Мусоросжигающие заводы начнут строить в Казахстане в 2021 году

Электроэнергия из мусора будет производиться в шести городах страны

Фото: Аскар Ахметуллин

Первые аукционы по строительству мусоросжигающих заводов в Казахстане пройдут в 2021 году, сообщил 22 июля министр экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана Магзум Мирзагалиев.

По данным экологического ведомства, в настоящее время в Казахстане на 3 тыс. 200 полигонах накоплено более 120 млн тонн твердых бытовых отходов, ежегодно на них завозится свыше 5 млн тонн нового мусора. Переработка ТБО растет, но не справляется с темпами заполнения полигонов, в результате только при областных центрах (их в Казахстане 14, помимо 3 городов республиканского значения) насчитывается более 20 переполненных мусором полигонов.

Мирзагалиев в среду в ходе брифинга пояснил, что в стране очень низкая доля переработки отходов – 15%, тогда как в европейских странах этот показатель в два раза выше: согласно концепции зеленой экономики, в Казахстане этот показатель будет доведен до 40% к 2030 году. Однако поскольку сегодня тарифы на вывоз мусора в Казахстане низкие и не учитывают затраты на переработку ТБО, частным инвесторам идти в эту отрасль невыгодно.

Выход в министерстве экологии видят во внедрении механизма энергетической утилизации отходов, когда за счет сжигания ТБО вырабатывается электроэнергия.

«Эта технология waste to energy может заинтересовать частных инвесторов, поскольку в результате сжигания мусора производится энергия и продается в общую электрическую сеть. Уже в следующем году мы планируем провести первые аукционы среди инвесторов на строительство таких заводов: кто представит наименьшую стоимость электроэнергии, тот и будет победителем аукциона», – сказал министр.

По его словам, ведомство планирует запустить такие заводы в шести городах – в Актобе, Атырау, Алматы, Нур-Султане, Таразе и Шымкенте. Мирзагалиев сообщил, что работа с потенциальными инвесторами уже начата, в частности, прорабатываются вопросы с акиматами по обеспеченности земельными участками, инфраструктурой и гарантированной загрузкой отходами этих производств как минимум на 15 лет.

Министр подчеркнул, что казахстанские мусоросжигающие заводы будут работать в соответствии с требованиями, заложенными в европейской директиве о промышленных выбросах, что позволяет европейским мусоросжигателям дислоцироваться в центральных частях городов. Работа казахстанских производств в этой сфере будет поддержана нормативно-правовым актом, который уже одобрен мажилисом, а осенью будет рассмотрен сенатом парламента Казахстана.

Речь идет о проекте закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам энергетической утилизации отходов», которым вносятся изменения в Экологический кодекс, закон «Об электроэнергетике» и закон «О поддержке использования возобновляемых источников энергии». Согласно этому документу, сжигаться для извлечения электрической энергии будет только та часть отходов, которая не подлежит переработке, таким образом, предполагается довести долю утилизации ТБО с нынешних 15% до 30%.

Для поддержки развития данной отрасли будет использоваться механизм покупки производимой энергии на гарантированной основе, аналогичный тому, что уже действует в Казахстане в отношении электроэнергии, вырабатываемой возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ). То есть у новых производств будет гарантированно выкупаться определенный заранее объем генерации по фиксированному тарифу на протяжении тех же 15 лет.

В ходе презентации поправок в мажилисе парламента 3 февраля этого года представитель департамента развития электроэнергетики министерства энергетики Миржан Сасретов сообщил, что тариф на электроэнергию, которая будет вырабатываться за счет сжигания мусора и поставляться в общую сеть по примеру ВИЭ, предположительно составит 102 тенге за 1 кВт/ч. До потребителя же она дойдет по предельной цене, установленной для энергопроизводителей данного региона, которая в стране с 1 июля 2020 года не превышает 15,46 тенге за 1 кВт/ч за счет «разбавления» с электроэнергией, выработанной на угле или гидрогенерацией.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Вырастут ли цены на бензин в Казахстане

Падение спроса на топливо из-за пандемии коронавируса уже привело к сокращению продаж на казахстанских АЗС на 40%

Фото: Офелия Жакаева

Пандемия коронавируса привела к резкому снижению потребления топлива и спроса на нефтепродукты во всем мире, и Казахстан не стал исключением. В апреле нефтеперерабатывающие заводы страны были переведены на минимальный технологический режим, сообщили в Министерстве энергетики РК.

За первые пять месяцев 2020 года потребление бензина по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом уменьшилось на 15%, до 1,4 млн тонн, а дизельного топлива – на 5%, до почти 1,9 млн тонн. 
В отраслевом ведомстве считают, что автомобильного бензина отечественного производства вполне достаточно для покрытия потребностей всего казахстанского рынка. 

«В настоящее время все три НПЗ работают в штатном режиме, с ежесуточным производством светлых нефтепродуктов с последующей отгрузкой на внутренний рынок. Фактов возникновения дефицита ГСМ не наблюдается», – отметили в ведомстве.

Излишки ГСМ идут на экспорт в страны, не входящие в ЕАЭС, – с января по май из Казахстана было вывезено 206,7 тыс. тонн бензина. 

Продажи просели

Кризис на рынке транспортного топлива задел в первую очередь розничных продавцов нефтепродуктов. Представитель компании-владельца более чем ста автозаправочных станций рассказал «Курсиву», что в этой сети в первом полугодии продажи топлива упали примерно на 40%. Несмотря на уменьшение спроса, оптовые отпускные цены растут почти каждый месяц.

«Если раньше бензин на атырауском заводе (Атырауский НПЗ – «Курсив») стоил 150 тысяч тенге за тонну, то сейчас тонна стоит 160 тысяч тенге. То есть на 10 тысяч тенге выросла цена», – пожаловался бизнесмен.

Такой расклад его удивляет:

«Во время пандемии, когда цена на нефть упала, российский бензин стоил 66 тенге за литр (оптовая цена). Но мы его не могли привезти, потому что запрет был на ввоз. А наш стоил тогда 130 тенге за литр».

По словам представителя сети, розничные цены на автозаправках поднимать не разрешают.

«Курсив» направил запросы в Министерство энергетики и национальную компанию «КазМунайГаз», которая контролирует все три крупные казахстанские НПЗ и является одним из крупных ресурсодержателей, чтобы выяснить, когда и по какой причине были подняты оптовые цены на бензин. На момент подготовки статьи ответы еще не были получены.

Председатель ассоциации «Жанар-Жагармай» (объединение владельцев АЗС) Кайыпбек Камбаров говорит, что сейчас, к примеру, в Туркестанской области мелким розничным продавцам ГСМ стало труднее развиваться. В основном из-за того, что большую часть (около 60%) продукции они закупают через посредников и по повышенной цене. В результате маржа получается очень маленькой. По его словам, из-за пандемии передвижение на транспорте снизилось на 30–40%, соответственно, упали доходы и розничных реализаторов горючего. В регионе на данный момент более 560 действующих АЗС.

В целом по Казахстану, по данным Комитета статистики МНЭ РК, на начало 2020 года работали более 3,9 тыс. автозаправочных станций, свыше 2 тыс. газовых АЗС и 15 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В 2019 году на них в розницу было продано нефтепродуктов на сумму свыше 1,1 трлн тенге. В том числе бензина – на 706 млрд тенге, дизтоплива – на 357 млрд тенге, пропана-бутана –
на 77 млрд тенге. По талонам нефтепродуктов за прошлый год было реализовано на 334 млрд тенге.

Больше, чем вчера

Несмотря на общее падение спроса на топливо, по данным Комитета по статистике, за первое полугодие выпуск бензина по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 7,1%, до свыше 2,1 млн тонн, сжиженного пропана и бутана – на 5,7%, до 1,3 млн тонн. Но более чем на 30% упало производство керосина.

Чтобы защитить отечественных производителей топлива, правительство недавно продлило до 1 сентября введенный ранее запрет на импорт бензина и дизтоплива из России, где последние два месяца, наоборот, наблюдается рост потребления и, соответственно, цен на нефтепродукты. По данным ценового агентства Argus, российские НПЗ, выполняя рекомендацию Минэнерго РФ, существенно нарастили производство автомобильного бензина в июне. Если 1 июня в сутки выпускалось 80,2 тыс. тонн бензина, то уже к 14 июня этот показатель повысился до 99,6 тыс. тонн, а 28 июня достиг 107,9 тыс. тонн. Хотя общий показатель по-прежнему немного меньше, чем было в аналогичный период прошлого года. Министерство энергетики и

Федеральная антимонопольная служба России предложили своему правительству рассмотреть возможность отмены запрета на импорт бензина и других нефтепродуктов, который был введен на срок до 1 октября этого года. Связано это «с восстановлением спроса на моторное топливо на уровень, близкий к уровню, который был до введения ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией».

Некоторые казахстанские эксперты считают, что рост спроса на топливо и отмена запрета на импорт в России могут привести к росту цен на бензин в Казахстане. Они полагают, что казахстанские ресурсодержатели начнут экспортировать горючее в более выгодный с экономической точки зрения рынок. Однако, как выяснилось, республика не обладает большими возможностями, чтобы удовлетворить потребности соседней страны. В первую очередь это связано с качеством казахстанского бензина.

На вопрос, может ли Россия снять запрет на импорт бензина и начать вывоз топлива из Казахстана, редактор изданий «Argus Рынок Каспия» и «Argus Транспорт Каспия» Рауф Гусейнов ответил, что «да», это возможно.

«Такое раньше происходило, когда казахстанский бензин поставлялся именно на внутренний рынок России. В основном поставлялся бензин пятого класса (К5), с завода «Конденсат» из Западно-Казахстанской области», – сообщил он.

Однако в России возможна реализация топлива не ниже пятого класса.

«Поэтому количество предложений из Казахстана может быть ограниченным. Для казахстанских поставщиков топлива приоритетным направлением являются все же не Россия, а страны Центральной Азии, где они могут конкурировать с российскими производителями», – считает эксперт.

Другое дело, что экспорт неф­тепродуктов из Казахстана регулируется Министерством энергетики, ежемесячными графиками. По мнению Рауфа Гусейнова, казахстанское правительство в первую очередь заинтересовано в протекции внутреннего рынка, в полном обеспечении казахстанского потребителя, особенно дизельным топливом в преддверии уборочной кампании, которая, по сути, в августе уже начинается.

«На основании практики мы знаем, что все большие запасы, которые накапливаются в Казахстане зимой и летом, быстро расходуются в период посевной и уборочной кампаний (весна-осень). Потому что потребление в это время вырастает очень серьезными темпами», – поясняет эксперт.

По его словам, сейчас республика не экспортирует дизтопливо. В преддверии сезона экспорта дизеля не будет вовсе либо он будет очень ограниченным. Правительство не будет рисковать и открывать экспорт на фоне роста внутреннего потребления.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg