2776 просмотров
2776 просмотров

Кризис в авиации приобретает перманентный характер

От временных мер по стабилизации отрасль перешла к долгосрочной оптимизации

Авиационный кризис стал хроническим, поскольку, судя по всему, пандемия COVID-19 ослабит спрос на долгие годы. Фото: Jim Lo Scalzo / Shutterstock

Даже если мировая экономика будет восстанавливаться по самому оптимистичному сценарию, т.е. стремительными темпами, авиационной отрасли это не коснется.

Национальный авиаперевозчик Великобритании British Airways намерен сократить до 12 тыс. рабочих мест, или около 30% сотрудников. Об этом на прошлой неделе заявил собственник компании, авиахолдинг International Airlines Group, опубликовав предварительные финансовые итоги за I квартал. Компания понесла значительные убытки, но заявляет, что обладает достаточными финансовыми ресурсами, которые должны гарантировать ее выживание в период карантина.

Однако в этом и заключается проблема: текущая оптимизация в авиационной отрасли – это не просто экстренная мера, вызванная ограничением авиасообщения. По сути, это перманентная реакция на падение спроса, которое, скорее всего, затянется на многие годы.

Lufthansa, Ryanair и SAS уже сообщили, что проведут сокращения в таком же масштабе. Что характерно, пострадали не только авиакомпании, которые известны своей зависимостью от экономических циклов. Авиастроительные компании Boeing и Airbus, опубликовавшие на прошлой неделе отчетность по итогам I квартала, также заявили о предстоящем крупном сокращении персонала, несмотря на обеспеченность заказами на годы вперед и недавние усилия по восстановлению резервного капитала. В прошлую среду акции обеих компаний подскочили в цене после сообщений о свободных денежных потоках, которые превзошли ожидания.

krizis-v-aviacii-priobretaet-permanentnyj-harakter.png

В прошлый понедельник Boeing заявила о том, что вновь откроет свой завод по производству модели 787 Dreamliner в Норт-Чарлстоне, штат Южная Каролина. Однако позже компания представила свое видение в долгосрочной перспективе: объем производства самолетов 787 Dreamliner к 2022 году будет постепенно снижен до семи единиц в месяц с нынешних 14. Также будут снижены темпы производства Boeing 777, а объемы производства 737 MAX будут расти медленнее, чем ожидалось ранее, из-за чего прогнозируемые издержки производства возрастут еще на $1 млрд.

Airbus не раскрыла новых деталей, однако в компании рассказали, что объем производства будет снижен примерно на треть.

Некоторые отраслевые эксперты с самого начала кризиса предупреждали, что авиационной индустрии может понадобиться больше двух лет, чтобы восстановиться до уровня 2019 года. Свою роль здесь играют и ограничения перелетов, продиктованные соображениями здравоохранения, и опасения самих потребителей, и рост популярности видеоконференцсвязи в корпоративной культуре. Заявления самих компаний лишний раз подтвердили, что пути назад нет.

На данный момент отмен заказов на новые самолеты не так много, поскольку это дорого обходится авиакомпаниям. Однако переломный момент для авиастроения, вероятно, наступит уже через несколько месяцев. Консенсус-прогнозы FactSet показывают, что ожидаемые совокупные доходы Boeing и Airbus достигнут уровня 2018 года не раньше 2023 года (максимальный уровень доходов в отрасли был отмечен до кризиса Boeing 737 MAX, наступившего в результате двух авиакатастроф). Более того, прогнозные продажи 2023 года на 7% ниже, чем продажи 2020 года, спрогнозированные аналитиками несколько месяцев назад.

Для отрасли эти пять лет окажутся потерянными, к тому же прогнозные оценки могут отставать от последних новостей.

На производителях авиационных двигателей и компаниях, занимающихся сервисным обслуживанием самолетов, как показывает история, кризис отразится еще сильнее. Компания General Electric заявила на прошлой неделе, что будет вынуждена сократить расходы на $2 млрд, после сообщения о колоссальном 40%-ном падении прибыли ее авиационного подразделения.

Хотя ряд авиакомпаний, оказавшихся в бедственном положении, может рассчитывать на поддержку правительств, некоторые из них, вероятно, исчезнут навсегда. Virgin Australia уже перешла под внешнее управление, а ее основатель и совладелец Ричард Брэнсон до сих пор не смог обеспечить финансовую поддержку для другой своей авиакомпании, британской Virgin Atlantic. В США авиакомпании обязаны сохранять рабочие места до сентября в рамках пакета помощи, предоставленного Вашингтоном, но они уже предлагают сотрудникам различные схемы увольнения по собственному желанию. Компании непременно начнут сокращать сотрудников, как только получат на это разрешение.

И если другие отрасли еще могут надеяться на восстановление определенного уровня нормы в обозримом будущем, то авиационную отрасль ждут долгие годы спада и снижения прибыли.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

kursiv_in_telegram.JPG


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

rgo