Казахстанцы стали больше доверять онлайн-шопингу

Глава FiNN FLARE поделилась опытом развития бизнеса в условиях пандемии

Фото: FiNN FLARE

Казахстанцы активно присутствуют в социальных сетях и стали больше доверять онлайн-шопингу. Об этом в ходе интервью для «Курсива» рассказала президент финской одежной компании FiNN FLARE Ксения Рясова.

- Сейчас многие мировые эксперты говорят о том, что поведение покупателей после пандемии изменится: станет более рациональным и практичным. Уйдут в прошлое такие понятия, как consumer society. Впрочем, во многих странах мы наблюдаем совершенно обратную картину, когда люди после затянувшегося карантина выстраиваются в очередь перед крупнейшими магазинами.. Что вы думаете по этому поводу?

- Исторический опыт показывает, что должно пройти несколько подряд пандемий, чтобы полностью поменять наше поведение. Да, после окончания карантина практически во всех странах мира люди побежали по магазинам и ресторанам просто потому, что устали морально и физически от домашнего заточения. Долгое «потребительское голодание» сформировало отложенный спрос. Но относиться к этому как тренду не стоит, это временное явление. Совершенно определенно COVID-19 внесет заметные изменения во многие области и ускорит ранее начавшиеся процессы. Возможно, это не будет так быстро и стремительно.

Нужно понимать, что смена покупательского поведения началась задолго до пандемии и связана она с развитием технологий и сменой поколений. В России, например, люди с советским прошлым, в том числе и миллениалы, закрывали свои гештальты прошлого, когда был дефицит всего, а полный шкаф одежды считался несбыточной мечтой. Поколение Z, которое сейчас вышло на авансцену и скоро станет основным налогоплательщиком, росло уже в других условиях и с другими ценностями, и ведущие мировые бренды сейчас делают невозможное, чтобы привлечь и удержать эту аудиторию. Кроме того, пандемия заставила обрести реальный смысл разговоры об экологии, новых технологиях и перепроизводстве в мире моды. Думаю, что COVID-19 заметно ускорит развитие технологичных стартапов, направленных на модернизацию швейного производства, создание новых материалов и переработку.

- Касательно перепотребления есть и вторая сторона: отмена заказов крупных компаний на фабриках в Бангладеше, которая грозит нищетой сотням тысяч женщин.

- Можно по-разному относиться к компаниям, работающим в сегменте «быстрой моды» и вообще к миру моды, но не будем забывать, что именно модель экономики, основанная на потреблении, сыграла немалую роль в борьбе с бедностью, в частности в Юго-Восточной Азии. Согласно данным Всемирного банка, число бедных, а именно людей, которые живут менее, чем на $2 в день, сократилось вдвое с 1990 года. С другой стороны, легкая промышленность стоит на втором месте по степени загрязнения окружающей среды.

Думаю, что после пандемии будет пересмотрено отношение к быстрой моде и потребление станет более осмысленным. И ответственны в этом процессе две стороны, а не только бизнес. Ведь именно спрос диктует предложение. Прежде чем покупать футболку за 2 евро, нужно помнить, что на ее производство тратится столько же природных ресурсов, как на футболку за 20 евро. Только последняя может прослужить 10 лет, а дешевенькая придет в негодность через 3 месяца.

FiNN FLARE в этом смысле повезло. Мы никогда не работали в сегменте быстрой моды, высокое качество одежды – это одна из основных ценностей компании с самого ее основания в 1960 году в маленьком финском городке Сало. Думаю, что будущее именно за компаниями, которые не будут участвовать в гонке перепроизводства и уделят много внимания технологиям и высокому качеству продукции. О сокращении числа коллекций уже заявили Armani, Versace, Gucci и многие другие бренды.

Finn-flare1-2.jpg

- В России и Казахстане у компании FiNN FLARE было закрыто 135 магазинов во время пандемии. Сейчас закрыты все магазины в Казахстане. Все fashion-ритейлеры несут убытки. Как компания отреагировала на пандемию?

- Рынок моды один из самых пострадавших. Но мы приняли решение не сдаваться. Буквально через неделю после введения режима самоизоляции мы начали выпускать защитные маски для лица. Наличие собственной фабрики в Москве позволило нам оперативно отреагировать на изменения на рынке. Могу сказать, что наши маски пользовались большой популярностью – первая партия была раскуплена в течение недели.

Через социальные сети мы продолжали коммуникации со своими клиентами – проводили конкурсы и прямые эфиры с известными стилистами. В мае запустили услугу facetime-шопинга для поддержания связи с клиентами, которые привыкли покупать одежду непосредственно в магазине с обязательной консультацией продавца, примеркой, подбором аксессуаров. Кстати, эта услуга сейчас доступна и в Казахстане. Чтобы ею воспользоваться, достаточно иметь мобильный телефон с камерой. Стилист-консультант в прямом эфире подберет одежду, ориентируясь на ваши пожелания, особенности фигуры и бюджет.

В Казахстане мы также сделали ставку на развитие интернет-магазина. В июне открыли распределительный склад в Алматы, доработали казахскую версию сайта компании, заметно расширили опции по доставке – можем в кратчайшие сроки доставить заказ в любую точку Казахстана. Кстати, мы сейчас активно ищем партнеров по доставке, службы пик-пойнта, платформы для продажи. Возможно, через ваше издание кто-нибудь откликнется. Контакты представительства в Казахстане можно найти на нашем сайте.

- Компания FiNN FLARE открыла свое представительство в Казахстане в 2007 году. Как за 13 лет поменялся покупатель в Казахстане?

- Мы очень любим Казахстан и рады, что так долго работаем на этом рынке. В Казахстане много ярких и красивых женщин, которые интересуются модой и любят красиво одеваться, поэтому основу нашего ассортимента составляют элегантные и женственные модели. В летней коллекции это платья из хлопка и льна, джинсовые юбки, шорты, блузки. Сейчас уже приходит осенняя коллекция, где будет много курток, жилеток, утепленных пальто и пуховиков. Если говорить о бизнесе в целом, то наша компания чувствует себя в Казахстане уверенно и спокойно, потому что здесь стабильная политическая ситуация.

Что касается изменений рынка, то могу сказать, что в последнее время стало большое доверия в Казахстане к онлайн-шопингу. Вообще казахстанцы активно присутствуют в социальных сетях. Мы это видим даже по нашему акаунту в Instagram: они активно комментируют посты, задают вопросы. Это не может не радовать. Уверены, что наш интернет-магазин здесь ждет большое будущее.

- Какие планы по развитию бизнеса в Казастане?

- В июне мы открыли большой магазин в Павлодаре, и пока планов по новым открытиям нет. Нам сейчас важно просто сохранить позиции на рынке и, соответственно, рабочие места. В ближайший год вся наша энергия и ресурсы будут направлены на развитие интернет-магазина.

- Как вы считаете, сколько уйдет времени на восстановление рынка.

- Пока сложно делать какие-либо прогнозы. Многое зависит от того, как будет развиваться ситуация с коронавирусом. Думаю, рынку, чтобы полностью восстановиться, потребуется минимум 2 года. Причем это касается не только России, но и мира в целом. Но к любым переменам нужно относиться позитивно. Для любой компании это вызов и проверка на прочность. Выиграет тот, кто сможет быстро адаптироваться к меняющимся условиям.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Цены на медь сигнализируют о глобальном росте мировой экономики

Инвесторы делают ставку на медь и тем самым раскручивают наиболее быстрое за последние годы ралли на рынке промышленных металлов

Фото: Feature China/Barcroft Media/Getty Images

Поскольку инвесторы активно вкладывают средства в активы, демонстрировавшие в последнее время хорошую динамику, фьючерсные контракты на медь ближайшего месяца поставки за 12 последовательных торговых сессий к прошлому понедельнику выросли в цене до $2,94 за фунт – максимальной отметки начиная с апреля 2019 года. Во вторник и среду цена немного упала. Тем не менее победная серия из 12 сессий стала самой длинной с конца 2017 года, когда радужные прогнозы в отношении мировой экономики и общая положительная ситуация также привели к росту цен.

Учитывая, что медь широко применяется в мировом производственном секторе и является критически важным элементом для изготовления практически всего – от смартфонов до жилья, многие аналитики используют стоимость этого металла в качестве экономического индикатора. В частности, цена на медь тесно связана с экономическим ростом Китая. Вторая по величине экономика мира потребляет практически половину добываемой в мире меди. Кроме того, последние данные указывают на то, что экономика Поднебесной восстанавливается намного быстрее, чем это ожидало большинство аналитиков, после того как в начале 2020 года производство в Китае было остановлено из-за коронавируса.

По сути, скачок меди в цене на 35% от минимальной отметки в марте – это часть более широкого роста цен на волатильные активы, что связано с желанием инвесторов и спекулянтов по всему миру использовать момент. Индекс Shanghai Composite недавно побил рекорд последних двух с половиной лет, технологический индекс Nasdaq Composite в последние дни также достиг рекордных отметок.

Прибыль от популярных инвестиций вроде вложений в производителя электромобилей Tesla Inc. в последнее время была особенно высокой, что только подчеркивает масштаб текущего ралли, которое так обескуражило скептиков.

«Это только один из множества рынков», – говорит Уилл Райнд, глава компании GraniteShares, управляющей индексным биржевым фондом стоимостью около $60 млн, в корзину товаров которого входит медь. «Не важно, медь это или акции Tesla, похоже, что в цене растет все», – отмечает он.

Хедж-фонды и другие спекулятивные инвесторы в течение трех недель подряд до 7 июля увеличивали чистые ставки на рост меди в цене, что обеспечило их рост до двухлетнего максимума, показывают данные Комиссии по торговле товарными фьючерсами.

WSJ Мировые запасы меди на биржах-1.jpg

Медь не единственный металл, который сигнализирует экономике о «бычьем» тренде. В последние недели трейдеры также постепенно повышают цены и на другие сырьевые товары, в частности на алюминий и олово.

Этот рост – настоящее благо для таких диверсифицированных добывающих компаний, как Rio Tinto PLC и BHP Group Ltd. Ранее спрос на их ключевые продукты был подорван пандемией коронавируса. Однако за последние три месяца акции этих компаний, как и компаний, добывающих медь, например Freeport-McMoRan Inc. и Southern Copper Corp., значительно выросли в цене.

Впрочем, спрос не единственный фактор, позитивно влияющий на текущий тренд. Аналитики также прогнозируют долгосрочный дефицит меди из-за катастрофически малых объемов инвестиций в новые рудники. Грозят сокращением производства и недавние вызванные коронавирусом сбои в работе шахт и нефтеперерабатывающих заводов в таких ключевых странах-производителях, как Чили. Другой потенциальной угрозой для поставок меди стала забастовка рабочих на чилийском руднике под управлением компании Antofagasta PLC, совладельцем которого является корпорация Barrick Gold. 

По словам Кристофера ЛаФемина, аналитика по металлургии и горнодобывающей промышленности инвестиционного банка Jefferies, с марта мировые запасы меди быстро сокращаются из-за ограниченности объемов добычи на некоторых шахтах и роста спроса. «Без значительного увеличения инвестиций в новые мощности рынок будет испытывать существенный дефицит, поскольку спрос продолжает расти», – сообщил он недавно в аналитической записке.

Тем не менее скептики считают, что цена на медь выросла слишком быстро, учитывая нестабильную перспективу спроса в большинстве западных стран. В текущем месяце по темпам роста медь опередила все другие циклические активы, также напрямую связанные с экономикой, например нефть и акции банков, и это дает некоторым аналитикам повод полагать, что рынок меди не сбалансирован.

Тем временем в Калифорнии, Техасе и Флориде число случаев заболевания коронавирусом продолжает расти, и это омрачает надежды на быстрое восстановление экономики США. Кроме того, совсем недавно президент Дональд Трамп охладил пыл тех, кто ожидает подписания «второй фазы» торгового соглашения между США и Китаем, и это в перспективе может ослабить международные торговые потоки и привести к падению спроса на медь.

И хотя в текущий момент медь растет в цене вопреки всем этим опасениям, некоторые трейдеры скептически относятся к тому, что устойчивый рост сохранится в будущем.

«Эта ситуация застала нас врасплох, – говорит Эдвард Меир, специализирующийся на металлах консультант брокерской фирмы ED&F Man Capital Markets. – И я был бы осторожнее с этим ралли».

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg