Деловой совет ЕАЭС выступил против маркировки молочной продукции

Производители и переработчики стран ЕАЭС считают эту меру нецелесообразной

Фото: Диана Лаврова/Pixabay

Деловой совет Евразийского экономического союза попросил Евразийскую экономическую комиссию признать неприемлемым введение маркировки молочной продукции в рамках Союза, в том числе в государствах – членах ЕАЭС, передает «Интерфакс-Казахстан».

При этом Совет уточнил необходимость принять соответствующее решение на предстоящем заседании совета ЕЭК, которое состоится 10 июля. В ходе заседания планируется рассмотреть уведомление России о намерении ввести маркировку молочной продукции с января 2021 года. Деловой совет также считает необходимым исключить возможность одностороннего введения маркировки отдельными странами Союза.

Просьба изложена в письме Делового совета на имя председателя коллегии ЕЭК Михаила Мясниковича. Совет отмечает, что производители и переработчики молочной продукции государств – членов ЕАЭС (Белорусский агропромышленный союз, Молочный союз Казахстана, Национальный союз производителей молока России (Союзмолоко) и производители молока и молочной продукции Кыргызстана) обеспокоены инициативой о маркировке и считают эту меру нецелесообразной. Это подтверждается их многочисленными обращениями в адрес ЕЭК, правительств, а также национальных союзов предпринимателей государств – членов ЕАЭС.

«В первую очередь такая обеспокоенность объясняется тем, что молочная продукция относится к скоропортящейся и не является контрафактной. Для обеспечения ее безопасности и прослеживаемости на сегодняшний день уже применяются такие инструменты, как ветеринарный сертификат и электронные счета-фактуры. С учетом того, что молочная продукция относится к социально значимым товарам повышенного спроса, в нынешних условиях кризиса недопустимо повышение цен на данную категорию товаров, связанных с затратами на маркировку», – говорится в письме.

По расчетам Союзмолоко, приведенным в документе, введение обязательной маркировки молочной продукции потребует единовременных капитальных затрат производителей молочной продукции России в размере не менее 26 млрд рублей (148,34 млрд тенге), ежегодные операционные расходы составят около 35 млрд рублей (199,69 млрд тенге).

По предварительным расчетам Молочного союза Казахстана, ежегодные затраты на внедрение маркировки молочной продукции в республике (с учетом затрат на коды маркировки и оборудование) составят около 4,3 млрд тенге (при стоимости кода маркировки в 3 тенге).

Ориентировочные расходы на техническое перевооружение производственных линий белорусских молокоперерабатывающих предприятий для нанесения кодов маркировки, по предварительным оценкам, составят 41,4 млн белорусских рублей. Кроме того, ежегодные затраты на приобретение и нанесение кодов маркировки составят от 63 млн до 102,4 млн белорусских рублей. По оценкам белорусского бизнеса, рост цен на молочную продукцию в связи с введением ее маркировки составит до 9%.

В феврале 2018 года было подписано соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС, которое вступило в силу 29 марта 2019 года. При его принятии государства – члены ЕАЭС исходили из принципа целесообразности и соблюдения баланса интересов государства и бизнеса. Предполагалось, что введение маркировки будет распространяться в первую очередь на дорогостоящие, наиболее часто вовлекаемые в нелегальный оборот товары.

Соглашение позволяет членам ЕАЭС в одностороннем порядке вводить на своей территории маркировку отдельных товаров, вне зависимости от оценок и позиций других государств – членов ЕАЭС.

«Существующая практика принятия таких решений в ЕАЭС показывает, что остальные государства – члены ЕАЭС вынуждены вводить на своих территориях аналогичную маркировку для исключения сбоев во взаимной торговле со страной-инициатором и защиты своего рынка от немаркированной продукции. При этом при принятии решений странами Союза и Евразийской экономической комиссией не проводится должный анализ и оценка экономической целесообразности и необходимости введения маркировки в отношении отдельного товара», – подчеркивается в письме.

Деловой совет также просит ЕЭК с участием бизнес-сообщества стран ЕАЭС пересмотреть подходы к введению маркировки отдельными государствами – членами ЕАЭС с учетом принципа равной выгоды для всех стран. В частности, предлагается исключить из соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС норм о возможности одностороннего введения маркировки отдельными странами и наделить комиссию полномочиями по проведению анализа и оценки влияния маркировки отдельных товаров во взаимной торговле в рамках ЕАЭС.

Эксперимент по маркировке молочной продукции, начавшийся в РФ 15 июля 2019 года, будет продолжаться до 31 декабря 2020 года. Срок введения обязательной маркировки молочных продуктов – 20 января 2021 года. Отдельные категории молочной продукции, на которые распространяется это решение, будут определены по результатам оценки результатов эксперимента. В настоящее время также идет эксперимент по маркировке упакованной питьевой, в том числе и минеральной, воды.

Оператором системы маркировки является ЦРПТ – совместное предприятие USM Алишера Усманова («ЮэСэМ Технологии», 50%), ГК «Ростех» (концерн «Автоматика», 25%) и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого (25%).

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Вырастут ли цены на бензин в Казахстане

Падение спроса на топливо из-за пандемии коронавируса уже привело к сокращению продаж на казахстанских АЗС на 40%

Фото: Офелия Жакаева

Пандемия коронавируса привела к резкому снижению потребления топлива и спроса на нефтепродукты во всем мире, и Казахстан не стал исключением. В апреле нефтеперерабатывающие заводы страны были переведены на минимальный технологический режим, сообщили в Министерстве энергетики РК.

За первые пять месяцев 2020 года потребление бензина по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом уменьшилось на 15%, до 1,4 млн тонн, а дизельного топлива – на 5%, до почти 1,9 млн тонн. 
В отраслевом ведомстве считают, что автомобильного бензина отечественного производства вполне достаточно для покрытия потребностей всего казахстанского рынка. 

«В настоящее время все три НПЗ работают в штатном режиме, с ежесуточным производством светлых нефтепродуктов с последующей отгрузкой на внутренний рынок. Фактов возникновения дефицита ГСМ не наблюдается», – отметили в ведомстве.

Излишки ГСМ идут на экспорт в страны, не входящие в ЕАЭС, – с января по май из Казахстана было вывезено 206,7 тыс. тонн бензина. 

Продажи просели

Кризис на рынке транспортного топлива задел в первую очередь розничных продавцов нефтепродуктов. Представитель компании-владельца более чем ста автозаправочных станций рассказал «Курсиву», что в этой сети в первом полугодии продажи топлива упали примерно на 40%. Несмотря на уменьшение спроса, оптовые отпускные цены растут почти каждый месяц.

«Если раньше бензин на атырауском заводе (Атырауский НПЗ – «Курсив») стоил 150 тысяч тенге за тонну, то сейчас тонна стоит 160 тысяч тенге. То есть на 10 тысяч тенге выросла цена», – пожаловался бизнесмен.

Такой расклад его удивляет:

«Во время пандемии, когда цена на нефть упала, российский бензин стоил 66 тенге за литр (оптовая цена). Но мы его не могли привезти, потому что запрет был на ввоз. А наш стоил тогда 130 тенге за литр».

По словам представителя сети, розничные цены на автозаправках поднимать не разрешают.

«Курсив» направил запросы в Министерство энергетики и национальную компанию «КазМунайГаз», которая контролирует все три крупные казахстанские НПЗ и является одним из крупных ресурсодержателей, чтобы выяснить, когда и по какой причине были подняты оптовые цены на бензин. На момент подготовки статьи ответы еще не были получены.

Председатель ассоциации «Жанар-Жагармай» (объединение владельцев АЗС) Кайыпбек Камбаров говорит, что сейчас, к примеру, в Туркестанской области мелким розничным продавцам ГСМ стало труднее развиваться. В основном из-за того, что большую часть (около 60%) продукции они закупают через посредников и по повышенной цене. В результате маржа получается очень маленькой. По его словам, из-за пандемии передвижение на транспорте снизилось на 30–40%, соответственно, упали доходы и розничных реализаторов горючего. В регионе на данный момент более 560 действующих АЗС.

В целом по Казахстану, по данным Комитета статистики МНЭ РК, на начало 2020 года работали более 3,9 тыс. автозаправочных станций, свыше 2 тыс. газовых АЗС и 15 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В 2019 году на них в розницу было продано нефтепродуктов на сумму свыше 1,1 трлн тенге. В том числе бензина – на 706 млрд тенге, дизтоплива – на 357 млрд тенге, пропана-бутана –
на 77 млрд тенге. По талонам нефтепродуктов за прошлый год было реализовано на 334 млрд тенге.

Больше, чем вчера

Несмотря на общее падение спроса на топливо, по данным Комитета по статистике, за первое полугодие выпуск бензина по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 7,1%, до свыше 2,1 млн тонн, сжиженного пропана и бутана – на 5,7%, до 1,3 млн тонн. Но более чем на 30% упало производство керосина.

Чтобы защитить отечественных производителей топлива, правительство недавно продлило до 1 сентября введенный ранее запрет на импорт бензина и дизтоплива из России, где последние два месяца, наоборот, наблюдается рост потребления и, соответственно, цен на нефтепродукты. По данным ценового агентства Argus, российские НПЗ, выполняя рекомендацию Минэнерго РФ, существенно нарастили производство автомобильного бензина в июне. Если 1 июня в сутки выпускалось 80,2 тыс. тонн бензина, то уже к 14 июня этот показатель повысился до 99,6 тыс. тонн, а 28 июня достиг 107,9 тыс. тонн. Хотя общий показатель по-прежнему немного меньше, чем было в аналогичный период прошлого года. Министерство энергетики и

Федеральная антимонопольная служба России предложили своему правительству рассмотреть возможность отмены запрета на импорт бензина и других нефтепродуктов, который был введен на срок до 1 октября этого года. Связано это «с восстановлением спроса на моторное топливо на уровень, близкий к уровню, который был до введения ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией».

Некоторые казахстанские эксперты считают, что рост спроса на топливо и отмена запрета на импорт в России могут привести к росту цен на бензин в Казахстане. Они полагают, что казахстанские ресурсодержатели начнут экспортировать горючее в более выгодный с экономической точки зрения рынок. Однако, как выяснилось, республика не обладает большими возможностями, чтобы удовлетворить потребности соседней страны. В первую очередь это связано с качеством казахстанского бензина.

На вопрос, может ли Россия снять запрет на импорт бензина и начать вывоз топлива из Казахстана, редактор изданий «Argus Рынок Каспия» и «Argus Транспорт Каспия» Рауф Гусейнов ответил, что «да», это возможно.

«Такое раньше происходило, когда казахстанский бензин поставлялся именно на внутренний рынок России. В основном поставлялся бензин пятого класса (К5), с завода «Конденсат» из Западно-Казахстанской области», – сообщил он.

Однако в России возможна реализация топлива не ниже пятого класса.

«Поэтому количество предложений из Казахстана может быть ограниченным. Для казахстанских поставщиков топлива приоритетным направлением являются все же не Россия, а страны Центральной Азии, где они могут конкурировать с российскими производителями», – считает эксперт.

Другое дело, что экспорт неф­тепродуктов из Казахстана регулируется Министерством энергетики, ежемесячными графиками. По мнению Рауфа Гусейнова, казахстанское правительство в первую очередь заинтересовано в протекции внутреннего рынка, в полном обеспечении казахстанского потребителя, особенно дизельным топливом в преддверии уборочной кампании, которая, по сути, в августе уже начинается.

«На основании практики мы знаем, что все большие запасы, которые накапливаются в Казахстане зимой и летом, быстро расходуются в период посевной и уборочной кампаний (весна-осень). Потому что потребление в это время вырастает очень серьезными темпами», – поясняет эксперт.

По его словам, сейчас республика не экспортирует дизтопливо. В преддверии сезона экспорта дизеля не будет вовсе либо он будет очень ограниченным. Правительство не будет рисковать и открывать экспорт на фоне роста внутреннего потребления.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg