Деловой совет ЕАЭС выступил против маркировки молочной продукции

Опубликовано
Производители и переработчики стран ЕАЭС считают эту меру нецелесообразной

Деловой совет Евразийского экономического союза попросил Евразийскую экономическую комиссию признать неприемлемым введение маркировки молочной продукции в рамках Союза, в том числе в государствах – членах ЕАЭС, передает «Интерфакс-Казахстан».

При этом Совет уточнил необходимость принять соответствующее решение на предстоящем заседании совета ЕЭК, которое состоится 10 июля. В ходе заседания планируется рассмотреть уведомление России о намерении ввести маркировку молочной продукции с января 2021 года. Деловой совет также считает необходимым исключить возможность одностороннего введения маркировки отдельными странами Союза.

Просьба изложена в письме Делового совета на имя председателя коллегии ЕЭК Михаила Мясниковича. Совет отмечает, что производители и переработчики молочной продукции государств – членов ЕАЭС (Белорусский агропромышленный союз, Молочный союз Казахстана, Национальный союз производителей молока России (Союзмолоко) и производители молока и молочной продукции Кыргызстана) обеспокоены инициативой о маркировке и считают эту меру нецелесообразной. Это подтверждается их многочисленными обращениями в адрес ЕЭК, правительств, а также национальных союзов предпринимателей государств – членов ЕАЭС.

«В первую очередь такая обеспокоенность объясняется тем, что молочная продукция относится к скоропортящейся и не является контрафактной. Для обеспечения ее безопасности и прослеживаемости на сегодняшний день уже применяются такие инструменты, как ветеринарный сертификат и электронные счета-фактуры. С учетом того, что молочная продукция относится к социально значимым товарам повышенного спроса, в нынешних условиях кризиса недопустимо повышение цен на данную категорию товаров, связанных с затратами на маркировку», – говорится в письме.

По расчетам Союзмолоко, приведенным в документе, введение обязательной маркировки молочной продукции потребует единовременных капитальных затрат производителей молочной продукции России в размере не менее 26 млрд рублей (148,34 млрд тенге), ежегодные операционные расходы составят около 35 млрд рублей (199,69 млрд тенге).

По предварительным расчетам Молочного союза Казахстана, ежегодные затраты на внедрение маркировки молочной продукции в республике (с учетом затрат на коды маркировки и оборудование) составят около 4,3 млрд тенге (при стоимости кода маркировки в 3 тенге).

Ориентировочные расходы на техническое перевооружение производственных линий белорусских молокоперерабатывающих предприятий для нанесения кодов маркировки, по предварительным оценкам, составят 41,4 млн белорусских рублей. Кроме того, ежегодные затраты на приобретение и нанесение кодов маркировки составят от 63 млн до 102,4 млн белорусских рублей. По оценкам белорусского бизнеса, рост цен на молочную продукцию в связи с введением ее маркировки составит до 9%.

В феврале 2018 года было подписано соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС, которое вступило в силу 29 марта 2019 года. При его принятии государства – члены ЕАЭС исходили из принципа целесообразности и соблюдения баланса интересов государства и бизнеса. Предполагалось, что введение маркировки будет распространяться в первую очередь на дорогостоящие, наиболее часто вовлекаемые в нелегальный оборот товары.

Соглашение позволяет членам ЕАЭС в одностороннем порядке вводить на своей территории маркировку отдельных товаров, вне зависимости от оценок и позиций других государств – членов ЕАЭС.

«Существующая практика принятия таких решений в ЕАЭС показывает, что остальные государства – члены ЕАЭС вынуждены вводить на своих территориях аналогичную маркировку для исключения сбоев во взаимной торговле со страной-инициатором и защиты своего рынка от немаркированной продукции. При этом при принятии решений странами Союза и Евразийской экономической комиссией не проводится должный анализ и оценка экономической целесообразности и необходимости введения маркировки в отношении отдельного товара», – подчеркивается в письме.

Деловой совет также просит ЕЭК с участием бизнес-сообщества стран ЕАЭС пересмотреть подходы к введению маркировки отдельными государствами – членами ЕАЭС с учетом принципа равной выгоды для всех стран. В частности, предлагается исключить из соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС норм о возможности одностороннего введения маркировки отдельными странами и наделить комиссию полномочиями по проведению анализа и оценки влияния маркировки отдельных товаров во взаимной торговле в рамках ЕАЭС.

Эксперимент по маркировке молочной продукции, начавшийся в РФ 15 июля 2019 года, будет продолжаться до 31 декабря 2020 года. Срок введения обязательной маркировки молочных продуктов – 20 января 2021 года. Отдельные категории молочной продукции, на которые распространяется это решение, будут определены по результатам оценки результатов эксперимента. В настоящее время также идет эксперимент по маркировке упакованной питьевой, в том числе и минеральной, воды.

Оператором системы маркировки является ЦРПТ – совместное предприятие USM Алишера Усманова («ЮэСэМ Технологии», 50%), ГК «Ростех» (концерн «Автоматика», 25%) и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого (25%).

Читайте также