В Казахстане хотят довести долю казсодержания в стройиндустрии до 90%

В текущем году в стране появятся 33 новых производства стройматериалов

Фото: Аскар Ахметуллин

В Казахстане намерены довести долю казахстанских строительных материалов при возведении жилого фонда и коммерческих объектов до 90% в нынешнем году, сообщил 21 июля министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов.

Общая емкость рынка основных строительных материалов в Казахстане на сегодняшний день составляет 934 млрд тенге. По сведениям министерства индустрии и инфраструктурного развития отечественными предприятиями производится стройматериалов на 586 млрд тенге. Импорт стройматериалов в Казахстан в стоимостном выражении на данный момент составляет 348 млрд тенге или 37% от общего объема рынка.

«Для обеспечения потребности рынка реализуются 33 новых проекта, из них 8 проектов по импортозамещению, в результате реализации данных проектов планируется снизить долю импорта на 15% и повысить применение продукции казахстанского содержания в жилищном строительстве до 90%», - сказал Атамкулов на заседании правительства.

Он уточнил, что в настоящее время к основным стройматериалам в стране относится 11 наименований продукции: стекло, трубы полиэтиленовые, сухие строительные смеси, арматура, плитка керамическая, теплоизоляционные материалы, керамические огнеупорные кирпичи, санфаянс, обои, кровельные материалы и лакокрасочные изделия.

«Конечно, многие из перечисленных строительных материалов в стране производятся, но не в таких объемах, чтобы полностью покрыть потребность рынка, поэтому в этом году мы планируем запустить 8 импортозамещающих проектов по производству стекла, труб полиэтиленовых, сухих строительных смесей, арматуры и керамической плитки с объемом производства 103 млрд тенге», - уточнил министр.

Дополнительно планируется реализовать проекты по производству теплоизоляционных материалов, керамических огнеупорных кирпичей, санфаянса с обьемом производства в 61 млрд тенге: это позволит снизить долю импорта по данным видам строительных материалов на 8%.

Глава МИИР пояснил, что реализацией всех запланированных проектов по основным видам строительных материалов планируется снизить импорт на 23%.

По его словам, реализация новых импортозамещающих проектов прорабатывается совместно АО «ФНБ «Самрук Казына» с крупными строительными компаниями посредством внедрения различных новых механизмов закупок, включая заключение оффтейк-контрактов и прямых договоров. В дальнейшем МИИР планирует разработать систему инвестпаспортов по основным импортируемым строительным материалам, которые позволят определить перспективность и экономическую целесообразность развертывания собственного производства тех или иных стройматериалов.

Атамкулов напомнил, что в стране создана правовая база, требованием которой является обязательное применение казахстанских строительных материалов по проектам, финансируемых за счет бюджетных средств. Кроме того, разработан портал, где размещены сводные ресурсные ведомости всех проектов, прошедших экспертизу, с помощью которого отечественные товаропроизводители могут увидеть количество планируемых за счет государства объектов строительства, а также объемы потребности строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования.

«На сегодня доля казахстанского содержания в проектах, прошедших такую экспертизу, по итогам 6 месяцев текущего года составила 90%. Это выше уровня прошлого года на 3%», - заметил глава ведомства.

Он также предложил ввести штрафы за несоблюдение требований по использованию продукции отечественных производителей в проектах с госучастием, пояснив, что министерство юстиции не поддержало соответствующую инициативу его ведомства по внесению поправок в Кодекс об административных правонарушениях. А портал с экспертизой объектов, которые строятся с участием государства, заполнен только на 73% (в нем нет данных по 394 проектам из 1 463 проектов, которые возводятся в данное время).

Министр поручил регионам обеспечить полную наполняемость портала и усилить контроль за применением продукции отечественных товаропроизводителей.

Напомним, ранее стало известно, что МИИР намерено создать специализированную электронную площадку для торговли строительными материалами. Marketplace представляет собой оптимизированную онлайн-платформу по предоставлению продуктов и услуг, его специфика в том, что один и тот же товар на нем предоставляется от нескольких поставщиков с разными ценами. В результате конечный покупатель (в данном случае – застройщики) имеет возможность выбрать товар по меньшей цене, снизив тем самым и стоимость квадратного метра жилья. Именно на этот эффект и рассчитывают в МИИР, сообщил на заседании правительства глава ведомства.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Вырастут ли цены на бензин в Казахстане

Падение спроса на топливо из-за пандемии коронавируса уже привело к сокращению продаж на казахстанских АЗС на 40%

Фото: Офелия Жакаева

Пандемия коронавируса привела к резкому снижению потребления топлива и спроса на нефтепродукты во всем мире, и Казахстан не стал исключением. В апреле нефтеперерабатывающие заводы страны были переведены на минимальный технологический режим, сообщили в Министерстве энергетики РК.

За первые пять месяцев 2020 года потребление бензина по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом уменьшилось на 15%, до 1,4 млн тонн, а дизельного топлива – на 5%, до почти 1,9 млн тонн. 
В отраслевом ведомстве считают, что автомобильного бензина отечественного производства вполне достаточно для покрытия потребностей всего казахстанского рынка. 

«В настоящее время все три НПЗ работают в штатном режиме, с ежесуточным производством светлых нефтепродуктов с последующей отгрузкой на внутренний рынок. Фактов возникновения дефицита ГСМ не наблюдается», – отметили в ведомстве.

Излишки ГСМ идут на экспорт в страны, не входящие в ЕАЭС, – с января по май из Казахстана было вывезено 206,7 тыс. тонн бензина. 

Продажи просели

Кризис на рынке транспортного топлива задел в первую очередь розничных продавцов нефтепродуктов. Представитель компании-владельца более чем ста автозаправочных станций рассказал «Курсиву», что в этой сети в первом полугодии продажи топлива упали примерно на 40%. Несмотря на уменьшение спроса, оптовые отпускные цены растут почти каждый месяц.

«Если раньше бензин на атырауском заводе (Атырауский НПЗ – «Курсив») стоил 150 тысяч тенге за тонну, то сейчас тонна стоит 160 тысяч тенге. То есть на 10 тысяч тенге выросла цена», – пожаловался бизнесмен.

Такой расклад его удивляет:

«Во время пандемии, когда цена на нефть упала, российский бензин стоил 66 тенге за литр (оптовая цена). Но мы его не могли привезти, потому что запрет был на ввоз. А наш стоил тогда 130 тенге за литр».

По словам представителя сети, розничные цены на автозаправках поднимать не разрешают.

«Курсив» направил запросы в Министерство энергетики и национальную компанию «КазМунайГаз», которая контролирует все три крупные казахстанские НПЗ и является одним из крупных ресурсодержателей, чтобы выяснить, когда и по какой причине были подняты оптовые цены на бензин. На момент подготовки статьи ответы еще не были получены.

Председатель ассоциации «Жанар-Жагармай» (объединение владельцев АЗС) Кайыпбек Камбаров говорит, что сейчас, к примеру, в Туркестанской области мелким розничным продавцам ГСМ стало труднее развиваться. В основном из-за того, что большую часть (около 60%) продукции они закупают через посредников и по повышенной цене. В результате маржа получается очень маленькой. По его словам, из-за пандемии передвижение на транспорте снизилось на 30–40%, соответственно, упали доходы и розничных реализаторов горючего. В регионе на данный момент более 560 действующих АЗС.

В целом по Казахстану, по данным Комитета статистики МНЭ РК, на начало 2020 года работали более 3,9 тыс. автозаправочных станций, свыше 2 тыс. газовых АЗС и 15 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В 2019 году на них в розницу было продано нефтепродуктов на сумму свыше 1,1 трлн тенге. В том числе бензина – на 706 млрд тенге, дизтоплива – на 357 млрд тенге, пропана-бутана –
на 77 млрд тенге. По талонам нефтепродуктов за прошлый год было реализовано на 334 млрд тенге.

Больше, чем вчера

Несмотря на общее падение спроса на топливо, по данным Комитета по статистике, за первое полугодие выпуск бензина по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 7,1%, до свыше 2,1 млн тонн, сжиженного пропана и бутана – на 5,7%, до 1,3 млн тонн. Но более чем на 30% упало производство керосина.

Чтобы защитить отечественных производителей топлива, правительство недавно продлило до 1 сентября введенный ранее запрет на импорт бензина и дизтоплива из России, где последние два месяца, наоборот, наблюдается рост потребления и, соответственно, цен на нефтепродукты. По данным ценового агентства Argus, российские НПЗ, выполняя рекомендацию Минэнерго РФ, существенно нарастили производство автомобильного бензина в июне. Если 1 июня в сутки выпускалось 80,2 тыс. тонн бензина, то уже к 14 июня этот показатель повысился до 99,6 тыс. тонн, а 28 июня достиг 107,9 тыс. тонн. Хотя общий показатель по-прежнему немного меньше, чем было в аналогичный период прошлого года. Министерство энергетики и

Федеральная антимонопольная служба России предложили своему правительству рассмотреть возможность отмены запрета на импорт бензина и других нефтепродуктов, который был введен на срок до 1 октября этого года. Связано это «с восстановлением спроса на моторное топливо на уровень, близкий к уровню, который был до введения ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией».

Некоторые казахстанские эксперты считают, что рост спроса на топливо и отмена запрета на импорт в России могут привести к росту цен на бензин в Казахстане. Они полагают, что казахстанские ресурсодержатели начнут экспортировать горючее в более выгодный с экономической точки зрения рынок. Однако, как выяснилось, республика не обладает большими возможностями, чтобы удовлетворить потребности соседней страны. В первую очередь это связано с качеством казахстанского бензина.

На вопрос, может ли Россия снять запрет на импорт бензина и начать вывоз топлива из Казахстана, редактор изданий «Argus Рынок Каспия» и «Argus Транспорт Каспия» Рауф Гусейнов ответил, что «да», это возможно.

«Такое раньше происходило, когда казахстанский бензин поставлялся именно на внутренний рынок России. В основном поставлялся бензин пятого класса (К5), с завода «Конденсат» из Западно-Казахстанской области», – сообщил он.

Однако в России возможна реализация топлива не ниже пятого класса.

«Поэтому количество предложений из Казахстана может быть ограниченным. Для казахстанских поставщиков топлива приоритетным направлением являются все же не Россия, а страны Центральной Азии, где они могут конкурировать с российскими производителями», – считает эксперт.

Другое дело, что экспорт неф­тепродуктов из Казахстана регулируется Министерством энергетики, ежемесячными графиками. По мнению Рауфа Гусейнова, казахстанское правительство в первую очередь заинтересовано в протекции внутреннего рынка, в полном обеспечении казахстанского потребителя, особенно дизельным топливом в преддверии уборочной кампании, которая, по сути, в августе уже начинается.

«На основании практики мы знаем, что все большие запасы, которые накапливаются в Казахстане зимой и летом, быстро расходуются в период посевной и уборочной кампаний (весна-осень). Потому что потребление в это время вырастает очень серьезными темпами», – поясняет эксперт.

По его словам, сейчас республика не экспортирует дизтопливо. В преддверии сезона экспорта дизеля не будет вовсе либо он будет очень ограниченным. Правительство не будет рисковать и открывать экспорт на фоне роста внутреннего потребления.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg