Перейти к основному содержанию

1327 просмотров

Казахстан сохранил лидерство в мировой добыче урана

Рост цен на основную продукцию, ослабление тенге к доллару США и изменение структуры компании помогли «Казатомпрому» в прошлом году увеличить выручку на 15%

Фото предоставлено пресс-службой «Казатомпрома»

Общий объем производства закиси-окиси урана непосредственно «Казатомпромом» вырос в 2019 году по сравнению с предыдущим годом на 16%, до почти 13,3 тыс. тонн.

При этом совокупный объем выпуска продукции предприятий, в которые «Казатомпром» входит на условиях долевого участия и где часть произведенного урана принадлежит партнерам, составила чуть более 22,8 тыс. тонн урана (+5%). Нацио­нальная атомная компания полностью контролирует или имеет долю участия в 17 уранодобывающих предприятиях республики.

Рост объемов добычи, как поясняют в компании, связан с более высоким уровнем производства в рамках обязательств по контрактам на недропользование в 2019 году, а также с повышением уровня добычи в совместных добывающих предприятиях.

Всего в 2019 году «Казатомпром», с учетом собственной и покупной продукции, продал чуть более 16 тыс. тонн урана (4% к 2018 году). Снижение объемов продаж произошло «из-за более низкого уровня контрактной активности на рынке», а также маркетинговой стратегии компании по созданию долгосрочной рыночной стоимости.

При этом основной объем (40%) продукции был продан в Китай. Сейчас в этой стране, в связи со вспышкой коронавируса, замедлилась экономика и, соответственно, снизился импорт сырья. В «Казатомпроме» не исключают, что если ситуация будет сохраняться или ухудшится, то планы компании по доставке урана потребителям нужно будет скорректировать.

Помимо Поднебесной нацио­нальная компания поставила уран в Европу (18%) и Индию (9%). Также наиболее крупными импортерами казахстанского урана являются Россия, США и Канада – по 8% от общей проданной продукции.

Несмотря на снижение объемов продаж, консолидированная выручка компании по итогам прошедшего года увеличилась на 15%, до 502,3 млрд тенге. Рост выручки в основном произошел за счет увеличения средней цены реализации, связанного с повышением уровня рыночной спотовой цены на закись-окись урана и ослаблением тенге по отношению к доллару. Средняя стоимость реализации товара компании в 2019 году выросла на 21% и составила более 26,4 тыс. тенге за 1 кг закиси-окиси урана. 

13-казахстан-сохранил-лидерство-01.png

Акционеры и дивиденды

Компания уже определилась с размером вознаграждения акционерам. В мае планируется проведение годового собрания акционеров, на котором будет утвержден уровень дивидендов, и, по словам председателя правления АО «НАК «Казатомпром» Галымжана Пирматова, размер дивидендов «будет не меньше, чем в прошлом году». Отметим, что по итогам деятельности за 2018 год компания выплатила своим акционерам 80 млрд тенге ($200 млн) дивидендов.

Напомним, первое публичное размещение акций и глобальных депозитарных расписок (ГДР) «Казатомпрома» состоялось в ноябре 2018 года. Тогда АО «Фонд нацио­нального благосостояния «Самрук-Казына», которому принадлежит компания, продало на Международной бирже «Астана» в Казахстане и на Лондонской фондовой бирже в Великобритании 15% акций предприятия по цене $11,6 за одну ГДР, выручив в общей сложности $451 млн. Треть акций приобрел Национальный банк РК в портфель ЕНПФ, потратив на это $150 млн. 

В сентябре прошлого года «Самрук-Казына» выставил на торги еще 3,8% акций компании, которые были проданы уже по $13 за одну ГДР. SPO принесло владельцу «Казатомпрома» прибыль в размере свыше $128 млн. Две трети акций выкупили международные инвесторы, а одну треть – внутренние.

В дальнейшем правительство планирует довести количество акций «Казатомпрома», находящихся в свободном обращении, до 25%.

В инвестиционной компании «Фридом Финанс» отметили, что основным позитивом финансового отчета компании стало ожидаемое снижение себестоимости благодаря росту обменного курса. Эксперты прогнозируют рост стоимости акции на 12% – с текущих 4895 тенге за одну акцию до 5470 тенге – и рекомендуют «держать» их. 

Продажа активов

«Казатомпром» продолжает избавляться от непрофильных активов. В мае 2019 года между национальной атомной компанией и консорциумом инвесторов из России, Франции и Китая состоялось подписание договора купли-продажи консолидированного пакета – в размере 75% долей участия в уставных капиталах Astana Solar, Kazakhstan Solar Silicon и МК KazSilicon. Эти дочерние предприятия «Казатомпрома» занимаются производством фотоэлектрических ячеек из кремния, модулей, используемых для преобразования энергии солнца в электроэнергию, выпуском металлургического кремния, а также добычей и переработкой жильного кварца с содержанием диоксида кремния. Стоимость продажи не сообщается. По состоянию на конец года сделка была еще не завершена. Также до конца этого года компания намерена продать весь свой пакет акций (40% доли) в АО «Каустик», специализирующемся на производстве каустической соды, гипохлорита натрия, хлора и соляной кислоты.

В январе «Казатомпром» заключил условный договор на продажу принадлежащих ему 50% доли в АО «Центр обогащения урана» (ЦОУ) своему парт­неру по данному совместному предприятию – АО «ТВЭЛ» (Россия). Стоимость сделки оценивается примерно в $100 млн. Компания планирует оставить за собой одну акцию, которая сохранит ее право на доступ к услугам по обогащению урана.

«Решение «Казатомпрома» об эффективном выходе из ЦОУ было принято в соответствии со стратегией создания долгосрочной рыночной стоимости, а также в связи с пересмотром текущих условий на рынке обогащения урана», – пояснили в компании.

Национальная компания имеет доли участия в размере от 30 до 100% в 38 различных совместных предприятиях, дочерних и ассоциированных организациях, но добычей урана «Казатомпром» занимается исключительно на территории Казахстана.
 

banner_wsj.gif

470 просмотров

Как в разных странах дешевеет автомобильное топливо

Когда цены на нефть падают, а города и целые государства закрываются на карантин

Фото: Shutterstock.com

Падение цен на нефть и снижение спроса на ГСМ из-за пандемиии коронавируса SARS-CoV-2 привели к тому, что бензин и дизельное топливо подешевели во многих странах. Корреспондент «Курсива» пообщался на эту тему с жителями разных город на разных континентах. 

Где ездить на авто стало дешевле 

После обвала цен на нефть из-за разрыв сделки ОПЕК+ первыми снижение цен на автомобильное топливо заметили жители США и Западной Европы. По информации от Дмитрия Коренчука, сейчас - американского дальнобойщика, а в прошлом - видеоинженера телеканала КТК, за минувшие две недели дизельное топливо в Денвере (штат Колорадо) подешевело с $2,78 до $2,60 за галлон. Один американский галлон – это чуть более 3,78 литров. Если перевести в тенге (по курсу НБ РК 448, 01) получается, что цена литра солярки в Колорадо в настоящий момент составляет 308 тенге. Для сравнения – на казахстанских АЗС дизельное топливо стоит 193-194 тенге за литр. Подешевел и бензин – Коренчук рассказал, что наиболее ходовая в США 80-я марка топлива (соответствует казахстанскому АИ-93), в штате Флорида снизилась в цене с $2,30 до $1,99 за галлон, что эквивалентно примерно 236 тенге за литр. Для сравнения – стоимость бензина марки АИ-92 на АЗС Алматы составляет 157 тенге за литр. 

Цены на автомобильное топливо в Нью-Йорке выше, чем в Колорадо и Флориде, даже несмотря на некоторое падение потребительского спроса из-за «коронавирусной» самоизоляции жителей крупнейшего мегаполиса США. Экс-главный редактор «Radiotochka.kz» Бекжан Идрисов, который в Штатах работает водителем в Uber, сообщил, что стоимость бензина и дизеля в Нью-Йорке зависит не только от нефтяных котировок, но и от ценовой политики крупнейших сетей АЗС. Соответственно и меняются цены ежедневно. И если в минувшее воскресенье 80-й бензин стоил от $2,279 до $2,299 за галлон (270-272 тенге за литр), то уже в понедельник за эту же марку бензина просили $2,470 за галлон, что эквивалентно 292 тенге/литр. 

Плавающими можно назвать текущие цены на автомобильное топливо и в Германии. Сегодня в ФРГ никто не может точно сказать, сколько стоит бензин марок Super E5 (эквивалент АИ-95), Super E10 (биобензин АИ-95), Super Plus (АИ-97) или дизельное топливо. Перед тем, как заправить свой автомобиль, жителям Германии предлагается заглянуть на специальный портал и найти все находящиеся рядом АЗС с актуальными на данный момент ценами. Из информации с этого портала следует, что в минувший вторник аналог нашего бензина АИ-95 стоил €1,19 за литр или 595 тенге, а дизель – €1,09 или 540 тенге. Ведущая телеканала Deutsche Welle Маргарита Кальц рассказала “Курсиву”, что еще неделю назад цены на бензин и дизель были другими. «Автомобильное топливо серьезно подешевело. Раньше литр дизеля стоил €1,30. А последний раз, когда я заезжала на заправку – уже €1,10», - сообщила Кальц. 

Восточная Европа 

По информации живущего в Польше Игоря Винявского, в прошлом -  главного редактора казахстанской газеты «Сөз», за минувшие две недели цены на бензин, дизель и автогаз в этой стране снизились почти в два раза. Максимальная стоимость литра бензина Pb95 (аналог АИ-95) - 4,22 польских злотых или 457 тенге, Pb98 (АИ-98) – 4,50 злотых или 487 тенге, а дизеля – 4,41 злотых или 477,5 тенге. 

Снижается стоимость автомобильного топлива и в Молдове. В беседе с «Курсивом» бывший постоянный представитель Республики Молдова в ООН и в Совете Европы Алексей Тулбуре заметил, что с начала марта на наиболее популярные марки бензина в стране Regular (АИ-92) и Super (АИ-92) цены упали в среднем на один молдавский лей (приблизительно 25 тенге). «Поставщики говорят, что у них еще недели на три дорогого топлива, а потом поступит подешевевшее в связи с падением цен на нефть», - рассказал «Курсиву» политик из Молдовы. В доказательство своих слов он привел выписку цен различных АЗС Кишинева - во вторник 31 марта у различных сетей автозаправочных станций в столице Молдовы в стоимость бензина и дизтоплива не отличалась друг от друга. АИ-95 шел по 16,72 молдавских лей (412 тенге) за литр, а дизель 14,67 молдавских лей, что эквивалентно 361 тенге. 

Азиатский пример 

Правительство Гонконга, в отличие от большинства стран мира, не стало вводить карантин из-за SARS-CoV-2. Тем не менее, существенное снижение цен на автомобильное топливо в специальном административном районе Китая во многом связывают в первую очередь именно с распространением уханьского коронавируса и лишь затем - с общемировым падением цен на нефть. В настоящий момент, по информации живущей в Гонконге Ольги Корж, литр бензина марки Gold (аналог АИ-98) продается по цене 17,04 гонконгских долларов, что эквивалентно 984,73 тенге, а дизельное топливо со специальной скидкой - по 11,95 гонконгских долларов или 690,58 тенге. Ожидается, что уже в начале апреля цены на автомобильное топливо упадут еще на 30%. Стоит сделать ремарку - на протяжении многих лет автомобильное топливо в Гонконге считается самым дорогим в мире. 

На далеком континенте

В Австралии живет Ирина Юровская, до середины 90-х годов прошлого столетия - спецкор алматинского телеканала «ТВ-М». По словам обитательницы Сиднея, наибольшим спросом с стране пользуется аналог бензина марки АИ-91. За минувшие 7 дней неэтилированный 91-й упал с 1,29 до 1,21 австралийских долларов за литр. Если перевести в тенге, то получается, что неделю назад за литр 91-го просили около 356 тенге, а в последний день марта – почти 334 тенге. В то же время с начала текущей недели наметился небольшой рост цен на другие марки бензина и дизтопливо. По данным популярного в Австралии специализированного правительственного портала Fuel Check, литр этилированного бензина марки E10 (аналог АИ-94) за 2 минувших дня подорожал на 0,02, а дизель – на 0,01 австралийских долларов.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif