Перейти к основному содержанию
1374 просмотра

Что ждет нефтегазовый сектор после пандемии коронавируса

McKinsey прогнозирует фундаментальные изменения в нефтяной отрасли

Фото: shutterstock/Jaochainoi1980

Несмотря на то, что глубина и продолжительность нынешнего нефтяного кризиса остаются неясными, исследования аналитиков показывают, что без фундаментальных изменений будет трудно вернуться к привлекательным показателям, которые исторически преобладали в нефтегазовой отрасли.

По своему текущему курсу и скорости отрасль может вступить в эпоху, определяемую интенсивной конкуренцией, устойчивым снижением спроса, скептицизмом инвесторов и усилением давления со стороны общественности и правительств в отношении воздействия на климат и окружающую среду, отмечает международная консалтинговая компания McKinsey в своей аналитической статье. Хотя нефть и газ, учитывая их роль в обеспечении доступной энергии, останутся рынком с многомиллионным оборотом в течение десятилетий.

Уроки прошлого

После кризиса в начале 1980 годов нефтяная отрасль создала исключительную акционерную стоимость. В период с 1990 по 2005 год совокупный доход акционеров во всех сегментах отрасли, кроме компаний по переработке и маркетингу, превышал аналогичные показатели индекса S&P 500. Спрос на нефть и газ вырос, а компании держали расходы на низком уровне. Новые, более крупные компании, образовавшиеся в результате поглощения менее крупных, создавали ценность на протяжении десятилетий.

В первые годы периода с 2005 по январь 2020 года структура прибыли отрасли была благоприятной. Спрос на нефть рос более чем на 1% в год, на сжиженный природный газ (СПГ) - на 3-5%. В связи со значительной высокой себестоимостью продукции, необходимой для удовлетворения спроса, рыночная клиринговая цена выросла. Воодушевленные этой весьма благоприятной отраслевой структурой, благодаря доступности низкопроцентного капитала, компании инвестировали значительные средства в добычу. Гонка за тем, чтобы быстрее добывать больше баррелей из более сложных ресурсов, привела к резкой инфляции затрат, особенно в проектировании и строительстве.

Значительные инвестиции были вложены в сланцевую нефть и газ, что имело несколько серьезных последствий. Они изменили структуру добывающей промышленности. Сланцевая нефть средней стоимости вытеснила гораздо более дорогостоящую добычу, такую как нефтеносные пески и угольный газ. В то время как с 2016 года ОПЕК сократила добычу нефти и природного газа на 5,2 млн баррелей в сутки, за этот же период сланцы добавили 7,7 млн.

В 2009-2010 и 2014-2016 годах рынки капитала были щедры по отношению к нефтяной промышленности. Многие инвесторы сосредоточились на росте объема, финансируемом за счет долга, а не на операционных потоках денежных средств и дисциплине капитала, полагая, что цены продолжат расти. В 2020 году падение спроса из-за COVID-19 и избыток предложения привели к беспрецедентному кризису в отрасли.

Теперь даже при наиболее благоприятном прогнозе цены на нефть до докризисных уровней от $50 до $60 за баррель могут восстановиться в 2021 или 2022 годах. При другом сценарии эти ценовые уровни могут быть достигнуты после 2024 года. В любом случае, в ближайшие несколько лет нефть будет переживать не лучшие времена.

Спрос на нефтепродукты снизился как минимум на 20%, что привело к кризису в переработке. Пройдет не менее двух лет, прежде чем спрос на бензин восстановится, а перспективы для авиатоплива особенно мрачны.

В McKinsey ожидают, что рост спроса на углеводороды, особенно на нефть, достигнет пика в 2030-х годах, а затем начнется медленное снижение.

Кризис как катализатор

В сегменте разведки и добычи, вероятно, произойдет слияние компаний. Выживут только крупные компании и более мелкие, по-настоящему ловкие и инновационные игроки. Широкая консолидация необходима для снижения удельных затрат за счет синергетического эффекта, считают эксперты.

Нефтеперерабатывающие заводы с высокими затратами или плохой близостью к растущим рынкам, не входящим в ОЭСР, закроются. Хотя в некоторых странах, как было в 1980 и 1990 годах, правительства могут вмешаться, чтобы поддержать неэффективные активы.

Нефтехимия была и может оставаться привлекательной отраслью для инвестиций и создания стоимости, особенно комплексные интегрированные нефтеперерабатывающие и нефтехимические установки.

Газ является наиболее быстро растущим ископаемым топливом, который необходим для перехода от угля к возобновляемым источникам энергии. Мировой спрос на газ достигнет своего пика в конце 2030 годов, поскольку электрификация отопления и развитие возобновляемых источников энергии могут привести к снижению спроса. В долгосрочной перспективе газ столкнется с тем же давлением, что и нефть.

Национальные нефтяные компании подвергнутся дополнительному давлению из-за их важной роли в качестве вкладчиков в государственные бюджеты и социальные потребности правительств. Сложный выбор между отраслевой дисциплиной снабжения и защитой доли рынка усилится. Для компаний, не имеющих ресурсов с наименьшими затратами, станет важной необходимость фундаментальных изменений, например, путем приватизации или переосмысления сотрудничества с международными компаниями.

В целом для большинства компаний мировой нефтегазовой отрасли изменение стратегии и, возможно, бизнес-модели является обязательным условием. Общим требованием является перераспределение капитала, основанное на глубоком понимании рыночных тенденций, готовности трансформировать существующие операционные модели.

Компании должны сделать жесткий и основополагающий выбор в отношении всей базы активов и перманентно перераспределять капитал от предприятий с более низкой прибылью к тем компаниям, которые лучше всего соответствуют будущим созданиям стоимости и источникам самобытности. Ряд компаний могут выбрать этот момент для ускорения движения к энергетическим технологиям будущего. Все это должно происходить в условиях, когда компаниям необходимо восстанавливать доверие на рынках капитала, обеспечивая привлекательный доход.

banner_wsj.gif

492 просмотра

Бүгіннен бастап Қазақстандағы барлық ішкі әуе рейстері іске қосылады

Санитарлық талаптар қатаң сақталуы тиіс

Фото: shutterstock.com

Бүгін, 25 мамырдан бастап Қазақстандағы барлық ішкі әуе рейстері қайта жанданады. Бұл жайлы индустрия және инфрақұрылымдық даму министрлігінің баспасөз қызметі хабарлады. 

    «Қазақстан Республикасы аумағында коронавирустық инфекцияның пайда болуы мен таралуына жол бермеу жөніндегі ведомствоаралық комиссия шешіміне сәйкес, ҚР Денсаулық сақтау министрлігінің ұсыныстарын ескере отырып, 2020 жылғы 25 мамырдан бастап Атыраудан республиканың өзге қалаларына келесі бағыттар бойынша ұшулар қайта ашылады. Рейстер әуе компаниялардың ресми сайттарында жарияланған кестеге сәйкес орындалып, Көліктегі бас санитарлық мемлекеттік дәрігермен бекітілген санитарлық қауіпсіздіктің жоғары шаралар шартында жүзеге асырылады:
•    жеке қорғаныс жабдықтарын пайдалану (бетперделер, қолғаптар);
•    термометрия, әлеуметтік қашықтықтықты әуе кемесінің бортына отыруға дейін ұстану;
•    әуежайлар мен әуе кемелердің күшейтілген дезинфекциясы.
Жазғы мерзімде әуе тасымалдарына сұраныстың көбейетінін ескере отырып, қалалар арасында рейстер санын сұраныс пен ҚР Денсаулық сақтау министрлігінің санитарлық-карантиндік шараларын ескере отырып әуе компаниялары анықтайды. Осылайша, 2020 жылғы 25 мамырдан бастап еліміздің барлық әуежайлары ішкі тұрақты рейстер үшін ашылып, ішкі әуе нарығындағы бағыттардың жандануына ықпал етеді»,- делінген хабарламада. 

    Бүгіннен бастап «Air Astana» әуе компаниясы Атырау – Алматы, Атырау – Нұр-Сұлтан бағыты бойынша аптасына 7 рейс; «Scat» Атырау – Нұр-Сұлтан бағыты бойынша аптасына 5 (1 маусымнан бастап – 7), Атырау – Ақтау бағыты бойынша аптасына 7 рейсті (1 маусымнан бастап – 14) жүзеге асырмақ. Ал «Qazaq Air» компаниясы Атырау – Ақтау, Атырау – Ақтөбе, Атырау – Орал бағыты бойынша аптасына – 4, ал Атырау – Шымкент бағыты бойынша аптасына 7 рейс орындайды. Ұшуға рұқсат етілген компаниялар ішінде «Fly Arystan» да бар. Лоукостер Атырау – Шымкент бағыты бойынша шілде айынан бастап аптасына 3 рет ұшатын болады. 

 Рейс кестелері әуе компаниясы бастамасымен өзгеруі мүмкін. Барлық әуе сапары бас санитар дәрігер бекіткен санитарлық қауіпсіздік талаптарын сақтау арқылы жүзеге асады. 

Осыған дейін отандық ranking.kz порталы пандемияның әуе қатынасы саласына елеулі залал тигізгенін жазған болатын. Қаңтар – сәуір айларында табыс көлемі 71,3 млрд долларды құрап, былтыр осы кезеңдегі көрсеткіштен 31,8 пайызға азайып кеткен. Ал осы жылдың наурыз – сәуір айларында әуе қызметін тұтынған қазақстандықтар саны 70 пайызға бір-ақ қысқарған. Елімізде 1 мамыр күні әуе қызметі қайта жанданды. Алғашқы күннің өзінде 700 адам ұшаққа отырған. 
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png