак» и получать уникальный код (представляет собой двухмерный матричный штрих-код). Маркировка, как заявляется, позволит отслеживать перемещение товара от производителя к ретейлерам, а затем к конечному потребителю, улучшить контроль качества продукции и снизить теневой оборот.  

Эти нововведения касаются и казахстанских компаний – с начала лета ввозить свое мороженое в Россию без соответствую­щей маркировки им будет нельзя. Чтобы не срывать поставки, казахстанские производители прорабатывают разные варианты получения кодов.  

На кокшетауском «Гормолзаводе» признались «Курсиву», что пока не планируют покупать оборудование для маркировки, так как это требует больших финансовых вложений.

«Ослабление курса национальной валюты, а также последствия пандемии негативно сказались на деятельности перерабатываю­щих предприятий. В нынешней ситуации к приобретению необходимого оборудования для маркировки наша компания не готова», – сказал коммерческий директор «Гормолзавода» Ерсаин Жаксылык.  

Он отметил, что сейчас предприятие рассматривает вариант получения кодов маркировки от своих российских партнеров, которые могут предоставить упаковку с нанесенными штрих-кодами. Но даже такое решение будет стоить для компании достаточно дорого и в конечном счете приведет к повышению себестоимости продукции. Спикер подчеркнул, что пока этот вопрос находится на стадии обсуждения, возможны разные исходы – вплоть до временного отказа от экспорта. Стоит отметить, что в прошлом году «Гормолзавод» отправил на внешний рынок 8 т мороженого. 

«Шин-Лайн», который 10% своей продукции увозит в Россию, не может отказаться от маркировки. Поэтому компания выбрала комбинированный путь: и маркировать продукцию самим, и приобретать упаковку с уже напечатанными кодами. В «Шин-Лайне» рассказали, что первый этап маркировки еще не самый сложный и дорогой, так как на нем будет достаточно добавить уникальный код на каждую единицу товара. Но в последующем, когда к правилам маркировки подключатся все участники оборота (склады, дистрибьюторы, оптовики,  розница), необходимо будет автоматизировать агрегацию товара в коробке. На этом этапе цена маркировки возрастет в десятки раз, потому что придется сканировать уникальный код на производственной линии у каждой единицы товара и автоматизированно складывать его в коробки, агрегируя информацию по каждой штучке мороженого во вторичной групповой упаковке. 

«Новые правила маркировки приведут к тому, что все средние и мелкие казахстанские производители мороженого не смогут продавать продукт своему северному соседу», – предположил Дмитрий Докин. 

Сейчас, по данным НПП «Атамекен», из 18 компаний – производителей мороженого два предприятия являются крупными, семь – средними и 11 – малыми.  

Дмитрий Докин в поддержку своего прогноза о прекращении экспорта средними и мелкими производителями приводит данные по затратам российских компаний на оборудование. Так, по его словам, некоторые лидеры из первой пятерки затратили на первый, самый простой и дешевый этап введения маркировки, от $300 до 500 тыс., производители из второй десятки затратили около $100 тыс., решив отработать сезон с полумерами в «серой зоне». Нашлись и компании, желающие протестировать весь объем переделок (все три этапа), их бюджет – 800 тыс. евро на одну высокопроизводительную линию, которых обычно у производителей не менее десяти.  

«Конечно, можно переложить маркировку на поставщиков упаковки, но ее цена вырастет на 50–100%, и это спасет только на первом (самом простом) этапе. Дальше придется инвестировать самому», – добавил Докин.  

В «Шин-Лайн» считают, что средняя цена мороженого повысится примерно на 50 тенге, если использовать на первом этапе упаковку от поставщиков, и чуть меньше, если печатать коды самому производителю, но для этого необходимо будет инвестировать в оборудование. 

Введение маркировки молочной продукции в Казахстане также проанализировал Институт экономических исследований. По его подсчетам, эта мера приведет к увеличению цены на молочную продукцию на 10–15%. Таким образом, если опираться на исследование, сливочное мороженое в стаканчике, которое в среднем стоит 140 тенге, после введения маркировки может подорожать до 160 тенге. 

 

v-kazaxstane-sokratilos-proizvodstvo-morozhennogo-na-10%-za-chetyre-mesyaca (3).jpg

Читайте также