Китайские власти намерены создать крупнейшего импортера нефти в мире

Выиграет ли от этого Казахстан?

Иллюстрация: Depositphotos/JEGAS_RA

Китайские государственные нефтяные компании обсуждают создание единого покупателя нефти. Как сообщает Bloomberg со ссылкой на источники, речь идет о China Petroleum & Chemical (Sinopec), PetroChina, China National Offshore Oil Corporation и Sinochem Group. Вместе эти компании импортируют более 5 млн баррелей нефти в день, так что единый покупатель может стать крупнейшим импортером в мире. 

Объемы нефтепереработки на заводах в Китае растут, даже несмотря на связанный с пандемией кризис, поэтому китайские гиганты задумались о совместных закупках углеводородов. Эксперты предполагают, что создание такого единого покупателя само по себе не повлияет на глобальные цены на нефть, но позволит китайским компаниям диктовать свои условия продавцам.

«С помощью единого окна они смогут сопоставлять цены разных поставщиков, сбивать их и приобретать нефть по самым выгодным для себя ценам», – отметила в комментарии «Курсиву» Наталья Гриб, заместитель начальника департамента ГИС ТЭК Российского энергетического агентства. 

Такое соглашение создаст идеальные условия для нефтепереработчиков Китая. Кроме того, они не очень требовательны к качеству нефти, так как располагают заводами, способными перерабатывать разные сорта углеводородов. Как объясняет Наталья Гриб, Китай планирует увеличивать объемы переработки, строит новые НПЗ, и рентабельность операций для Поднебесной не имеет принципиального значения, поскольку импортировать нефтепродукты дороже, чем импортировать нефть. 

«Сейчас складывается такая тенденция, что поскольку именно Китай наращивает объем потребления нефтепродуктов, то основной прирост переработки и вообще переработка может переместиться из Европы в Азию. Речь идет о Китае в первую очередь, об Индии и о ряде других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В этом плане Китай не могут никак сдвинуть с его стратегических позиций по стоимости переработки и ее рентабельности», – добавила собеседник «Курсива». 

Из Казахстана по трубопроводу Казахстан – Китай в КНР поступает нефть с актюбинских и кумкольских месторождений на западе страны. Нефтепровод пересекает территорию республики с запада на восток до границы с Поднебесной. Также транзитом через эту же трубу транспортируется российская нефть сорта Urals. Все это смешивается, и на выходе, согласно методологии ценового агентства Argus, поясняет редактор изданий «Argus Рынок Каспия» и «Argus Транспорт Каспия» Рауф Гусейнов, получается так называемая Смесь Алашанькоу. 

«Китайские покупатели не слишком требовательны к качеству. У них по ту сторону казахстанской границы, недалеко от нее, расположены достаточно универсальные заводы, которые работают с большим спектром разных сортов. Заводы CNPC в данном регионе, как показывает практика, приспособлены под очень разные сорта», – говорит Рауф Гусейнов. В целом, по его мнению, речь идет скорее об оптимизации поставок внутри Китая и усилении позиции со стороны покупателя. При этом глобальная география поставок нефти в КНР вряд ли претерпит изменения.

Ждать ли расширения казахстанско-китайской трубы?

На фоне новостей о создании единого покупателя со стороны китайских компаний вновь в повестку дня возвращаются планы по расширению Казахстанско-Китайского трубопровода. Предполагалось, что в будущем по мере надобности техническая мощность трубопровода будет увеличена до 20 млн тонн. В настоящий момент его пропускная способность составляет 15 млн тонн в год. В реальности же по трубе транспортируется около 12 млн тонн нефти. 

Как считает Рауф Гусейнов, планы по расширению трубопровода остаются актуальными. Серьезные намерения китайских партнеров по его расширению подтверждаются тем, что они участвуют во всех сегментах нефтяной отрасли в Казахстане, – это добыча сырья на западе, долевое участие в переработке и трубопроводной инфраструктуре. Китайская государственная CNPC добывает нефть на месторождениях «СНПС-Актобемунайгаз», имеет долю в гигантском проекте Кашаган и является совладельцем Шымкентского НПЗ. 

«Проект остается актуальным и сейчас, даже с поправкой на то, что в этом году потребление и рост экономики глобально замедлились, и в Китае в том числе. У китайских партнеров горизонт планирования составляет не пять и не десять лет, это намного больше и глобальнее», – считает Рауф Гусейнов. 

Выгодно ли Казахстану? 

В мае Минэнерго Казахстана отмечало, что китайское направление становится для республики все более интересным, с учетом снижения цен в европейском направлении. У Казахстана есть несколько маршрутов экспорта нефти: Каспийский трубопровод­ный консорциум (КТК), транзит через РФ по нефтепроводу Атырау – Самара и в Китай по нефтепроводу Атасу – Алашанькоу, он же «Казахстанско-Китайский трубопровод». 

На сегодня Казахстан в лице национальной компании «КазМунайГаз» (КМГ) при экспорте своей нефти в Китай продает ее со скидкой к эталонному сорту Brent (скидка меняется в зависимости от спекулятивных и других факторов на рынке). В мае, когда цены на черное золото обновляли новые минимумы за последние несколько лет, Казахстан, по данным КМГ, продавал свою нефть, которая шла по Казахстанско-Китайскому трубопроводу по цене около $14 за баррель. В то же время, со слов финансового директора компании Даурена Карабаева, в мае, когда спотовая цена эталонного сорта Brent упала до $19 за баррель, нефть по нефтепроводу Атырау – Самара (смесь Urals) продавалась по $17 за баррель, смесь CPC Blend по Каспийскому трубопроводному консорциуму – около $12–13 за баррель. 

Таким образом, цена на нефть, отправляемую в Китай, является для Казахстана «золотой серединой». Но появление единого покупателя, который будет определять цену для потенциальных поставщиков, – не слишком хорошая новость, особенно в разрезе планов наращивания экспорта в Китай. Несмотря на высокую концентрацию на рынке китайской нефтепереработки, в настоящий момент у казахстанских нефтяников все же есть возможность ценового маневра. Они предлагают поставки как четырем государственным компаниям, которые теперь планируют совместные закупки, так и независимым китайским переработчикам. Более того, из-за коронакризиса и необходимости снижать долг «КазМунайГаз» уже перешел на предоплату по ряду нефтяных экспортных контрактов для оптимизации оборотного капитала, что также серьезно будет влиять на переговорные позиции компании. 

Кроме того, остается открытым и вопрос объема поставок. В середине января при приеме нефти от АО «СНПС-Актобемунайгаз» («дочка» китайской CNPC) в систему нефтепровода Казахстан – Китай было обнаружено превышение хлорорганических соединений. Тогда же прием нефти был остановлен, как и ее экспорт в Китай. Однако есть основания ожидать, что план будет выполнен, так как наблюдается постепенное восстановление экономики Поднебесной, что повлечет за собой повышенный спрос на нефтепродукты. Как сообщило Минэнерго, уже в мае заявки от китайской стороны увеличились и объем экспорта в КНР вырос с 50 тыс. тонн в апреле до 230 тыс. тонн в мае.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Вырастут ли цены на бензин в Казахстане

Падение спроса на топливо из-за пандемии коронавируса уже привело к сокращению продаж на казахстанских АЗС на 40%

Фото: Офелия Жакаева

Пандемия коронавируса привела к резкому снижению потребления топлива и спроса на нефтепродукты во всем мире, и Казахстан не стал исключением. В апреле нефтеперерабатывающие заводы страны были переведены на минимальный технологический режим, сообщили в Министерстве энергетики РК.

За первые пять месяцев 2020 года потребление бензина по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом уменьшилось на 15%, до 1,4 млн тонн, а дизельного топлива – на 5%, до почти 1,9 млн тонн. 
В отраслевом ведомстве считают, что автомобильного бензина отечественного производства вполне достаточно для покрытия потребностей всего казахстанского рынка. 

«В настоящее время все три НПЗ работают в штатном режиме, с ежесуточным производством светлых нефтепродуктов с последующей отгрузкой на внутренний рынок. Фактов возникновения дефицита ГСМ не наблюдается», – отметили в ведомстве.

Излишки ГСМ идут на экспорт в страны, не входящие в ЕАЭС, – с января по май из Казахстана было вывезено 206,7 тыс. тонн бензина. 

Продажи просели

Кризис на рынке транспортного топлива задел в первую очередь розничных продавцов нефтепродуктов. Представитель компании-владельца более чем ста автозаправочных станций рассказал «Курсиву», что в этой сети в первом полугодии продажи топлива упали примерно на 40%. Несмотря на уменьшение спроса, оптовые отпускные цены растут почти каждый месяц.

«Если раньше бензин на атырауском заводе (Атырауский НПЗ – «Курсив») стоил 150 тысяч тенге за тонну, то сейчас тонна стоит 160 тысяч тенге. То есть на 10 тысяч тенге выросла цена», – пожаловался бизнесмен.

Такой расклад его удивляет:

«Во время пандемии, когда цена на нефть упала, российский бензин стоил 66 тенге за литр (оптовая цена). Но мы его не могли привезти, потому что запрет был на ввоз. А наш стоил тогда 130 тенге за литр».

По словам представителя сети, розничные цены на автозаправках поднимать не разрешают.

«Курсив» направил запросы в Министерство энергетики и национальную компанию «КазМунайГаз», которая контролирует все три крупные казахстанские НПЗ и является одним из крупных ресурсодержателей, чтобы выяснить, когда и по какой причине были подняты оптовые цены на бензин. На момент подготовки статьи ответы еще не были получены.

Председатель ассоциации «Жанар-Жагармай» (объединение владельцев АЗС) Кайыпбек Камбаров говорит, что сейчас, к примеру, в Туркестанской области мелким розничным продавцам ГСМ стало труднее развиваться. В основном из-за того, что большую часть (около 60%) продукции они закупают через посредников и по повышенной цене. В результате маржа получается очень маленькой. По его словам, из-за пандемии передвижение на транспорте снизилось на 30–40%, соответственно, упали доходы и розничных реализаторов горючего. В регионе на данный момент более 560 действующих АЗС.

В целом по Казахстану, по данным Комитета статистики МНЭ РК, на начало 2020 года работали более 3,9 тыс. автозаправочных станций, свыше 2 тыс. газовых АЗС и 15 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В 2019 году на них в розницу было продано нефтепродуктов на сумму свыше 1,1 трлн тенге. В том числе бензина – на 706 млрд тенге, дизтоплива – на 357 млрд тенге, пропана-бутана –
на 77 млрд тенге. По талонам нефтепродуктов за прошлый год было реализовано на 334 млрд тенге.

Больше, чем вчера

Несмотря на общее падение спроса на топливо, по данным Комитета по статистике, за первое полугодие выпуск бензина по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 7,1%, до свыше 2,1 млн тонн, сжиженного пропана и бутана – на 5,7%, до 1,3 млн тонн. Но более чем на 30% упало производство керосина.

Чтобы защитить отечественных производителей топлива, правительство недавно продлило до 1 сентября введенный ранее запрет на импорт бензина и дизтоплива из России, где последние два месяца, наоборот, наблюдается рост потребления и, соответственно, цен на нефтепродукты. По данным ценового агентства Argus, российские НПЗ, выполняя рекомендацию Минэнерго РФ, существенно нарастили производство автомобильного бензина в июне. Если 1 июня в сутки выпускалось 80,2 тыс. тонн бензина, то уже к 14 июня этот показатель повысился до 99,6 тыс. тонн, а 28 июня достиг 107,9 тыс. тонн. Хотя общий показатель по-прежнему немного меньше, чем было в аналогичный период прошлого года. Министерство энергетики и

Федеральная антимонопольная служба России предложили своему правительству рассмотреть возможность отмены запрета на импорт бензина и других нефтепродуктов, который был введен на срок до 1 октября этого года. Связано это «с восстановлением спроса на моторное топливо на уровень, близкий к уровню, который был до введения ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией».

Некоторые казахстанские эксперты считают, что рост спроса на топливо и отмена запрета на импорт в России могут привести к росту цен на бензин в Казахстане. Они полагают, что казахстанские ресурсодержатели начнут экспортировать горючее в более выгодный с экономической точки зрения рынок. Однако, как выяснилось, республика не обладает большими возможностями, чтобы удовлетворить потребности соседней страны. В первую очередь это связано с качеством казахстанского бензина.

На вопрос, может ли Россия снять запрет на импорт бензина и начать вывоз топлива из Казахстана, редактор изданий «Argus Рынок Каспия» и «Argus Транспорт Каспия» Рауф Гусейнов ответил, что «да», это возможно.

«Такое раньше происходило, когда казахстанский бензин поставлялся именно на внутренний рынок России. В основном поставлялся бензин пятого класса (К5), с завода «Конденсат» из Западно-Казахстанской области», – сообщил он.

Однако в России возможна реализация топлива не ниже пятого класса.

«Поэтому количество предложений из Казахстана может быть ограниченным. Для казахстанских поставщиков топлива приоритетным направлением являются все же не Россия, а страны Центральной Азии, где они могут конкурировать с российскими производителями», – считает эксперт.

Другое дело, что экспорт неф­тепродуктов из Казахстана регулируется Министерством энергетики, ежемесячными графиками. По мнению Рауфа Гусейнова, казахстанское правительство в первую очередь заинтересовано в протекции внутреннего рынка, в полном обеспечении казахстанского потребителя, особенно дизельным топливом в преддверии уборочной кампании, которая, по сути, в августе уже начинается.

«На основании практики мы знаем, что все большие запасы, которые накапливаются в Казахстане зимой и летом, быстро расходуются в период посевной и уборочной кампаний (весна-осень). Потому что потребление в это время вырастает очень серьезными темпами», – поясняет эксперт.

По его словам, сейчас республика не экспортирует дизтопливо. В преддверии сезона экспорта дизеля не будет вовсе либо он будет очень ограниченным. Правительство не будет рисковать и открывать экспорт на фоне роста внутреннего потребления.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg