1718 просмотров
1718 просмотров

Почему при достаточных производственных мощностях Казахстан импортирует арматуру

Отечественные предприятия в 2020 году были загружены в среднем на 54%

Фото: Depositphotos/patrisyu

Мощностей казахстанских предприятий по выпуску арматуры хватило бы, чтобы обеспечить все стройки страны. Но отечественные предприятия в 2020 году были загружены в среднем на 54%, причем четверть выпущенной продукции они отправили на экспорт. В то же время половина арматуры на стройках Казахстана – импортная. Почему так происходит – в материале «Курсива».

На казахстанские стройки в 2020 году ушло 1,12 млн тонн арматуры. Пять отечественных предприятий, которые специализируются на арматуре, могут перекрыть эти потребности и производить 1,42 млн тонн ежегодно. Однако в 2020-м они были загружены в среднем на 54%. На внутренний рынок заводы отгрузили 574 тыс. тонн арматуры, а 195 тыс. тонн отправили на экспорт. За этот же период Казахстан импортировал 550 тыс. тонн арматуры. Такие данные приводит Министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР). 

Отечественный прут

Крупнейший производитель арматуры – АО «АрселорМиттал Темиртау» в Карагандинской области – прошедший год отработал практически на полную мощность и выпустил почти половину всей отечественной арматуры – 379,8 тыс. тонн. Более двух третей карагандинской арматуры, по данным МИИР, ушло на отечественные стройки, чуть меньше трети – в Узбекистан и Таджикистан.

Доля костанайского ТОО «Евраз Каспиан Сталь» в общестрановом объеме производства арматуры – 42%. В 2020 году предприятие выпустило 322,8 тыс. тонн продукции при проектной мощности 450 тыс. тонн в год, то есть было загружено на 72%. Три четверти продукции ушло на внутренний рынок, еще четверть – в Узбекистан. 

Шымкентское ТОО «Ferrum-Vtor» также в среднем было загружено на 71%. Но из-за небольшой проектной мощности – 70 тыс. тонн в год – его доля в объеме производства казахстанской арматуры составила лишь 6%.

Два завода в Павлодарской области – ТОО «KSP Steel» и ТОО «Кастинг» – могут производить 300 тыс. и 200 тыс. тонн арматуры в год соответственно. Но каждый в 2020-м выпустил не больше 10 тыс. тонн, это 2 и 5% от проектных мощностей.

armatura_2.jpg

Ломаные отношения

Причиной недозагрузки отечественных заводов металлурги называют нехватку сырья. 

«Весь лом вывозят в Россию: там цена выше. Если «АрселорМиттал» может использовать в производстве в том числе собственную руду, а стальную заготовку заводу «Евраз Каспиан Сталь» поставляет аффилированное российское сталелитейное предприятие ЕВРАЗ ЗСМК, то остальные предприятия зависимы от объемов лома», – прокомментировал ситуацию представитель завода ТОО «Кастинг».

В МИИР также сообщили, что «одной из причин (неполной загрузки. – «Курсив») является недостаточное обеспечение сырьем в виде лома черных и цветных металлов».

Однако с таким мнением не согласны в Республиканской отраслевой ассоциации вторичной металлургии (РОАВМ), которая объединяет крупных казахстанских поставщиков лома и отходов черных и цветных металлов. 

«Лома на сегодня хватает. Члены ассоциации спокойно обеспечивают поставки до миллиона тонн в год», – говорит президент РОАВМ Владимир Лик.

Проблему Лик видит в другом: металлургические заводы устанавливают цену на лом на 25–30% ниже рыночной. Также заводы, по его словам, заключают только краткосрочные контракты – на месяц, но избегают долгосрочных, которые предусматривают график поставок и фиксированную цену. Кроме того, заводы отказываются вносить в договоры пункты о штрафах за просрочку оплаты.

«В результате заводы неделями подписывают акты сдачи-приемки продукции, месяцами задерживают оплату перед поставщиками, – говорит Лик. – «Дайте нам лом дешево, желательно в кредит, а лучше бесплатно» – такая политика у наших заводов. Фактически малый и средний бизнес кредитует металлургических олигархов. На 4 марта задолженность металлургических предприятий перед членами нашей ассоциации – 5,73 млрд тенге. И эта задолженность тянется с прошлого года».

Против лома есть приемы

В таких условиях поставщики лома предпочитают отправлять продукцию на экспорт. От 83 до 98% лома последние четыре года идет в Россию, где за него дают более высокую цену.

«Кроме того, российские покупатели перечисляют предоплату, как только получают железнодорожные накладные», – говорит Владимир Лик.

С 2017 по 2019 год, по данным International Trade Centre (ITC), вывоз лома в РФ вырос в 2 раза как в натуральном, так и в денежном выражении. Однако в 2020-м объем экспорта резко сократился – на 40%. В РОАВМ падение связывали с негласным запретом на вывоз металлолома. 

«КТЖ в устном порядке отказывают предпринимателям в оформлении заявок на погрузку вагонов ломом и отходами черных и цветных металлов с территории РК, ссылаясь на устное распоряжение МИИР РК, – написали в мае 2020 года представители ассоциации в обращении к президенту Токаеву. – Данный устный приказ позволяет монополизировать рынок крупным металлургическим компаниям ТОО «Кастинг», ТОО «KSP Steel», АО «АрселорМиттал Темиртау» и диктовать свои условия предприятиям, занимающимся сбором (заготовкой), хранением, переработкой и реализацией лома и отходов цветных и черных металлов в РК».

После этого обращения в июне 2020 года МИИР, ломозаготовители и металлурги подписали соглашение. Металлурги обязались заключать долгосрочные (годовые) контракты, а поставщики сырья – обеспечить стабильные поставки металлолома.

Однако в январе 2021 года металлурги публично заявили, что некоторые ломозаготовители нарушают условия соглашения и не поставляют сырье в нужном объеме. 

РОАВМ в ответ на это указывает на неисполнение соглашения со стороны металлургов и МИИР – задолженность металлургов перед заготовителями лома растет, долгосрочные контракты так и не заключены, а МИИР бездействует.

Кроме того, РОАВМ продолжает утверждать, что сохраняется негласный запрет на вывоз лома железнодорожным транспортом. «Но запрещают не всем подряд, выборочно», – говорит Лик. 

Больше арматуры 

С 2017 по 2020 год, по данным Бюро национальной статистики РК, импорт арматуры вырос в 2,1 раза в натуральном и в 2,3 раза в денежном выражении. При этом из России завезли 86% арматуры в 2019 году и 96% – в 2020-м. И это несмотря на то, что российская продукция, по данным МИИР, на 3–18% дороже, чем отечественная.

«Арматуру берем в основном российских производителей, все-таки качество у них лучше, – объяснили свой выбор в строительной корпорации «Орда Инвест». – Тем более «Испат Кармет» («АрселорМиттал». – «Курсив») практически не продавал свою арматуру – то ломался, то еще что-нибудь».

«По масштабам закупа лома видно, что объемы отечественного производства снижаются: если раньше потребляли до 1,5–2 млн тонн в год, то сейчас объемы потребления упали до 900–800 тыс. тонн», – делится президент РОАВМ.

Тем временем МИИР сообщает о запуске новых линий по производству арматуры в Казахстане. ТОО «Шымкент Темiр» в 2022 году намерено запустить производство арматуры в объеме 200 тыс. тонн в год. ТОО «Sin Yuan Steel» и ТОО «Таразский арматурный завод» планируют ввести в эксплуатацию цеха мощностью 250 тыс. и 30 тыс. тонн продукции в 2021 году. 

После запуска этих проектов суммарная мощность отечественных заводов составит 1,9 млн тонн, это на 70% больше потребностей внутреннего рынка в 2020 году.

armatura_3.jpg

Как цена арматуры влияет на стоимость жилья

Стоимость арматуры составляет пятую часть в стоимости здания и десятую в стоимости квадратного метра жилья. Такие подсчеты сделал Союз строителей Казахстана.

По данным Бюро национальной статистики, в 2019 году цена импортной арматуры в пересчете на тенге по курсу Нацбанка выросла на 16,6%. В 2020-м цена в тенге снизилась на 6%. А вот за первый месяц 2021 года арматура подорожала существенно – на 24%, что может добавить к стоимости квадратного метра жилья до 2,4%.

В 2020 году средняя цена продажи арматуры, по данным МИИР, составила 311,4 тыс. тенге за тонну. Варьируется она в зависимости от производителя, класса арматуры и расстояния до потребителя. Например, строителям Нур-Султана казахстанская арматура обойдется в 320-330 тыс. тенге, а российская в 320–340 тыс. тенге за тонну. Для Алматы и Шымкента импортный стальной прут обойдется дороже – 340–350 тыс. и 350–380 тыс. тенге за тонну соответственно, при стоимости отечественной продукции 300-340 тыс. тенге за тонну.

armatura_1_1.jpg

 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер