Почему карагандинские фермеры работают с перекупщиками, а не с ОРЦ

Опубликовано
редактор кор.пункта регион "Центр"
«Курсив» обсудил с участниками рынка

Министр торговли Бахыт Султанов назвал карагандинский ОРЦ Global City «показательным инфраструктурным объектом», стандартам которого должны соответствовать ОРЦ в других регионах. 

Однако опыт Global City, который начал работать в июле 2020-го, показывает, что фермеры не идут «к горе»: мелким производителям легче работать с перекупщиками.

Модельный ОРЦ

Global City на собственные деньги построил Анвар Осин – предприниматель, владеющий в Караганде оптовым рынком «Шыгыс» и тремя ТРЦ – «Таир», «Абзал» и «Умай». Инвестиции составили 21 млрд тенге. Объекты Global City занимают площадь 60 гектаров, это размер примерно 70 футбольных полей. Планируемый годовой оборот продукции ОРЦ – 1,2 млн тонн. В ОРЦ собираются вложить еще 3 млрд тенге и расширить его территорию до 100 гектаров.

Для крупных оптовиков, экспортеров и импортеров здесь функционируют несколько складов (климатический, сухого и временного хранения), железнодорожный тупик, контейнерная площадка с козловым краном, зона для рефрижераторов и здание таможни.

Мелкие оптовики могут пользоваться двумя кросс-доками (здания, оборудованные для торговли с фур). В кросс-доках одновременно можно вести торговлю с 164 грузовых машин, причем в комфортных условиях – не на улице, а в помещении.

«Караганда имеет удобное расположение в центре Казахстана. Допустим, производитель из Павлодара привез сюда картофель. Он может оставить его на хранение, может поставить фуру для реализации средним или мелким оптом, а может оформить таможенные документы и отправить груз по железной дороге в Узбекистан. То есть мы создали все условия, чтобы сократить длину логистического плеча», – поясняет логист ТОО «ТД Global City» Вячеслав Терентьев.  

Директор коммерческого департамента ТОО «ТД Global City» Наиль Мунасипов добавляет, что главный акцент они делают на оптовой торговле плодоовощной продукцией. Но чтобы учесть интересы большего количества предпринимателей и потребителей, они организовали и условия для розницы.

«Построили ТРЦ с фермерским рынком, 149 отдельно стоящих торговых павильонов и мясной павильон с ветлабораторией, оборудовали площади для проведения ярмарок, – добавляет Мунасипов. – Это повлекло удорожание исходного проекта более чем в два раза».

Своим ходом

Мелкие фермеры в ОРЦ не пришли. Склады и кросс-доки не загружены даже наполовину.

По мнению главы КХ «Шанс» Игоря Жабяка, сельхозтоваропроизводители не становятся клиентами нового комплекса, поскольку он ориентирован на крупные компании, занимающиеся куплей-продажей.  

«Крестьяне торгуют партиями, объемы которых не превышают нескольких центнеров. Из-за высокой стоимости аренды они не имеют доступа к складской и торговой инфраструктуре ОРЦ», – сказал Жабяк.

Его коллега Андрей Стрелец полагает, что сотрудничество фермеров с ОРЦ затрудняет отдаленное местоположение. Перевозить урожай, если расстояние до места продажи превышает 50 километров, невыгодно. Поэтому фермеры продолжают продавать свою продукцию посредникам.

Заместитель председателя Ассоциации фермеров Казахстана Ермек Абуов считает, что наладить прямые поставки плодоовощной продукции можно только одним путем – покупать ее на месте, у фермеров. Иначе склады ОРЦ так и останутся незаполненными, что приведет к очередному росту цен в межсезонье.  

«ОРЦ должен работать для производителей: организовать логистику, закупать товар без посредников. Только тогда будет результат», – уверен Абуов.  

«Сельхозтоваропроизводители декларируют, что им не хватает торговой площадки для работы без посредников. А оказалось, что им нужно совершенно не это. Им интереснее продать урожай на поле и не возиться с логистикой, хранением и реализацией», – сказал директор коммерческого департамента ТОО «ТД Global City» Наиль Мунасипов.  

В планах ОРЦ создать команду, которая будет скупать продукцию фермеров с выездом на место (в частности, у тех, кто производит мясо), а после готовить продукцию к хранению и продаже.

Впрочем, Global City устроен таким образом, что отсутствие прямого контакта с фермерами не угрожает его существованию: торговые площади активно сдаются в аренду тем, кто не имеет прямого отношения к производству сельхозпродукции. Например, клиентами ОРЦ стали ретейлеры Magnum, Sulpak, LC Waikiki, Gloria Jeans.

Читайте также