Когда поднимут затонувшее на Каспии иранское судно

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Это должен сделать предприниматель из Казахстана

Казахстанский индивидуальный предприниматель должен будет поднять затонувшее на Каспии иранское судно «Тиба» до конца июня. Об этом на пленарном заседании мажилиса парламента 3 февраля сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов, отвечая на вопросы депутатов при обсуждении проекта закона «О ратификации Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года».

Иранское судно «Тиба» село на мель на территории казахстанского сектора Каспийского моря еще в ноябре 2015 года. Как отмечалось в концепции к законопроекту, несмотря на то, что Иран является стороной данной конвенции, потребовалось два года, в течение которых Казахстан нес расходы из своего бюджета для принятия мер по предотвращению ущерба морской среде. При этом вопрос выплаты страхового обеспечения долгое время оставался открытым, так как судно было застраховано в иранской страховой компании, на которую у Казахстана не было никаких рычагов воздействия. Проектом закона предлагается внедрить требование о соответствующем страховании судов в международной группе клубов защиты и компенсации (международная группа клубов «Пи энд Ай»).

Все суда на Каспии, заходящие в иранские воды, проверяются на предмет наличия на борту свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении за удаление затонувших судов, выдаваемого от имени морской администрации флага. В соответствии с иранским национальным законодательством суда также должны иметь на борту страховой полис, так называемый blue card, выдаваемый непосредственно международной группой клубов «Пи энд Ай». Международная группа клубов «Пи энд Ай» включает в себя 13 «Пи энд Ай» клубов и обеспечивает страхование ответственности более 90% мирового морского флота. Данные «Пи энд Ай» клубы являются некоммерческими организациями и инвестируют средства, собранные со своих членов-судовладельцев, в формирование страховых резервов по возмещению убытков своих членов.

«У нас в акватории (Каспия. – «Курсив») находилось два затонувших судна. Это (российский танкер. – «Курсив») «Аракс», принадлежащий российской компании, и «Тиба» иранской компании «Казашиппинг». В 2018 году «Аракс» был поднят. «Тиба» – иранская компания, владелец судна, продала казахстанской мангистауской компании уже затонувшее судно, и, кажется, индивидуальный предприниматель Байсеит должен в этом году – у них срок до середины 2021 года – поднять и утилизировать это судно», – сказал Атамкулов.

По его словам, конвенция после ратификации как раз и поможет Казахстану в подъеме и удалении затонувших в его акватории судов.

Как сообщалось в 2019 году в концепции к законопроекту, в территориальных водах Республики Казахстан находились остатки 10 затонувших судов, два из которых затонуло в непосредственной близости от установленных морских коридоров – это иранское судно «Тиба» и российский танкер «Аракс». В ноябре 2016 года российский танкер «Аракс» сел на мель в районе мыса Песчаный в казахстанском секторе Каспийского моря. «Аракс» продавался и перепродавался несколькими компаниями, прежде чем в апреле 2018-го компания Denal Metal Group занялась его подъемом, разделив его по частям и выведя на сушу при помощи воздушных подушек.

«В 2015-2016 годы в казахстанском секторе Каспия потонуло два судна: одно российское, второе – иранское. В 2018 году российское судно было поднято с участием казахстанской компании «Батыс энерджи», – сказал Атамкулов.

По его словам, 31% от всего грузооборота на Каспии приходится на казахстанские порты Актау и Курык. В настоящее время грузы активно доставляются по Транскаспийскому международному маршруту в Баку, а также в иранские порты. В 2021 году планируется доставлять грузы в российский порт Махачкала железнодорожным паромом. Из Актау – в туркменский Туркменбаши и иранский Амирабад – доставляются грузы в контейнерах.

«У нас в год около 1800 судозаходов. Объем перевалок через порты Курык и Актау растет. В этом (2020. – «Курсив») году примерно 5 млн тонн, в 2025 году –10 млн тонн. Это в смешанном виде контейнерные перевозки, транзит, автомобили, паромы», – сказал Атамкулов.

Глава МИИР отметил, что на фоне удвоения грузооборота увеличивается и вероятность морских происшествий.

Компетенцией по подъему затонувших судов, по данным главы МИИР, также обладает нацкомпания «КазМорТрансФлот», которая очистила акваторию близ Баутино от затонувших ранее судов и их останков.

Данную конвенцию ратифицировали 53 государства, в том числе Иран. Однако в их число, как отметила депутат мажилиса Снежанна Имашева, пока не входят Азербайджан и Россия.

«Если их суда затонут в казахстанском секторе Каспийского моря, то как будет происходить их подъем и удаление?» – спросила она у министра.

Атамкулов ответил, что, по его сведениям, Россия и Азербайджан присоединятся к конвенции до конца текущего года.

Председатель мажилиса Нурлан Нигматуллин уточнил, что Россия и Азербайджан подписали данную конвенцию, но пока не ратифицировали.

«Чтобы завтра не было, как в Мексиканском заливе (где случались разливы нефти. – «Курсив»), конечно, надо ратифицировать до конца года», – сказал он. По его словам, этим должен заняться комитет по международным делам, обороне и безопасности.

Международная конвенция об удалении затонувших судов была совершена в Найроби 18 мая 2007 года. Основной целью конвенции является выработка и внедрение единых международных правил и процедур по быстрому и эффективному удалению затонувших судов и выплате судовладельцем компенсации за понесенные расходы и причиненный ущерб.

Конвенция распространяется на все морские суда валовой вместимостью 300 и более регистровых тонн под флагом государства – участника конвенции или заходящие в исключительную экономическую зону государства – участника конвенции. Конвенция вводит систему обязательного страхования гражданской ответственности за удаление затонувшего имущества и получения от государства флага свидетельства, подтверждающего наличие страхового полиса, а также дает право на предъявление требований по компенсации напрямую страховщику.

Так, статьей 5 Конвенции устанавливаются обязанности капитана судна, судовладельца либо собственника затонувшего имущества сообщать о своем затонувшем имуществе и регламентируется порядок передачи таких сообщений. Кроме того, статьей 6 определяются критерии для определения опасности, исходящей от затонувшего имущества, в том числе глубину в месте крушения, близость судоходных маршрутов, плотность движения, уязвимость портовых сооружений и другие факторы. Наряду с этим статьей 12 Конвенции устанавливается необходимость наличия на борту морских судов (валовой вместимостью 300 и более регистровых тонн), заходящих в отечественные порты, свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении ответственности за удаление затонувших судов, выдаваемого морской администрацией государства флага судна, которое будет являться гарантией возмещения собственником затонувшего имущества необходимых расходов по ликвидации аварии.

Ранее «Курсив» сообщал, что из-за кладбища затонувших судов кораблям приходится идти по более длинному маршруту.

Читайте также