В Казахстане не будут создавать госэкофонд

Министерство экологии не рассматривает такую возможность

Фото: Steve Buissinne/Pixabay

В Казахстане не будет создаваться государственный экологический фонд, в котором собирались бы средства на технологическое перевооружение предприятий-загрязнителей, сообщил 17 июля вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан Ахметжан Примкулов.

Идея создания госэкофонда впервые была озвучена казахстанскими экологами в 2012 году. Тогда председатель экологического союза «Табигат» Мэлс Елеусизов предложил платежи за природопользование и штрафы за превышение квот по эмиссиям в окружающую среду направлять не в местные бюджеты, а аккумулировать на республиканском уровне – и предоставлять предприятиям-загрязнителям в виде кредитов для технического перевооружения с обязательствами по снижению выбросов.

Экологи объясняли это тем, что при сборе экологических платежей местными исполнительными органами последние тратят на природоохранные и природовосстановительные мероприятия от 5% до 30% получаемых от загрязнителей средств. Остальное акиматы расходуют на социальные и инфраструктурные нужды своих регионов; между тем, перенаправление этих средств на оснащение загрязнителей экологически более чистым оборудованием в большей степени способствовало бы улучшению экологии, чем штрафные санкции, считали авторы идеи.

В прошлом году, когда вновь образованное министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан опубликовало проект нового экологического кодекса, который понуждает промышленные предприятия переходить на экологически чистое оборудование, но не снимает с них штрафы за эмиссии сверх нормативов, идея создания экофонда на государственном уровне была реанимирована.

Ее озвучила, в частности, председатель правления Ассоциации экологических организаций Казахстана Айгуль Соловьева, которая ссылалась на опыт Чехии, где аналогичная структура возмещает промышленникам от 30% до 60% затрат на перевооружение за счет поступлений от наложенных на предприятия экоштрафов. Однако с этой идеей не согласилось ни минэкологии, ни ряд представителей промышленных отраслей.

В частности, директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец скептически отнесся к идее аккумулирования больших средств в фонде, заявив, что государство могло бы использовать инструмент для экологического оздоровления предприятий без посредников. Вместо этого он предложил начисленные средства за эмиссию оставлять на самих предприятиях-загрязнителях взамен на обязательство последних использовать данные суммы на техперевооружение под контролем экологов - как работающих в уполномоченном органе, так и общественников.

В пятницу, 17 июля, в ходе круглого стола «Посткризисные возможности инвестирования в «зеленые» технологии» вновь встал вопрос о возможности формирования госэкофонда, но вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов Ахметжан Примкулов категорически заявил, что такая структура в стране создаваться не будет.

«Чтобы не было глухого телефона – никакого создания экологического фонда в Казахстане не планируется, ни в новой редакции экологического кодекса, ни в планах нашего министерства на перспективу этого нет, чтобы ни у кого никаких иллюзий не было … я говорю о государственном экологическом фонде и как представитель уполномоченного органа могу сказать – никаких экологических фондов в стране создаваться не будет», - заявил Примкулов.

По его мнению, проблему с нецелевым использованием экосредств акиматами решает новый экокодекс, прямо запрещающий использование выплачиваемых за нарушения экологических норм средств на другие цели. Одновременно он подчеркнул, что минэкологии не намерено рассматривать ранее предлагавшуюся модель госэкофонда, который будет капитализироваться за счет платежей за эмиссию.

«Если речь идет о каком-то частном экологическом фонде, который  создают частные структуры и оттуда финансируют природоохранные мероприятия – ради Бога, если МФЦА будет создавать отдельный фонд с зеленым финансированием – мы только за, если какие-то международные организации и финансовые институты готовы на своей площадке создать такой фонд, и аккумулировать зеленые деньги, и из этих денег выделять финансирование в разрезе регионов или отраслей экономики - вот это мы готовы рассмотреть и оказать максимальную поддержку», - заключил вице-министр.

В свою очередь, директор Green Finance Intelligence, Центра Зеленых финансов МФЦА Айгуль Кусалиева отметила, что в стране нужно создать структуру, которая будет предоставлять финансирование для перевооружения промпредприятий. Пока же она предложила казахстанским промышленникам услуги своей структуры в качестве посредника между ними и международными фондами, готовыми финансировать проекты техперевооружения.

«На самом деле если вам интересно зеленое финансирование для проектов, то есть зарубежные фонды, которые аккумулируют средства международных экологических организаций и предоставляют эти средства проектам из разных стран, если эти проекты соответствуют их критериям. И мы можем помочь казахстанским проектам оформить заявку в эти структуры», - заверила она.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Вырастут ли цены на бензин в Казахстане

Падение спроса на топливо из-за пандемии коронавируса уже привело к сокращению продаж на казахстанских АЗС на 40%

Фото: Офелия Жакаева

Пандемия коронавируса привела к резкому снижению потребления топлива и спроса на нефтепродукты во всем мире, и Казахстан не стал исключением. В апреле нефтеперерабатывающие заводы страны были переведены на минимальный технологический режим, сообщили в Министерстве энергетики РК.

За первые пять месяцев 2020 года потребление бензина по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом уменьшилось на 15%, до 1,4 млн тонн, а дизельного топлива – на 5%, до почти 1,9 млн тонн. 
В отраслевом ведомстве считают, что автомобильного бензина отечественного производства вполне достаточно для покрытия потребностей всего казахстанского рынка. 

«В настоящее время все три НПЗ работают в штатном режиме, с ежесуточным производством светлых нефтепродуктов с последующей отгрузкой на внутренний рынок. Фактов возникновения дефицита ГСМ не наблюдается», – отметили в ведомстве.

Излишки ГСМ идут на экспорт в страны, не входящие в ЕАЭС, – с января по май из Казахстана было вывезено 206,7 тыс. тонн бензина. 

Продажи просели

Кризис на рынке транспортного топлива задел в первую очередь розничных продавцов нефтепродуктов. Представитель компании-владельца более чем ста автозаправочных станций рассказал «Курсиву», что в этой сети в первом полугодии продажи топлива упали примерно на 40%. Несмотря на уменьшение спроса, оптовые отпускные цены растут почти каждый месяц.

«Если раньше бензин на атырауском заводе (Атырауский НПЗ – «Курсив») стоил 150 тысяч тенге за тонну, то сейчас тонна стоит 160 тысяч тенге. То есть на 10 тысяч тенге выросла цена», – пожаловался бизнесмен.

Такой расклад его удивляет:

«Во время пандемии, когда цена на нефть упала, российский бензин стоил 66 тенге за литр (оптовая цена). Но мы его не могли привезти, потому что запрет был на ввоз. А наш стоил тогда 130 тенге за литр».

По словам представителя сети, розничные цены на автозаправках поднимать не разрешают.

«Курсив» направил запросы в Министерство энергетики и национальную компанию «КазМунайГаз», которая контролирует все три крупные казахстанские НПЗ и является одним из крупных ресурсодержателей, чтобы выяснить, когда и по какой причине были подняты оптовые цены на бензин. На момент подготовки статьи ответы еще не были получены.

Председатель ассоциации «Жанар-Жагармай» (объединение владельцев АЗС) Кайыпбек Камбаров говорит, что сейчас, к примеру, в Туркестанской области мелким розничным продавцам ГСМ стало труднее развиваться. В основном из-за того, что большую часть (около 60%) продукции они закупают через посредников и по повышенной цене. В результате маржа получается очень маленькой. По его словам, из-за пандемии передвижение на транспорте снизилось на 30–40%, соответственно, упали доходы и розничных реализаторов горючего. В регионе на данный момент более 560 действующих АЗС.

В целом по Казахстану, по данным Комитета статистики МНЭ РК, на начало 2020 года работали более 3,9 тыс. автозаправочных станций, свыше 2 тыс. газовых АЗС и 15 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В 2019 году на них в розницу было продано нефтепродуктов на сумму свыше 1,1 трлн тенге. В том числе бензина – на 706 млрд тенге, дизтоплива – на 357 млрд тенге, пропана-бутана –
на 77 млрд тенге. По талонам нефтепродуктов за прошлый год было реализовано на 334 млрд тенге.

Больше, чем вчера

Несмотря на общее падение спроса на топливо, по данным Комитета по статистике, за первое полугодие выпуск бензина по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 7,1%, до свыше 2,1 млн тонн, сжиженного пропана и бутана – на 5,7%, до 1,3 млн тонн. Но более чем на 30% упало производство керосина.

Чтобы защитить отечественных производителей топлива, правительство недавно продлило до 1 сентября введенный ранее запрет на импорт бензина и дизтоплива из России, где последние два месяца, наоборот, наблюдается рост потребления и, соответственно, цен на нефтепродукты. По данным ценового агентства Argus, российские НПЗ, выполняя рекомендацию Минэнерго РФ, существенно нарастили производство автомобильного бензина в июне. Если 1 июня в сутки выпускалось 80,2 тыс. тонн бензина, то уже к 14 июня этот показатель повысился до 99,6 тыс. тонн, а 28 июня достиг 107,9 тыс. тонн. Хотя общий показатель по-прежнему немного меньше, чем было в аналогичный период прошлого года. Министерство энергетики и

Федеральная антимонопольная служба России предложили своему правительству рассмотреть возможность отмены запрета на импорт бензина и других нефтепродуктов, который был введен на срок до 1 октября этого года. Связано это «с восстановлением спроса на моторное топливо на уровень, близкий к уровню, который был до введения ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией».

Некоторые казахстанские эксперты считают, что рост спроса на топливо и отмена запрета на импорт в России могут привести к росту цен на бензин в Казахстане. Они полагают, что казахстанские ресурсодержатели начнут экспортировать горючее в более выгодный с экономической точки зрения рынок. Однако, как выяснилось, республика не обладает большими возможностями, чтобы удовлетворить потребности соседней страны. В первую очередь это связано с качеством казахстанского бензина.

На вопрос, может ли Россия снять запрет на импорт бензина и начать вывоз топлива из Казахстана, редактор изданий «Argus Рынок Каспия» и «Argus Транспорт Каспия» Рауф Гусейнов ответил, что «да», это возможно.

«Такое раньше происходило, когда казахстанский бензин поставлялся именно на внутренний рынок России. В основном поставлялся бензин пятого класса (К5), с завода «Конденсат» из Западно-Казахстанской области», – сообщил он.

Однако в России возможна реализация топлива не ниже пятого класса.

«Поэтому количество предложений из Казахстана может быть ограниченным. Для казахстанских поставщиков топлива приоритетным направлением являются все же не Россия, а страны Центральной Азии, где они могут конкурировать с российскими производителями», – считает эксперт.

Другое дело, что экспорт неф­тепродуктов из Казахстана регулируется Министерством энергетики, ежемесячными графиками. По мнению Рауфа Гусейнова, казахстанское правительство в первую очередь заинтересовано в протекции внутреннего рынка, в полном обеспечении казахстанского потребителя, особенно дизельным топливом в преддверии уборочной кампании, которая, по сути, в августе уже начинается.

«На основании практики мы знаем, что все большие запасы, которые накапливаются в Казахстане зимой и летом, быстро расходуются в период посевной и уборочной кампаний (весна-осень). Потому что потребление в это время вырастает очень серьезными темпами», – поясняет эксперт.

По его словам, сейчас республика не экспортирует дизтопливо. В преддверии сезона экспорта дизеля не будет вовсе либо он будет очень ограниченным. Правительство не будет рисковать и открывать экспорт на фоне роста внутреннего потребления.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg