Перейти к основному содержанию
12882 просмотра

Десятки тысяч рабочих могут сократить в казахстанском нефтесервисе

KazService провел опрос среди 100 казахстанских нефтесервисных компаний.

Фото: Shutterstock

Союз нефтесервисных компаний Казахстана (KazService) от лица более 1000 предприятий обратился к президенту Касым-Жомарту Токаеву с просьбой поддержать отрасль, которая переживает кризис из-за пандемии коронавируса и падения цен на нефтяном рынке.

KazService провел опрос среди 100 казахстанских нефтесервисных компаний. Результаты показали, что «в случае сокращения нефтесервисных операций на рынке будут высвобождены не менее 30 тыс. работников уже в течение следующих 3 месяцев».

В настоящее время в связи с распространением Covid-19 и вводимым карантином нефтесервисные предприятия для уменьшения риска распространения инфекции увеличили период вахтовой работы со стандартных 28 до 90 дней. Персонал, находившийся на вахте на момент введения режима карантина, остался на рабочих местах и выполняет работу сверхурочно. При этом, согласно Трудовому кодексу РК, вахтовикам выплачивается сверхурочная заработная плата в полуторакратном размере. К тому же работодатель обязан платить среднюю заработную плату еще и работникам, которые находятся на вынужденном простое.

«Таким образом, наблюдается большое давление на финансовое положение компаний, которые быстро проедают свои денежные запасы», – отмечают в KazService.

Также организация отмечает, что в связи с падением спроса на нефть могут уменьшиться нефтесервисные операции, что опять же может привести к сокращению персонала. Поэтому отрасль просит главу государства принять ряд краткосрочных и среднесрочных мер.

В частности, представители казахстанского нефтесервиса просят отменить на 6 месяцев начисления и уплаты налогов и других платежей с фонда оплаты труда, в том числе индивидуальный подоходный налог, социальный налог, социальные отчисления, обязательные пенсионные взносы, обязательное социальное медицинское страхование для всех компаний нефтесервисной индустрии. Снизить ставки КПН до 10% на 2020 год и предоставить отсрочки по выплате КПН за 2019 год до декабря 2020 года без предоставления гарантий. Освободить от оплаты НДС за 1-й и 2-й кварталы 2020 года и снизить его выплату до 8% за 3-й и 4-й кварталы этого года.

Также нефтесервисники просят провести индексацию действующих субподрядных работ и услуг на проектах Тенгиз, Карачаганак, Кашаган с учетом роста инфляции и корректировки курса национальной валюты и не допустить пересмотра бюджета действующих и новых подрядных договоров по нефтесервисным операциям. 

Кроме того, в организации считают, что нужно увеличить ресурсы, выделяемые Национальным фондом для кредитования казахстанских компаний, в том числе для оборотного капитала не менее 5% от ВВП страны.
При этом нефтесервисные компании просят выделить средства на приобретение средств индивидуальной защиты (перчатки, маски, антисептики) для работников предприятий, трудящихся на месторождениях, и разрешить им строительство и эксплуатацию своих временных лабораторий для проведения тестов на вирус Covid-19 на подъездных путях к месторождениям.

Помимо этого, представители нефтесервисной отрасли считают, что необходимо ускорить реализацию газохимических проектов, а также расширение месторождений Карачаганак и Кашаган в целях перетока высвобождаемых работников и создания новых рабочих мест.

По всем строительным подрядам до $100 млн нужно привлекать компании со 100% казахстанским учредительным капиталом, а инжиниринговые контракты стоимостью до $50 млн распределять только среди казахстанских компаний.

Эти и другие меры, по мнению представителей нефтесервисных компаний, помогут отрасли выжить в период кризиса.

По данным Союза нефтесервисных компаний Казахстана, на сегодняшний день в нефтесервисном секторе задействовано более 1000 компаний, где трудятся около 200 тыс. работников.

Только за 2018-2019 годы отрасль перечислила в бюджет более 1 трлн тенге налогов, что «в 5 раз больше выплат по сравнению банковским сектором за аналогичный период», – отмечают в KazService.

Напомним, в прошлом году нефтегазовые компании Казахстана увеличили объем закупки товаров, работ и услуг на 15%, до 7 трлн тенге (около $18,4 млрд), из них казахстанскими нефтесервисными компаниями освоено 44,6%.

При этом более 80% всех заказов пришлись на долю трех крупных нефтегазовых операторов: Тенгизшевройл, Карачаганак Петролеум Оперейтинг и North Caspian Operating Company.

banner_wsj.gif

663 просмотра

Как пандемия повлияла на трафик бизнес-джетов в Казахстане

Эксперты пророчат рынку чартерной и деловой авиации более быстрое восстановление, чем регулярному авиасообщению

Фото: Олег Спивак. Коллаж: Вадим Квятковский

Изменения на казахстанском рынке частных самолетов стали заметны в начале весны.

«В марте мы ощутили значительное снижение перевозок. Обычно в этот период клиенты летают на отдых и в деловые поездки. В марте большая часть рейсов была отменена, так как почти все бизнес-мероприятия были перенесены в связи с распространением коронавируса», – сообщил «Курсиву» директор Air Charter Service в Казахстане Евгений Галкин.

Air Charter Service – крупный игрок мирового рынка чартерной авиации, основные направления деятельности компании – это бизнес-авиация, групповые пассажирские и грузовые авиа­перевозки. В то же время, отмечают в компании, именно на март – на те дни, когда был объявлен режим чрезвычайного положения, – пришелся рост заказов на перелеты, поскольку многие постоянные клиенты бизнес-джетов эвакуировали себя и свои семьи частными рейсами в Казахстан из-за границы.

Период оживления оказался коротким: в апреле, когда в республике действовал режим ЧП, все чартерные рейсы внутри РК были запрещены, рассказывают в казахстанском представительстве Air Charter Service. Исключение составляли перевозки пациентов в критическом состоянии и пассажиров, у которых была государственная аккредитация (например, представителей строительных компаний, возводящих стратегические объекты).

Возможность путешествовать частными самолетами за границу сохранилась, но только у иностранных граждан, которые имеют право улететь из Казахстана в другую страну. Другими словами, пока возможно выполнение исключительно репатриационных рейсов. Та же Air Charter Service в Казахстане организовывала, например, эвакуацию граждан Узбекистана и США. Эвакуация граждан Казахстана из-за границы частными рейсами также возможна, но представители отрасли отмечают, что репатриационные рейсы требуют индивидуального согласования с государственными органами по противодействию COVID-19 и организуются крайне сложно.

Набор мер предосторожности на частном авиарейсе в период пандемии, рассказывает Евгений Галкин, выглядит так:

«Стало нормой спрашивать у пассажиров актуальный тест на коронавирус, пассажиры в свою очередь спрашивают отрицательный тест на COVID у всех членов экипажа. После каждого рейса происходит обязательная обработка салона самолета, специальными средствами обрабатываются все поверхности кресел и панелей».

На официальном сайте одного из участников казахстанского рынка частных авиаперевозок, компании Astana Business Aviation, представлен перечень направлений, популярных у их клиентов, и расценки на такие перелеты. Перелет на Мальдивы и обратно обойдется в сумму от $85 тыс., а путешествие из Нур-Султана в Москву с возвращением – от $33 тыс. В Air Charter Service, комментируя вопрос о стоимости чартерных перевозок в период пандемии, отметили, что цены заметно снизились, так спрос на услуги авиакомпаний сократился: «Мы видим значительную конкуренцию среди авиаперевозчиков. В среднем тарифы авиакомпаний снизились на 15–20%».

kak-pandemiya-povliyala-na-trafik-biznes-dzhetov-v-kazaxstane0001.jpg

Авиаперевозчик, который работает на рынке чартерной и деловой авиации уже 30 лет, рассчитывает, что летом и осенью 2020 года пассажиры будут чаще выбирать чартерные рейсы и таким образом компании удастся восполнить снижение перелетов, которое наблюдалось в апреле и мае текущего года. Евгений Галкин прогнозирует:

«Мы полагаем, что часть пассажиров сократит свои расходы и снизит частоту полетов на бизнес-джетах. К сожалению, еще часть клиентов перестанет заказывать частные самолеты. Но при этом появятся люди, которые раньше не рассматривали для себя перелеты на бизнес-джетах, но у них были на это деньги, а сейчас крайне актуальным становится вопрос заботы о здоровье. Очевидно, люди будут опасаться летать вместе с 150 пассажирами в замкнутом пространстве, так как в этом случае риск заражения COVID-19 значительно выше. За последние два месяца у нас были заявки от клиентов, которые впервые заказали частный борт в связи с вынужденными обстоятельствами в отсутствие регулярных рейсов».

Похожие выводы на основании опроса своих клиентов делает Private Jet Card Comparisons – своего рода гид по предложениям от компаний, специализирующихся на частных авиаперевозках. Если до пандемии коронавируса 46% респондентов ожидали, что увеличат количество летных часов, которые они проведут в бизнес-джетах, то после пандемии их число сократилось. Но 33% респондентов по-прежнему планируют чаще летать на частных самолетах в 2020-м, чем годом ранее. Для еще трети постоянных клиентов частной авиации объем потребления таких услуг останется на прежнем уровне. 37% продолжат пользоваться услугами чартерной и деловой авиации, но реже, и только 3% заявили, что откажутся от такого способа передвижения.

И даже спад в бизнесе не станет поводом для отказа от частных авиаперелетов, показывают ответы участников исследования Private Jet Card Comparisons на вопрос «Что, скорее всего, повлияет на ваши частные поездки в течение следующих шести месяцев?». 77% выбрали вариант «снижение потенциального воздействия коронавируса», который означает как раз использование бизнес-джетов. И только 22% поставили в приоритет «опасения по поводу личных активов или продаж компании и ее прибыли по сравнению со стоимостью полета в частном порядке».

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png