Перейти к основному содержанию

786 просмотров

Операторы ядерных установок ответят за возможный ущерб

Депутаты поддержали соответствующий законопроект

Фото: Аскар Ахметуллин

Возможный ущерб, нанесенный операторами ядерных установок, будет возмещен. Об этом на пленарном заседании мажилиса парламента 11 марта сообщил министр энергетики Нурлан Ногаев.

«Законом Республики Казахстан от 10 февраля 2011 года ратифицирована Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1997 года. Главная идея Венской конвенции заключается в том, что в случае возникновения ядерного инцидента (аварии) оператор установки обязан возместить причиненный ущерб. При этом минимальный размер суммы по возмещению ядерного ущерба оператором определяет государство. На сегодня в Казахстане на законодательном уровне не регламентированы условия применения положений Венской конвенции 1997 года, а именно:  государством не определены ограничения ответственности оператора и не урегулированы вопросы финансового обеспечения и страхования», – сказал он, представляя проект закона «О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам гражданско-правовой ответственности в сфере использования атомной энергии».

По его словам, действующее в Казахстане законодательство основано на общей гражданско-правовой ответственности, которая является недостаточной и не адаптированной под специфические ядерные риски, а в республике отсутствует механизм возмещения убытков вследствие ядерной аварии.

Основной задачей законопроекта является обеспечение реализации международных обязательств Казахстана по приведению внутреннего законодательства в соответствие с Венской конвенцией, содействие развитию атомной отрасли путем получения доступа к ядерным технологиям, определение предела ответственности оператора ядерной установки за причинение ядерного ущерба и обеспечение предоставления денежной компенсации пострадавшим в результате ядерного ущерба посредством финансового обеспечения. Для этого в законопроекте вводится гражданско-правовая ответственность за ядерный ущерб и обязательное наличие у операторов ядерных установок финансового обеспечения за такой ущерб.

Проект закона предусматривает использование дифференцированных пределов ответственности операторов ядерных установок за причинение ядерного ущерба исходя из категорий радиационной опасности ядерных установок.

«Вариант установления ответственности на основании категории радиационной опасности ядерной установки является наиболее оптимальным. Предлагается ввести следующие виды и пределы ответственности оператора ядерной установки за причинение ядерного ущерба: для операторов ядерных установок первой категории радиационной опасности (АЭС) – в размере 150 млн СПЗ (СПЗ – специальные права заимствования, используемые Международным валютным фондом, 1 СПЗ = $1,37); для операторов ядерных установок второй и третьей категории радиационной опасности – в размере 5 млн СПЗ, за исключением ядерных установок, находящихся в ведении уполномоченного органа», – сказал Ногаев.

Таким образом, предусмотрено определение государством предела ответственности в зависимости от категории радиационной опасности ядерной установки. Вместе с тем, отметил Ногаев, за все время эксплуатации ядерных установок в Казахстане, включая исследовательские реакторы и завод по переработке урана, «не было ни одного случая» причинения ядерного ущерба третьим лицам.

Также в законопроекте предусмотрено участие государства в возмещении ущерба в случае, если сумма возмещения ядерного ущерба превышает предельную сумму ответственности, которую несет оператор ядерной установки. Устанавливается срок исковой давности по требованиям, связанным с возмещением ядерного ущерба, причиненного жизни и здоровью физических лиц, – 30 лет.

Главный директор по ядерно-топливному циклу и атомной энергетике АО «Казатомпром» Бауржан Ибраев сообщил, что на сегодня широко принята практика создания международных страховых ядерных пулов, в рамках которых в договоры страхования ядерной гражданско-правовой ответственности включены пункты превентивной защиты и затраты на превентивные меры будут покрываться.

«Ульбинский металлургический завод как оператор ядерной установки полностью поддерживает подход к таким превентивным мерам защиты и готов полностью закрыть финансовые потери», – сказал он.

banner_wsj.gif

547 просмотров

Как в разных странах дешевеет автомобильное топливо

Когда цены на нефть падают, а города и целые государства закрываются на карантин

Фото: Shutterstock.com

Падение цен на нефть и снижение спроса на ГСМ из-за пандемиии коронавируса SARS-CoV-2 привели к тому, что бензин и дизельное топливо подешевели во многих странах. Корреспондент «Курсива» пообщался на эту тему с жителями разных город на разных континентах. 

Где ездить на авто стало дешевле 

После обвала цен на нефть из-за разрыв сделки ОПЕК+ первыми снижение цен на автомобильное топливо заметили жители США и Западной Европы. По информации от Дмитрия Коренчука, сейчас - американского дальнобойщика, а в прошлом - видеоинженера телеканала КТК, за минувшие две недели дизельное топливо в Денвере (штат Колорадо) подешевело с $2,78 до $2,60 за галлон. Один американский галлон – это чуть более 3,78 литров. Если перевести в тенге (по курсу НБ РК 448, 01) получается, что цена литра солярки в Колорадо в настоящий момент составляет 308 тенге. Для сравнения – на казахстанских АЗС дизельное топливо стоит 193-194 тенге за литр. Подешевел и бензин – Коренчук рассказал, что наиболее ходовая в США 80-я марка топлива (соответствует казахстанскому АИ-93), в штате Флорида снизилась в цене с $2,30 до $1,99 за галлон, что эквивалентно примерно 236 тенге за литр. Для сравнения – стоимость бензина марки АИ-92 на АЗС Алматы составляет 157 тенге за литр. 

Цены на автомобильное топливо в Нью-Йорке выше, чем в Колорадо и Флориде, даже несмотря на некоторое падение потребительского спроса из-за «коронавирусной» самоизоляции жителей крупнейшего мегаполиса США. Экс-главный редактор «Radiotochka.kz» Бекжан Идрисов, который в Штатах работает водителем в Uber, сообщил, что стоимость бензина и дизеля в Нью-Йорке зависит не только от нефтяных котировок, но и от ценовой политики крупнейших сетей АЗС. Соответственно и меняются цены ежедневно. И если в минувшее воскресенье 80-й бензин стоил от $2,279 до $2,299 за галлон (270-272 тенге за литр), то уже в понедельник за эту же марку бензина просили $2,470 за галлон, что эквивалентно 292 тенге/литр. 

Плавающими можно назвать текущие цены на автомобильное топливо и в Германии. Сегодня в ФРГ никто не может точно сказать, сколько стоит бензин марок Super E5 (эквивалент АИ-95), Super E10 (биобензин АИ-95), Super Plus (АИ-97) или дизельное топливо. Перед тем, как заправить свой автомобиль, жителям Германии предлагается заглянуть на специальный портал и найти все находящиеся рядом АЗС с актуальными на данный момент ценами. Из информации с этого портала следует, что в минувший вторник аналог нашего бензина АИ-95 стоил €1,19 за литр или 595 тенге, а дизель – €1,09 или 540 тенге. Ведущая телеканала Deutsche Welle Маргарита Кальц рассказала “Курсиву”, что еще неделю назад цены на бензин и дизель были другими. «Автомобильное топливо серьезно подешевело. Раньше литр дизеля стоил €1,30. А последний раз, когда я заезжала на заправку – уже €1,10», - сообщила Кальц. 

Восточная Европа 

По информации живущего в Польше Игоря Винявского, в прошлом -  главного редактора казахстанской газеты «Сөз», за минувшие две недели цены на бензин, дизель и автогаз в этой стране снизились почти в два раза. Максимальная стоимость литра бензина Pb95 (аналог АИ-95) - 4,22 польских злотых или 457 тенге, Pb98 (АИ-98) – 4,50 злотых или 487 тенге, а дизеля – 4,41 злотых или 477,5 тенге. 

Снижается стоимость автомобильного топлива и в Молдове. В беседе с «Курсивом» бывший постоянный представитель Республики Молдова в ООН и в Совете Европы Алексей Тулбуре заметил, что с начала марта на наиболее популярные марки бензина в стране Regular (АИ-92) и Super (АИ-92) цены упали в среднем на один молдавский лей (приблизительно 25 тенге). «Поставщики говорят, что у них еще недели на три дорогого топлива, а потом поступит подешевевшее в связи с падением цен на нефть», - рассказал «Курсиву» политик из Молдовы. В доказательство своих слов он привел выписку цен различных АЗС Кишинева - во вторник 31 марта у различных сетей автозаправочных станций в столице Молдовы в стоимость бензина и дизтоплива не отличалась друг от друга. АИ-95 шел по 16,72 молдавских лей (412 тенге) за литр, а дизель 14,67 молдавских лей, что эквивалентно 361 тенге. 

Азиатский пример 

Правительство Гонконга, в отличие от большинства стран мира, не стало вводить карантин из-за SARS-CoV-2. Тем не менее, существенное снижение цен на автомобильное топливо в специальном административном районе Китая во многом связывают в первую очередь именно с распространением уханьского коронавируса и лишь затем - с общемировым падением цен на нефть. В настоящий момент, по информации живущей в Гонконге Ольги Корж, литр бензина марки Gold (аналог АИ-98) продается по цене 17,04 гонконгских долларов, что эквивалентно 984,73 тенге, а дизельное топливо со специальной скидкой - по 11,95 гонконгских долларов или 690,58 тенге. Ожидается, что уже в начале апреля цены на автомобильное топливо упадут еще на 30%. Стоит сделать ремарку - на протяжении многих лет автомобильное топливо в Гонконге считается самым дорогим в мире. 

На далеком континенте

В Австралии живет Ирина Юровская, до середины 90-х годов прошлого столетия - спецкор алматинского телеканала «ТВ-М». По словам обитательницы Сиднея, наибольшим спросом с стране пользуется аналог бензина марки АИ-91. За минувшие 7 дней неэтилированный 91-й упал с 1,29 до 1,21 австралийских долларов за литр. Если перевести в тенге, то получается, что неделю назад за литр 91-го просили около 356 тенге, а в последний день марта – почти 334 тенге. В то же время с начала текущей недели наметился небольшой рост цен на другие марки бензина и дизтопливо. По данным популярного в Австралии специализированного правительственного портала Fuel Check, литр этилированного бензина марки E10 (аналог АИ-94) за 2 минувших дня подорожал на 0,02, а дизель – на 0,01 австралийских долларов.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif