Перейти к основному содержанию

439 просмотров

Встреча ОПЕК+ пройдет без СМИ

Причина - коронавирус

Фото: William Potter / Shutterstock

Заседание стран соглашения о сокращении добычи нефти ОПЕК+ по дальнейшей судьбе сделки в Вене может пройти без доступа журналистов в штаб-квартиру секретариата ОПЕК из-за мер предосторожности в условиях все большего распространения угрозы заражения коронавирусом, сообщили РИА Новости два источника в ОПЕК.

Оба сказали, что решение похоже на окончательное. Однако официального объявления от ОПЕК пока не было.

Соглашение ОПЕК и ряда не входящих в организацию стран (ОПЕК+) о сокращении добычи нефти действует с начала 2017 года. Оно неоднократно продлевалось, а условия менялись. Так, в первом квартале 2020 года альянс сокращает добычу на 1,7 миллиона баррелей от уровня октября 2018 года. Дальнейшая судьба сделки ОПЕК+ должна быть определена на планируемых 4-6 марта министерских встречах альянса в Вене.

Власти Китая 31 декабря 2019 года проинформировали Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) о вспышке неизвестной пневмонии в городе Ухань в центральной части страны (провинция Хубэй). Специалисты установили возбудителя болезни – это новый коронавирус. ВОЗ признала вспышку чрезвычайной ситуацией международного значения и дала заболеванию официальное название – COVID-19.

banner_wsj.gif

Потребление бензина в Казахстане в апреле снизится на 70% 

Такой прогноз делают участники рынка

Фото: Shutterstock

Обвал цен на нефть на мировом рынке и снижение потребления нефтепродуктов на внутреннем рынке вынуждает казахстанские власти принимать экстренные меры по спасению отрасли. Не исключены банкротства нефтяных компаний. 

С 1 апреля Казахстан ввел трехмесячный запрет на ввоз бензина, дизельного и авиационного топлива из России и разрешил вывоз нефтепродуктов из страны автомобильным транспортом. Мера принята для поддержки отечественных нефтеперерабатывающих предприятий, сообщает Министерство энергетики РК и поясняет, что «вспышка коронавируса, распространившаяся на большей части стран мира, привела к существенному снижению потребления энергоресурсов». 

По итогам марта объем потребления бензина и дизельного топлива на внутреннем рынке, по оценке его участников, снизиться на 30%. 

«Учитывая, что ситуация продолжает усугубляться, в том числе на фоне введения карантинных мер во всех регионах страны, снижение объемов потребления в апреле может составить до 70% к ранее запланированным объемам потребления на рынке РК», - отмечают в Ассоциации KAZENERGY. 

В Минэнерго считают, что запрет на импорт и разрешение на экспорт ГСМ исключит затоваривание внутреннего рынка нефтепродуктами, негативным эффектом которого является снижение мощностей переработки казахстанских НПЗ, и, следовательно, сокращение рабочих мест на заводах. 

По данным Kazenergy, с начала марта снижение оптовых цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке составило около 10%. При этом рынок реагирует не только на послабления, введенные правительством, но и на ситуацию, складывающуюся на мировых рынках. 

Снижение цен на нефть отрицательно сказывается на деятельности нефтедобывающих организаций. 

«Учитывая себестоимость добычи казахстанской нефти, а также существующие расходы по транспортировке нефти от месторождения до рынков сбыта нефти в купе с налогами и пошлинами РК, экономическая эффективность от реализации нефти на экспорт практически равна нулю», - подсчитали в Kazenergy. 

Исторически нефтянники субсидировали внутреннюю переработку нефти на отечественных НПЗ. «Только за 2019 год при мировых ценах на нефть 50-75 долларов за баррель нефть на внутреннем рынке реализовывалась на 40-50% дешевле», - отмечают в отраслевой организации. Около 70-75% объемов добываемой нефти недропользователи направляли для переработки на НПЗ, предоставляя скидку в вышеуказанном размере для поддержания низких цен на ГСМ на внутреннем рынке республики. 

В ближайшей перспективе существует высокий риск формирования отрицательной стоимости нефти на казахстанскую нефть. То есть речь идет не только о реализации сырья по цене ниже себестоимости, но и о цене нефти, когда затраты на организацию добычи нефти будут превышать доходы от ее реализации - с такой проблемой уже столкнулись нефтедобывающие предприятия Канады.   

Отметим, что на мировых рынках на этой неделе казахстанская нефть марки CPC Blend продавалась с дисконтом в $10 к эталонному Brent, стоимость которой на тот момент составляла около $24,90 за баррель. 

«В таких условиях нефтянки будут вынуждены полностью остановить добычу нефти. А это приведет к массовым простоям месторождений и сокращению рабочих мест», - считают в Kazenergy.

В нефтяной отрасли задействовано более 150 тыс. казахстанских рабочих. 

2 апреля на заседании правительства министр национальной экономики Руслан Даленов сообщил, что в 2020 году, с учетом низких цен, прогноз по добыче нефти снижен на 4 млн тонн - до 86 млн тонн, экспорт казахстанских товаров и сырья снизится на $16,3 млрд до $35,1 млрд, а ВВП Казахстана снизится на 0,9%. 

Напомним, по данным Минэнерго, в прошлом году в республике было добыто 90,5 млн тонн нефти, из них было экспортировано 72,2 млн. На 2020 год план по добыче был обозначен в размере 90 млн тонн, а экспорт – 71 млн. При этом на казахстанских НПЗ было переработано 17,12 млн тонн нефти, и выпущено около 12,7 млн тонн нефтепродуктов: 4,5 млн тонн бензина, 4,8 млн тонн – дизельного топлива, 625 тыс. тонн – авиакеросина. В общей сложности республика сумела экспортировать 180,7 тыс. тонн бензина. 

Опрошенные Kursiv.kz участники рынка ГСМ сообщили, что обычно активное потребление автомобильного топлива начинается в апреле, но в этом году они ожидают значительного уменьшения спроса из-за введенного в связи коронавирусом чрезвычайного положения и карантина.

«Мы уже в начале марта снизили на 5-6 тенге стоимость ходовой марки Аи92», - отметил представитель одной из крупных сетей АЗС республики. 

Насколько упадет потребление горючего, никто спрогнозировать не может. 

Аналогичная ситуация складывается не только в Казахстане. Из-за пандемии коронавируса спрос на энергоресурсы упал практически во всем мире. В соседнем Китае по итогам первого квартала потребление бензина и дизельного топлива сократилось на 30%, а в России поставки нефтепродуктов на внутренний рынок снизились на 10%. По оценке экспертов, общемировой спрос на автомобильное топливо в годовом исчислении может упасть на 5,5% или 2,6 млн баррелей в сутки. Но самым тяжелым периодом для отрасли может стать апрель – карантин из-за COVID-19 все еще не снят и намечается значительное снижение транспортных перевозок. 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif