Как клининговые компании переживают пандемию в Казахстане

Опубликовано
И как им удалось выйти сухими из воды – в материале «Курсива»

«Мы сохранили все 5 тысяч рабочих мест и вышли на рынок Узбекистана». «Мы выплачивали зарплаты и налоги, хотя нас государство от них освободило». Так прошлый год описывают некоторые клининговые компании Казахстана. Как им удалось выйти сухими из воды – в материале «Курсива».

Представители клининговых компаний встретились в Алматы, чтобы в оффлайн-режиме обсудить проблемы отрасли. Оказалось, что оценить состояние отрасли в целом игроки не могут: рынок не оцифрован – нет достоверной статистики о количестве клининговых фирм по Казахстану.  

В Ассоциации управляющих и сервисных компаний QazProperty говорят, что отсутствие статистики – это такая же большая проблема рынка, как серая или черная бухгалтерия. В ассоциацию входит всего 35 компаний (не все из них напрямую относятся к уборке помещений), хотя по стране, по примерным подсчетам, более 300 ТОО, которые занимаются коммерческим клинингом.

Без убытков закончил 2020 год холдинг IC Group. Компания называет себя самым крупным игроком, занимая почти треть на рынке клининговых услуг и обслуживая 4 млн кв. м площадей более чем на 2 тыс. объектов. Основатель IC Group Ларион Лян рассказывает, что в начале пандемии компания потеряла сразу 40% выручки. Однако они смогли переквалифицировать операторов уборки в дезинфекторов, а вместо условного жидкого мыла на собственном производстве стали выпускать дезсредства.

«Сертификатов на государственном уровне и какой-то особой технологии дезинфекции в Казахстане нет. Фактически у нас один человек посмотрел ролик на ютубе и потом провел мастер-класс для операторов. Есть внутренние инструкции и сертификаты от тех ребят, которые химию производят и знают, как ее использовать. Не могу сказать, что на дезинфекции мы много заработали, но все 5 тыс. рабочих мест удалось сохранить», – говорит основатель компании.

Основными клиентами остались те же, кто был и до пандемии: банки (у IC Group контракты с 70% казахстанских банков), супермаркеты и т. д.  

«2020 год был нелегким, но по его окончании мы поняли, что с казахстанским рынком у нас все пока хорошо. Однако все последствия пандемии мы почувствуем не сегодня, а завтра. Поэтому мы приняли стратегическое решение наращивать свой портфель и уже в этом году вышли на рынок Узбекистана. Да, другая культура, по-другому нужно вести бизнес. Но то, как растет сейчас страна, видно всем. Пока объем у нас там небольшой, однако контракты уже есть», – говорит Ларион Лян.

По его собственной оценке, в Казахстане от пандемии пострадали только маленькие компании, которые делали уборку в квартирах. Домовладельцы отказывались от услуг клинеров, так как сами потеряли доходы и к тому же боялись, что вместе с уборщиками в дом «зайдет инфекция». Те компании, которые работают на рынке B2B и B2G, по словам Ляна, в большинстве своем переориентировались на дезинфекцию.

Похожие наблюдения и у директора Alexa Cleaning Company Оксаны Босько. От серьезных проблем во время пандемии ее компанию спасло наработанное за девять лет существования имя и разные виды деятельности. Кроме уборки жилых и офисных помещений, Alexa Cleaning Company работает со строительными компаниями, готовит к открытию больницы, бизнес-центры и другие крупные объекты.

К примеру, Босько смогла перевести персонал, который был занят в частном секторе, на уборку в антиковидные госпитали.

«Даже если крупные компании сокращали объем работ, часть объемов все равно сохранялась, и мы могли платить зарплаты своим сотрудникам. У нас все работают официально, и, помимо основной работы, есть еще вторая смена – что-то вроде подработки. Большинство просто лишились этого дополнительного дохода, но остались с основной зарплатой. Даже если несколько человек на время выпадали, нам несложно было оформить им 42 500 тенге. Но штат в 300 человек мы смогли сохранить полностью», – говорит Оксана Босько.  

Помимо услуг дезинфекции Alexa Cleaning Company стала сама производить дезсредства, бытовую химию и продавать ее сначала своим клиентам, а потом и другим клининговым компаниям. Это оказалось удачным решением, потому что, по словам Босько, в Казахстане с такими поставками были большие проблемы. За счет этого доходы просели только на 10%.

Глава Vista Company 2010 (занимаются продажей клинингового оборудования в Казахстане и России) Александр Разинков не захотел отправлять сотрудников в отпуска без содержания или сокращать зарплаты. В результате только за время жесткого карантина компания потеряла порядка 10–12 млн тенге.

«Мне хотелось сохранить коллектив, – объясняет руководитель. – Несмотря на то, что нас как продающую компанию освободили от налогов, я все равно отчислял соцналоги и пенсионные. Потому что не был уверен, что государство потом не заставит эти выплаты сделать. Плюс три месяца все площади (имеются в виду объекты, где требовалась уборка – «Курсив») стояли – соответственно оборудование тоже никому не было нужно. Но так как я сохранил зарплату, мог требовать от сотрудников работать удаленно. Поэтому, когда в июне начались послабления, мы уже были во всеоружии и все наверстали. 2020 год мы завершили с ростом в 10–20%».

Другая компания Разинкова – «Чистопром» – занимается спецработами (уборка после строительства, шлифовка мрамора, бетона и подобного) с применением большой техники. В этом секторе примерно месяц на рынке была абсолютная тишина – все выжидали, пытаясь понять, что будет дальше. Все 100 сотрудников «Чистопрома» в это время получали соцвыплаты от государства и убытков удалось избежать. Остальное время компания работала без остановки и по итогам года показала рост прибыли в 30%.

Однако предприниматель уточняет, что нельзя судить о рынке в целом только на основании результатов его компаний. По словам Разинкова, в Казахстане немного организаций, продаю­щих клининговую технику, – серь­езных всего с десяток. Из них две компании обанкротились, другие «не в очень хорошем состоянии». Выстоять смогли только те, кто начал искать более технологичные решения.

Читайте также