Перейти к основному содержанию

2007 просмотров

Казахстанскому углю прописали обогащение

Он вырастет в цене, но станет чистым

Фото: Офелия Жакаева

В ближайшем будущем владельцам экибастузских угольных разрезов придется задуматься о совместном строительстве обогатительной фабрики. Она позволит повысить качество топлива для казахстанских ТЭЦ и поднять стоимость производимой тремя разрезами продукции. Идея такого проекта прозвучала не от представителей отрасли, а от казахстанских ученых-исследователей.

Три экибастузских разреза – «Богатырь», «Северный» и «Восточный» – основные поставщики сырья для казахстанской уголь-ной генерации. На них приходится 80% из 50 млн тонн угля, которые ежегодно сжигают отечественные ТЭЦ. У разрезов разные собственники – «Богатырь» и «Северный» принадлежат ТОО «Богатырь Комир», разработкой «Восточного» занимается Евразийская группа – ERG, и одна общая проблема – сужение рынков сбыта.

В 2019 году Казахстан экспортировал 28,1 млн тонн угля, а годом ранее – 29,2 млн тонн. В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития снижение объемов экспорта связывают с падением спроса на уголь на внешних рынках и отмечают, что эта тенденция будет продолжаться. Основной импортер – Россия (21 млн тонн в 2019 году) постепенно переориентирует свою угольную генерацию на кемеровский уголь, а второй по величине импортер казахстанского угля – Европа – ужесточает требования к угольщикам в части эмиссии в окружающую среду.

Остается внутренний рынок, где уголь сейчас занимает 70% от общего объема генерации электроэнергии. При этом власти Казахстана намерены кардинально изменить расклад в топливно-энергетическом балансе, повысив долю возобновляемых источников энергии до 50% к 2050 году. Очевидно, что происходить это будет за счет снижения доли угля. 

Позволить угольной отрасли удержать свои позиции на внутреннем рынке и остановить падение сбыта на рынках внешних могут технологии «чистого угля», считает генеральный директор частного учреждения Nazarbayev University Research and Innovation System (NURIS) Айдар Жакупов.

Решать проблему на выходе или на входе?

Технологии «чистого угля», рассказывает гендиректор NURIS, можно разделить на две категории. На слуху в основном те из них, которые внедряются непосредственно на тепловых станциях и позволяют снизить выбросы при сжигании угля любого качества.

Например, метод сжигания угля в циркулирующем кипящем слое помогает решить задачу эффективного сжигания проблемных видов топлива. По словам представителя научно-исследовательского инжинирингового центра ERG Дияра Токмурзина, технология была апробирована Евразийской группой на своих генерирующих мощностях, и она позволяет снизить эмиссии вдвое. Однако внедрение метода на действующих тепловых станциях накладно, поэтому казахстанские ученые предлагают использовать в масштабах всей страны вторую категорию технологий, которые позволяют снизить зольность угля уже на выходе из разреза – через обогащение его химическим способом на специальной станции.

Обогащение энергетического угля в Казахстане производится и сейчас, но «дедовским способом», говорит представитель Алматинского университета энергетики и связи Бирлесбек Алияров. В Экибастузе уголь добывается из трех пластов, и чем глубже пласт, тем выше содержание в нем серы. Зольность угля третьих пластов доходит до 60% при товарном показателе в 42%.

«Мы очень странные люди: мы просто пилим угли первого и третьего пластов и их смешиваем, – говорит г-н Алияров. – А в Великобритании зольность уменьшают до 14% на обогатительных фабриках химическим путем – и продают потом уголь по $18 за тонну. А средняя стоимость тонны казахстанского угля сейчас – $10».

Кто получит пользу от угольно-обогатительной фабрики

По расчетам сотрудника действующей при NURIS лаборатории чистых угольных технологий Калкамана Сулейменова, стоимость обогащенного химическим путем экибастузского угля поднимется с нынешних $10 до $15 за тонну. Еще более оптимистичен в своих расчетах генеральный директор NURIS Айдар Жакупов:

«Да, в случае промышленного обогащения угля произойдет некоторое повышение тарифов на него, но не такое большое, как оценивают коллеги, а на 10–20%, то есть на $1–2 за тонну, по-тому что завод будет иметь большие доходы от реализации попутных отходов производства, которые позволят субсидировать стоимость обогащенного угля».

По утверждению г-на Жакупова, дополнительные отходы, которые получаются при обогащении угля, содержат в себе золото, кремний и алюминий – и их можно будет продавать как сырье для имеющихся в республике производств. 

Выгода ТЭЦ от использования обогащенного угля очевидна – если сейчас сжигание высокозольного экибастузского угля приводит к повышенным платам за эмиссии и высокому износу оборудования, то обогащенный уголь позволит сократить плату за выбросы в атмосферу и удлинить сроки между ремонтами котлоагрегатов, то есть затраты ТЭЦ снизятся.

«Участникам рынка необходимо понять: нам на самом деле проще построить обогатительную фабрику на выходе угля с разрезов, чем модернизировать станции, находящиеся в разных концах страны», – говорит Калкаман Сулейменов.

Мусор как альтернатива углю 

Пока угольщики только думают о выборе технологии «чистого угля», исследователи в Назарбаев Университете начали работы по изучению энергетической ценности мусора. Отсор­тированный мусор, включая пластик, спрессовывается в брикеты или в гранулы, которые можно сжигать на обычных электростанциях зимой вместе с углем – и такая мусорная смесь иногда на 20% калорийнее угля, а вот зольность ее на порядок ниже, утверждает Дияр Токмурзин.

В Павлодарском государственном университете им. С. Торайгырова рассматривают в качестве замены углю опавшую листву. Павлодарские ученые также спрессовали ее в брикет – и пришли к выводу, что она намного превосходит уголь по экологическим параметрам (эмиссия при сжигании – практически нулевая), по ценовой политике (стоимость сбора этого «сырья» на улицах города копеечная) и почти не уступает углю по калорийности. Последнее утверждение, правда, сотрудники лаборатории чистых угольных технологий Назарбаев Университета подвергают сомнению.

banner_wsj.gif

548 просмотров

Как в разных странах дешевеет автомобильное топливо

Когда цены на нефть падают, а города и целые государства закрываются на карантин

Фото: Shutterstock.com

Падение цен на нефть и снижение спроса на ГСМ из-за пандемиии коронавируса SARS-CoV-2 привели к тому, что бензин и дизельное топливо подешевели во многих странах. Корреспондент «Курсива» пообщался на эту тему с жителями разных город на разных континентах. 

Где ездить на авто стало дешевле 

После обвала цен на нефть из-за разрыв сделки ОПЕК+ первыми снижение цен на автомобильное топливо заметили жители США и Западной Европы. По информации от Дмитрия Коренчука, сейчас - американского дальнобойщика, а в прошлом - видеоинженера телеканала КТК, за минувшие две недели дизельное топливо в Денвере (штат Колорадо) подешевело с $2,78 до $2,60 за галлон. Один американский галлон – это чуть более 3,78 литров. Если перевести в тенге (по курсу НБ РК 448, 01) получается, что цена литра солярки в Колорадо в настоящий момент составляет 308 тенге. Для сравнения – на казахстанских АЗС дизельное топливо стоит 193-194 тенге за литр. Подешевел и бензин – Коренчук рассказал, что наиболее ходовая в США 80-я марка топлива (соответствует казахстанскому АИ-93), в штате Флорида снизилась в цене с $2,30 до $1,99 за галлон, что эквивалентно примерно 236 тенге за литр. Для сравнения – стоимость бензина марки АИ-92 на АЗС Алматы составляет 157 тенге за литр. 

Цены на автомобильное топливо в Нью-Йорке выше, чем в Колорадо и Флориде, даже несмотря на некоторое падение потребительского спроса из-за «коронавирусной» самоизоляции жителей крупнейшего мегаполиса США. Экс-главный редактор «Radiotochka.kz» Бекжан Идрисов, который в Штатах работает водителем в Uber, сообщил, что стоимость бензина и дизеля в Нью-Йорке зависит не только от нефтяных котировок, но и от ценовой политики крупнейших сетей АЗС. Соответственно и меняются цены ежедневно. И если в минувшее воскресенье 80-й бензин стоил от $2,279 до $2,299 за галлон (270-272 тенге за литр), то уже в понедельник за эту же марку бензина просили $2,470 за галлон, что эквивалентно 292 тенге/литр. 

Плавающими можно назвать текущие цены на автомобильное топливо и в Германии. Сегодня в ФРГ никто не может точно сказать, сколько стоит бензин марок Super E5 (эквивалент АИ-95), Super E10 (биобензин АИ-95), Super Plus (АИ-97) или дизельное топливо. Перед тем, как заправить свой автомобиль, жителям Германии предлагается заглянуть на специальный портал и найти все находящиеся рядом АЗС с актуальными на данный момент ценами. Из информации с этого портала следует, что в минувший вторник аналог нашего бензина АИ-95 стоил €1,19 за литр или 595 тенге, а дизель – €1,09 или 540 тенге. Ведущая телеканала Deutsche Welle Маргарита Кальц рассказала “Курсиву”, что еще неделю назад цены на бензин и дизель были другими. «Автомобильное топливо серьезно подешевело. Раньше литр дизеля стоил €1,30. А последний раз, когда я заезжала на заправку – уже €1,10», - сообщила Кальц. 

Восточная Европа 

По информации живущего в Польше Игоря Винявского, в прошлом -  главного редактора казахстанской газеты «Сөз», за минувшие две недели цены на бензин, дизель и автогаз в этой стране снизились почти в два раза. Максимальная стоимость литра бензина Pb95 (аналог АИ-95) - 4,22 польских злотых или 457 тенге, Pb98 (АИ-98) – 4,50 злотых или 487 тенге, а дизеля – 4,41 злотых или 477,5 тенге. 

Снижается стоимость автомобильного топлива и в Молдове. В беседе с «Курсивом» бывший постоянный представитель Республики Молдова в ООН и в Совете Европы Алексей Тулбуре заметил, что с начала марта на наиболее популярные марки бензина в стране Regular (АИ-92) и Super (АИ-92) цены упали в среднем на один молдавский лей (приблизительно 25 тенге). «Поставщики говорят, что у них еще недели на три дорогого топлива, а потом поступит подешевевшее в связи с падением цен на нефть», - рассказал «Курсиву» политик из Молдовы. В доказательство своих слов он привел выписку цен различных АЗС Кишинева - во вторник 31 марта у различных сетей автозаправочных станций в столице Молдовы в стоимость бензина и дизтоплива не отличалась друг от друга. АИ-95 шел по 16,72 молдавских лей (412 тенге) за литр, а дизель 14,67 молдавских лей, что эквивалентно 361 тенге. 

Азиатский пример 

Правительство Гонконга, в отличие от большинства стран мира, не стало вводить карантин из-за SARS-CoV-2. Тем не менее, существенное снижение цен на автомобильное топливо в специальном административном районе Китая во многом связывают в первую очередь именно с распространением уханьского коронавируса и лишь затем - с общемировым падением цен на нефть. В настоящий момент, по информации живущей в Гонконге Ольги Корж, литр бензина марки Gold (аналог АИ-98) продается по цене 17,04 гонконгских долларов, что эквивалентно 984,73 тенге, а дизельное топливо со специальной скидкой - по 11,95 гонконгских долларов или 690,58 тенге. Ожидается, что уже в начале апреля цены на автомобильное топливо упадут еще на 30%. Стоит сделать ремарку - на протяжении многих лет автомобильное топливо в Гонконге считается самым дорогим в мире. 

На далеком континенте

В Австралии живет Ирина Юровская, до середины 90-х годов прошлого столетия - спецкор алматинского телеканала «ТВ-М». По словам обитательницы Сиднея, наибольшим спросом с стране пользуется аналог бензина марки АИ-91. За минувшие 7 дней неэтилированный 91-й упал с 1,29 до 1,21 австралийских долларов за литр. Если перевести в тенге, то получается, что неделю назад за литр 91-го просили около 356 тенге, а в последний день марта – почти 334 тенге. В то же время с начала текущей недели наметился небольшой рост цен на другие марки бензина и дизтопливо. По данным популярного в Австралии специализированного правительственного портала Fuel Check, литр этилированного бензина марки E10 (аналог АИ-94) за 2 минувших дня подорожал на 0,02, а дизель – на 0,01 австралийских долларов.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif