Перейти к основному содержанию

7396 просмотров

Почему более половины услуг в нефтегазовой отрасли оказывают иностранные подрядчики

Доля отечественных нефтесервисных компаний в общем объеме поставок ТРУ продолжает оставаться низкой

Фото: Shutterstock/Alexey Rezvykh

Нефтегазовые компании Казахстана увеличили объем закупки товаров, работ и услуг в прошлом году на 15%, до $18,4 млрд. При этом больше половины из этой суммы освоили иностранные поставщики.

В Казахстане третий год подряд растет объем закупки товаров, работ и услуг (ТРУ) в нефтегазовой отрасли. В 2019 году, по сравнению с предыдущим, данный показатель вырос на 15%, достигнув 7 трлн тенге (около $18,4 млрд). Увеличение рынка происходит в основном за счет капитальных инвестиционных проектов, которые реализуют три крупных недропользователя: ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО), «Карачаганак Петролеум Оперейтинг» (КПО) и North Caspian Operating Company (NCOC).

На их долю приходится более 80% от всех прошлогодних затрат на ТРУ. К примеру, ТШО в 2016 году начал реализацию проектов будущего расширения и управления устьевым давлением, стоимость которых изначально оценивалась в $36,8 млрд. Однако доля отечественных нефтесервисных компаний в общем объеме поставок ТРУ продолжает оставаться низкой. По данным Союза нефтесервисных компаний Казахстана (Kazservice), в прошлом году она так и не смогла вырасти до 50%. 

5-01.png

Бурильщики и ремонтники 

Казахстанские предприятия пока что преуспели в оказании услуг по бурению, особенно в строительстве и ремонте нефтегазовых скважин – 66% от общего объема рынка, оцениваемого в 403 млрд тенге. Более половины буровых работ заказали три нефтяные компании: «Мангистаумунайгаз», «Озенмунайгаз» и ТШО. А самыми крупными поставщиками услуг в этой сфере оказались два казахстанских – Oil Services Company и «Бургылау» – и одно совместное предприятие – KMG Nabors Drilling (США – Казахстан). 

Также хорошие позиции на рынке бурения республики имеют китайские компании – они освоили 23% всех заказов отрасли. Еще одним рынком, где доля местных нефтесервисных компаний стала преобладающей, является сфера технического обслуживания и ремонта нефтегазового оборудования. Здесь показатель казахстанского содержания достиг 57% от общего объема рынка стоимостью 470 млрд тенге. Более половины работ заказал ТШО, на долю NCOC пришлись свыше 22% заказов, КПО – 13,6%. В тройке крупных подрядчиков, освоивших почти треть всех тендеров: итало казахстанская компания Er Sai Caspian Contractor, казахстанская – «НефтеСтройСервис Лтд» и британская – Denholm-Zholdas. Успех отечественных компаний в бурении и техобслуживании объясняется большим опытом местных предприятий, нередко основанным на практике еще советских времен – особенно если речь идет о работе на суше. 

К примеру, ТОО «Бургылау» организовано на базе государственного бурового предприятия, созданного в 1964 году, а ТОО «НефтеСтройСервис Лтд» имеет 20-летнюю историю сотрудничества с ТШО – почти с первых дней работы оператора на Тенгизе. 

Инжиниринг – британцам 

Самое низкое участие на сегодняшний день, по данным Kazservice, казахстанские компании принимают в сфере проектирования и инжиниринга – всего 9% от общего объема рынка, который был оценен в 2019 году в 389 млрд тенге. Львиную долю из этой суммы – 82%, или свыше 321 млрд тенге – заработали две британские компании – KPJV и Mustang Engineering Limited, а самым крупным заказчиком таких работ выступила «Тенгизшевройл» – 340,7 млрд тенге. Легко догадаться, что речь идет об услугах, оказанных в рамках проекта будущего расширения на Тенгизе.

В таких предприятиях, как ТШО, капитальные проекты утверждают акционеры, а не сами операторы месторождений. В ТШО 80% доли принадлежит иностранцам и, по мнению экспертов, чаще всего они предпочитают проводить тендеры за рубежом и выбирать в качестве подрядчиков «проверенные» западные компании. Хотя правительство РК выступает за то, чтобы как минимум 50% инжиниринговых работ отдавали казахстанским предприятиям.

«Если бы инжиниринг проводили у нас в республике, то это намного упростило бы задачу для казахстанских поставщиков. Наши заводы могли бы напрямую общаться с заказчиками, презентовать свою продукцию», – считает генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов. 

Кроме того, в 2019 году наименьший заказ отечественные компании получили по строительно-монтажным работам, а также в сфере геологии и геофизики – 26% и 28% соответственно. В сегменте «нефтегазовое строительство» основной объем услуг на сумму свыше 600 млрд тенге выполнила южнокорейская компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME), изготовившая модули для нового завода ТШО. У идущей за ней Er Sai Caspian Contractor объем выполненных работ в три раза меньше – 179,6 млрд тенге. В целом оператор Тенгизского месторождения разместил заказов на строительство более чем на 1,5 трлн тенге. Почти 55% геофизических и геологических услуг в 2019 году оказали компании из США, в том числе такие, как Schlumberger, Baker Hughes и Halliburton. В общей сложности ими было освоено около 140 млрд тенге. Основной объем работ предоставила «Тенгизшевройл» – 105,3 тенге, следующая за ней КПО разместила заказов на 39,3 млрд тенге. 

Как в Норвегии 

Совместные казахстанско-иностранные предприятия освоили 20% всех заказов. В то же время, по оценке экспертов, статусом казахстанской компании могут обладать предприятия, зарегистрированные в Казахстане, но имеющие иностранных учредителей. Достаточно, чтобы штат местных сотрудников составлял не менее 95%. Но на деле основная прибыль таких предприятий выводится из страны. Избежать такого расклада, по мнению Kazservice, поможет норма, требующая, чтобы не менее 50% акционерного и учредительного капитала предприятия принадлежали гражданину РК. В последние годы государство стало уделять большое внимание увеличению доли местного содержания в подрядах недропользователей – власти считают, что нефтесервис может стать одним из драйверов роста и диверсификации экономики страны. 

«Увеличивая добычу нефти и газа, мы должны создавать современный нефтесервисный кластер по примеру Норвегии, где доходы от нефтесервиса превысили доходы от экспорта углеводородов», – заявил прошлой осенью президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на совещании по развитию нефтегазовой отрасли.

Сегодня основной объем услуг по-прежнему выполняется иностранными поставщиками, соответственно, большая часть выручки уходит за рубеж. Если показатели и растут, то очень незначительно. К примеру, в 2018 году доля местного содержания в закупках ТШО, КПО и NCOC составила 34%, а по итогам прошлого года этот показатель вырос всего на 4%. По закупке товаров казахстанского производства показатели еще ниже – с прошлогодних 7% они выросли всего лишь до 9,9% от общего объема затрат трех вышеназванных недропользователей.

banner_wsj.gif

2483 просмотра

Потребление бензина в Казахстане в апреле снизится на 70% 

Такой прогноз делают участники рынка

Фото: Shutterstock

Обвал цен на нефть на мировом рынке и снижение потребления нефтепродуктов на внутреннем рынке вынуждает казахстанские власти принимать экстренные меры по спасению отрасли. Не исключены банкротства нефтяных компаний. 

С 1 апреля Казахстан ввел трехмесячный запрет на ввоз бензина, дизельного и авиационного топлива из России и разрешил вывоз нефтепродуктов из страны автомобильным транспортом. Мера принята для поддержки отечественных нефтеперерабатывающих предприятий, сообщает Министерство энергетики РК и поясняет, что «вспышка коронавируса, распространившаяся на большей части стран мира, привела к существенному снижению потребления энергоресурсов». 

По итогам марта объем потребления бензина и дизельного топлива на внутреннем рынке, по оценке его участников, снизиться на 30%. 

«Учитывая, что ситуация продолжает усугубляться, в том числе на фоне введения карантинных мер во всех регионах страны, снижение объемов потребления в апреле может составить до 70% к ранее запланированным объемам потребления на рынке РК», - отмечают в Ассоциации KAZENERGY. 

В Минэнерго считают, что запрет на импорт и разрешение на экспорт ГСМ исключит затоваривание внутреннего рынка нефтепродуктами, негативным эффектом которого является снижение мощностей переработки казахстанских НПЗ, и, следовательно, сокращение рабочих мест на заводах. 

По данным Kazenergy, с начала марта снижение оптовых цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке составило около 10%. При этом рынок реагирует не только на послабления, введенные правительством, но и на ситуацию, складывающуюся на мировых рынках. 

Снижение цен на нефть отрицательно сказывается на деятельности нефтедобывающих организаций. 

«Учитывая себестоимость добычи казахстанской нефти, а также существующие расходы по транспортировке нефти от месторождения до рынков сбыта нефти в купе с налогами и пошлинами РК, экономическая эффективность от реализации нефти на экспорт практически равна нулю», - подсчитали в Kazenergy. 

Исторически нефтянники субсидировали внутреннюю переработку нефти на отечественных НПЗ. «Только за 2019 год при мировых ценах на нефть 50-75 долларов за баррель нефть на внутреннем рынке реализовывалась на 40-50% дешевле», - отмечают в отраслевой организации. Около 70-75% объемов добываемой нефти недропользователи направляли для переработки на НПЗ, предоставляя скидку в вышеуказанном размере для поддержания низких цен на ГСМ на внутреннем рынке республики. 

В ближайшей перспективе существует высокий риск формирования отрицательной стоимости нефти на казахстанскую нефть. То есть речь идет не только о реализации сырья по цене ниже себестоимости, но и о цене нефти, когда затраты на организацию добычи нефти будут превышать доходы от ее реализации - с такой проблемой уже столкнулись нефтедобывающие предприятия Канады.   

Отметим, что на мировых рынках на этой неделе казахстанская нефть марки CPC Blend продавалась с дисконтом в $10 к эталонному Brent, стоимость которой на тот момент составляла около $24,90 за баррель. 

«В таких условиях нефтянки будут вынуждены полностью остановить добычу нефти. А это приведет к массовым простоям месторождений и сокращению рабочих мест», - считают в Kazenergy.

В нефтяной отрасли задействовано более 150 тыс. казахстанских рабочих. 

2 апреля на заседании правительства министр национальной экономики Руслан Даленов сообщил, что в 2020 году, с учетом низких цен, прогноз по добыче нефти снижен на 4 млн тонн - до 86 млн тонн, экспорт казахстанских товаров и сырья снизится на $16,3 млрд до $35,1 млрд, а ВВП Казахстана снизится на 0,9%. 

Напомним, по данным Минэнерго, в прошлом году в республике было добыто 90,5 млн тонн нефти, из них было экспортировано 72,2 млн. На 2020 год план по добыче был обозначен в размере 90 млн тонн, а экспорт – 71 млн. При этом на казахстанских НПЗ было переработано 17,12 млн тонн нефти, и выпущено около 12,7 млн тонн нефтепродуктов: 4,5 млн тонн бензина, 4,8 млн тонн – дизельного топлива, 625 тыс. тонн – авиакеросина. В общей сложности республика сумела экспортировать 180,7 тыс. тонн бензина. 

Опрошенные Kursiv.kz участники рынка ГСМ сообщили, что обычно активное потребление автомобильного топлива начинается в апреле, но в этом году они ожидают значительного уменьшения спроса из-за введенного в связи коронавирусом чрезвычайного положения и карантина.

«Мы уже в начале марта снизили на 5-6 тенге стоимость ходовой марки Аи92», - отметил представитель одной из крупных сетей АЗС республики. 

Насколько упадет потребление горючего, никто спрогнозировать не может. 

Аналогичная ситуация складывается не только в Казахстане. Из-за пандемии коронавируса спрос на энергоресурсы упал практически во всем мире. В соседнем Китае по итогам первого квартала потребление бензина и дизельного топлива сократилось на 30%, а в России поставки нефтепродуктов на внутренний рынок снизились на 10%. По оценке экспертов, общемировой спрос на автомобильное топливо в годовом исчислении может упасть на 5,5% или 2,6 млн баррелей в сутки. Но самым тяжелым периодом для отрасли может стать апрель – карантин из-за COVID-19 все еще не снят и намечается значительное снижение транспортных перевозок. 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif