Перейти к основному содержанию

714 просмотров

Узбекистан откажется от госзаказа на хлопок

И от практики установления закупочных цен

Фото: Shutterstock

С 2020 года Узбекистан начнет отказываться от практики установления государственного заказа на хлопок-сырец. Об этом сообщило издание Review.uz со ссылкой на указ президента страны. 

С этого года государство также не будет устанавливать закупочные цены на хлопок-сырец, а ее стоимость будет формироваться на рыночной основе. Сырье будет свободно продаваться на Республиканской товарно-сырьевой бирже. Фермеры получат право свободно выбирать зоны для посева сельхозкультур.

Начиная с 15 марта 2020 года будет внедрен новый механизм кредитования производства и переработки хлопка-сырца. Теперь коммерческие банки будут предоставлять кредиты на покупку сырья сроком до 12 месяцев. У фермеров появится возможность свободно выбирать банки и обслуживающие компании.

Согласно документу АО «Узпахтасаноат», которое отвечало за государственную политику в отрасли, будет ликвидировано. Пакеты акции региональных акционерных обществ «Пахтасаноат» реализуют кооперациям и предпринимателям. В регионах республики создадут кластеры по производству швейных и текстильных изделий. Согласно указу, в регионах, где нет хлопковых кластеров, будет организована добровольная кооперация фермерских хозяйств с участием хлопкоочистительных предприятий. Государство будет поставлять фермерам отборные семена хлопчатника.

Напомним, в 2019 году в Узбекистане было собрано более 2,9 млн тонн хлопка-сырца. Более 2 млн тонн из них выращено фермерами 75 хлопковых кластеров, действующих в 118 районах страны.

Как сообщалось ранее, начиная с 2020 года Узбекистан намерен полностью прекратить экспортировать хлопок-сырец и перерабатывать его внутри страны в готовую текстильную продукцию.

banner_wsj.gif

1202 просмотра

Как сохранить нефтесервис

Рассказывает генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана 

Фото: Shutterstock

Низкие цены на нефть способствуют тому, что в нефтегазовой отрасли сохраняются риски высвобождения рабочих мест. Сегодня в нефтесервисе страны представлено более 2 тыс. компаний, в которых занято около 200 тыс. работников. Общие ежегодные налоговые выплаты отрасли в последние годы превышают 500 млрд тенге.

Мы не ожидаем улучшения ситуации на мировом рынке нефти в ближайшие месяцы. Может быть даже в течение одного-двух лет. Сейчас из-за срыва соглашения в ОПЕК+ на рынке будет очень много нефти, и этот фактор станет давить на цены.

Если говорить объективно, сокращения могут коснуться не нефтегазовых предприятий и их прямых подрядчиков, а нефтесервисных компаний страны. В частности, это будет связано с завершением работ на проектах и сокращением бюджетов в нефтегазовых компаниях. К примеру, этим летом на проекте будущего расширения ТШО будут высвобождены около 5 тыс. человек.

Для максимального сохранения рабочих мест и снижения социальной напряженности в регионах нужно предпринять ряд важных мер. В частности, нельзя допустить пересмотра стоимости действующих и новых подрядных договоров по нефтесервисным услугам. К примеру, в 2015 году, когда упали цены на нефть, операторы провели оптимизацию, снизив стоимость контрактов в среднем на 20% в тенге, при этом получая за нефть в долларах. Подобный сценарий может обанкротить сервисные компании.

Также надо предусмотреть индексацию действующих подрядных контрактов с учетом роста инфляции и корректировки курса национальной валюты. Потому что подрядчики закупают зарубежное оборудование, комплектующие и расплачиваются в иностранной валюте. Необходимо проконтролировать вопрос оплаты от нефтегазовых компаний за предоставленные услуги и товары нефтесервисным компаниям. Немало нефтесервисных компаний обанкротилось в 2015–2016 годах из-за невыполнения недропользователями своих обязательств. Еще одно предложение – позволить обновление рабочих разрешений иностранным гражданам из первой категории стран по коронавирусу, если эти граждане находятся в Казахстане и не выезжали в свои страны.

В настоящее время такие рабочие не могут остаться, так как акиматы не принимают документы на обновление разрешений. Нужно провести анализ финансового состояния основных нефтедобывающих компаний. Полагаем, что господдержка недропользователей, такая как налоговые преференции по НДПИ, расширение контрактной территории, увеличение срока действия контрактов, должна оказываться в обмен на обещания по сохранению инвестиционных обязательств и планов по строительству скважин. Это позволит поддержать уровень добычи и сохранить объемы работ для нефтесервисных компаний.

Необходимо ускорить реализацию новых инвестиционных проектов, в частности, проекта расширения Карачаганака, где объем инвестиций составляет около $4 млрд. Кроме того, нужно оказать содействие казахстанским нефтесервисным компаниям в экспорте услуг. В частности, в Россию, где в настоящее время на различных проектах уже задействованы более 2 тыс. казахстанских специалистов. Эти меры помогут снизить негативные последствия для отрасли в частности и экономики республики в целом от резкого падения цен на углеводороды и вспышки коронавируса.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif