В Казахстане цифровой паспорт получили почти 2 тысячи бутылок алкоголя

Опубликовано (обновлено )
Это вино, виски, водка

В Казахстане реализуется пилотный проект по цифровой маркировке алкоголя. В пилоте принимают участие три казахстанских производителя и четыре импортера. В рамках пилота кодом DataMatrix уже промаркированы 1041 бутылка водки, 360 бутылок виски, 300 бутылок вина и ряд другой продукции, сообщает пресс-служба Центра развития цифровой экономики.

Информация о каждой бутылке вносится в Информационную систему маркировки и прослеживаемости товаров (ИСМПТ) с целью получения Data Matrix кода. В нем зашита цифровая информация о производителе, импортере, серийном номере партии товара и прочие сведения, необходимые для контроля за его перемещением. Код Data Matrix благодаря криптозащите невозможно подделать.

Это позволяет проследить путь каждой бутылки от производителя до конечного потребителя и избежать использования некачественной и контрафактной продукции. 

Пилотный проект по маркировке алкоголя стартовал в июне 2019 года и будет продолжаться до 30 сентября 2021 года. 

«Маркировка алкогольной продукции имеет свои особенности. В частности, каждая бутылка имеет еще и учетно-контрольную марку (УКМ).  Поэтому мы наносим код Data Matrix на нее», – отмечает Бикеш Курмангалиева, генеральный директор Центра развития цифровой экономики.

Введение обязательной цифровой маркировки алкоголя для всех участников оборота данной группы товаров в РК планируется в первом полугодии 2022 году.

Данная мера станет системным решением проблем по «обелению» рынка и сокращению теневого оборота. По оценкам экспертов, теневой рынок алкоголя в Казахстане составляет около 25%.

«Мы постоянно читаем новости в СМИ о выявлении контрафактной алкогольной продукции. На прошлой неделе, например, на территории Алматинской области, разоблачили подпольный водочный завод. Обнаружено более 170 тыс. бутылок, у которых были подделаны учетно-контрольные марки, и они не проходили сертификацию. То есть продукция была потенциально опасна для здоровья людей. И это не единичный случай. Цифровая маркировка – это отличная мера по борьбе с нелегальными производителями. После ее введения поддельная продукция просто не сможет поступить в розницу и быть проданной»,  отмечает Нуржан Баекеев, управляющий директор Центра развития цифровой экономики.  

Маркировка товаров является межнациональным проектом, реализуемым на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Обязательная маркировка в РК уже введена с 1 октября 2020 года для ряда табачных изделий. Недавно также завершился пилотный проект по маркировке обуви. На данный момент также реализуются «пилоты» по цифровой маркировке фармпрепаратов, молочной продукции и товаров легкой промышленности.

Напомним, в Казахстане завершили пилотный проект по маркировке обуви, в котором принимали участие пять казахстанских производителей и 16 импортеров.

Читайте также