Перейти к основному содержанию
2597 просмотров

Кризис в авиации приобретает перманентный характер

От временных мер по стабилизации отрасль перешла к долгосрочной оптимизации

Авиационный кризис стал хроническим, поскольку, судя по всему, пандемия COVID-19 ослабит спрос на долгие годы. Фото: Jim Lo Scalzo / Shutterstock

Даже если мировая экономика будет восстанавливаться по самому оптимистичному сценарию, т.е. стремительными темпами, авиационной отрасли это не коснется.

Национальный авиаперевозчик Великобритании British Airways намерен сократить до 12 тыс. рабочих мест, или около 30% сотрудников. Об этом на прошлой неделе заявил собственник компании, авиахолдинг International Airlines Group, опубликовав предварительные финансовые итоги за I квартал. Компания понесла значительные убытки, но заявляет, что обладает достаточными финансовыми ресурсами, которые должны гарантировать ее выживание в период карантина.

Однако в этом и заключается проблема: текущая оптимизация в авиационной отрасли – это не просто экстренная мера, вызванная ограничением авиасообщения. По сути, это перманентная реакция на падение спроса, которое, скорее всего, затянется на многие годы.

Lufthansa, Ryanair и SAS уже сообщили, что проведут сокращения в таком же масштабе. Что характерно, пострадали не только авиакомпании, которые известны своей зависимостью от экономических циклов. Авиастроительные компании Boeing и Airbus, опубликовавшие на прошлой неделе отчетность по итогам I квартала, также заявили о предстоящем крупном сокращении персонала, несмотря на обеспеченность заказами на годы вперед и недавние усилия по восстановлению резервного капитала. В прошлую среду акции обеих компаний подскочили в цене после сообщений о свободных денежных потоках, которые превзошли ожидания.

krizis-v-aviacii-priobretaet-permanentnyj-harakter.png

В прошлый понедельник Boeing заявила о том, что вновь откроет свой завод по производству модели 787 Dreamliner в Норт-Чарлстоне, штат Южная Каролина. Однако позже компания представила свое видение в долгосрочной перспективе: объем производства самолетов 787 Dreamliner к 2022 году будет постепенно снижен до семи единиц в месяц с нынешних 14. Также будут снижены темпы производства Boeing 777, а объемы производства 737 MAX будут расти медленнее, чем ожидалось ранее, из-за чего прогнозируемые издержки производства возрастут еще на $1 млрд.

Airbus не раскрыла новых деталей, однако в компании рассказали, что объем производства будет снижен примерно на треть.

Некоторые отраслевые эксперты с самого начала кризиса предупреждали, что авиационной индустрии может понадобиться больше двух лет, чтобы восстановиться до уровня 2019 года. Свою роль здесь играют и ограничения перелетов, продиктованные соображениями здравоохранения, и опасения самих потребителей, и рост популярности видеоконференцсвязи в корпоративной культуре. Заявления самих компаний лишний раз подтвердили, что пути назад нет.

На данный момент отмен заказов на новые самолеты не так много, поскольку это дорого обходится авиакомпаниям. Однако переломный момент для авиастроения, вероятно, наступит уже через несколько месяцев. Консенсус-прогнозы FactSet показывают, что ожидаемые совокупные доходы Boeing и Airbus достигнут уровня 2018 года не раньше 2023 года (максимальный уровень доходов в отрасли был отмечен до кризиса Boeing 737 MAX, наступившего в результате двух авиакатастроф). Более того, прогнозные продажи 2023 года на 7% ниже, чем продажи 2020 года, спрогнозированные аналитиками несколько месяцев назад.

Для отрасли эти пять лет окажутся потерянными, к тому же прогнозные оценки могут отставать от последних новостей.

На производителях авиационных двигателей и компаниях, занимающихся сервисным обслуживанием самолетов, как показывает история, кризис отразится еще сильнее. Компания General Electric заявила на прошлой неделе, что будет вынуждена сократить расходы на $2 млрд, после сообщения о колоссальном 40%-ном падении прибыли ее авиационного подразделения.

Хотя ряд авиакомпаний, оказавшихся в бедственном положении, может рассчитывать на поддержку правительств, некоторые из них, вероятно, исчезнут навсегда. Virgin Australia уже перешла под внешнее управление, а ее основатель и совладелец Ричард Брэнсон до сих пор не смог обеспечить финансовую поддержку для другой своей авиакомпании, британской Virgin Atlantic. В США авиакомпании обязаны сохранять рабочие места до сентября в рамках пакета помощи, предоставленного Вашингтоном, но они уже предлагают сотрудникам различные схемы увольнения по собственному желанию. Компании непременно начнут сокращать сотрудников, как только получат на это разрешение.

И если другие отрасли еще могут надеяться на восстановление определенного уровня нормы в обозримом будущем, то авиационную отрасль ждут долгие годы спада и снижения прибыли.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

560 просмотров

Бүгіннен бастап Қазақстандағы барлық ішкі әуе рейстері іске қосылады

Санитарлық талаптар қатаң сақталуы тиіс

Фото: shutterstock.com

Бүгін, 25 мамырдан бастап Қазақстандағы барлық ішкі әуе рейстері қайта жанданады. Бұл жайлы индустрия және инфрақұрылымдық даму министрлігінің баспасөз қызметі хабарлады. 

    «Қазақстан Республикасы аумағында коронавирустық инфекцияның пайда болуы мен таралуына жол бермеу жөніндегі ведомствоаралық комиссия шешіміне сәйкес, ҚР Денсаулық сақтау министрлігінің ұсыныстарын ескере отырып, 2020 жылғы 25 мамырдан бастап Атыраудан республиканың өзге қалаларына келесі бағыттар бойынша ұшулар қайта ашылады. Рейстер әуе компаниялардың ресми сайттарында жарияланған кестеге сәйкес орындалып, Көліктегі бас санитарлық мемлекеттік дәрігермен бекітілген санитарлық қауіпсіздіктің жоғары шаралар шартында жүзеге асырылады:
•    жеке қорғаныс жабдықтарын пайдалану (бетперделер, қолғаптар);
•    термометрия, әлеуметтік қашықтықтықты әуе кемесінің бортына отыруға дейін ұстану;
•    әуежайлар мен әуе кемелердің күшейтілген дезинфекциясы.
Жазғы мерзімде әуе тасымалдарына сұраныстың көбейетінін ескере отырып, қалалар арасында рейстер санын сұраныс пен ҚР Денсаулық сақтау министрлігінің санитарлық-карантиндік шараларын ескере отырып әуе компаниялары анықтайды. Осылайша, 2020 жылғы 25 мамырдан бастап еліміздің барлық әуежайлары ішкі тұрақты рейстер үшін ашылып, ішкі әуе нарығындағы бағыттардың жандануына ықпал етеді»,- делінген хабарламада. 

    Бүгіннен бастап «Air Astana» әуе компаниясы Атырау – Алматы, Атырау – Нұр-Сұлтан бағыты бойынша аптасына 7 рейс; «Scat» Атырау – Нұр-Сұлтан бағыты бойынша аптасына 5 (1 маусымнан бастап – 7), Атырау – Ақтау бағыты бойынша аптасына 7 рейсті (1 маусымнан бастап – 14) жүзеге асырмақ. Ал «Qazaq Air» компаниясы Атырау – Ақтау, Атырау – Ақтөбе, Атырау – Орал бағыты бойынша аптасына – 4, ал Атырау – Шымкент бағыты бойынша аптасына 7 рейс орындайды. Ұшуға рұқсат етілген компаниялар ішінде «Fly Arystan» да бар. Лоукостер Атырау – Шымкент бағыты бойынша шілде айынан бастап аптасына 3 рет ұшатын болады. 

 Рейс кестелері әуе компаниясы бастамасымен өзгеруі мүмкін. Барлық әуе сапары бас санитар дәрігер бекіткен санитарлық қауіпсіздік талаптарын сақтау арқылы жүзеге асады. 

Осыған дейін отандық ranking.kz порталы пандемияның әуе қатынасы саласына елеулі залал тигізгенін жазған болатын. Қаңтар – сәуір айларында табыс көлемі 71,3 млрд долларды құрап, былтыр осы кезеңдегі көрсеткіштен 31,8 пайызға азайып кеткен. Ал осы жылдың наурыз – сәуір айларында әуе қызметін тұтынған қазақстандықтар саны 70 пайызға бір-ақ қысқарған. Елімізде 1 мамыр күні әуе қызметі қайта жанданды. Алғашқы күннің өзінде 700 адам ұшаққа отырған. 
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png