Перейти к основному содержанию

2322 просмотра

Как в Атырау восстанавливают потерю осетровых после экологической катастрофы

Убытки предприятий исчисляются миллиардами тенге

Фото: Рахим Койлыбаев

В результате экологической катастрофы на реке Урал ТОО «Луговской конный завод» потеряло осетровых на 1,5 млрд тенге,а РГКП «Урало-Атырауский осетровый рыбоводный завод» – на 429,4 млн тенге. Рассказываем, что происходит на предприятиях год спустя.

В Атырау три компании, которые занимаются разведением осетровых. Две из них – это республиканские государственные казенные предприятия «Урало-Атырауский осетровый рыбоводный завод» и «Атырауский осетровый рыбоводный завод», которые работают по госзаказу – занимаются искусственным разведением молоди ценных пород рыб. Третья – это ТОО «Луговской конный завод», первая в Атырауской области частная компания, которая начала разводить рыбу на продажу в условиях естественной среды. Чуть больше года назад из-за отравления речной воды хлором на этом предприя­тии погибло около 36 тыс. рыб осетровых пород, в весовом выражении это примерно 100 тонн.

Потеря деликатеса

Луговской конный завод – западный филиал одноименного предприятия из Жамбылской области. Материнская компания бизнесом по разведению осетров начала заниматься в 2012 году, двумя годами позже расширилась, открыв еще одну осетровую ферму, теперь уже в Атырауской области. В 2014 году, арендовав прилегающую землю, компания разбила рыбное хозяйство прямо в реке Урал. «Рыбу мы привезли из Тараза, сами ее вырастили из икринок, купленных за рубежом. Чтобы разделить и определить самок и самцов, требуются годы. Только собирались начать полноценную коммерческую деятельность», – рассказывает представитель Луговского конного завода Самат Аксамбиев.

В 2018 году Луговской конный завод заключил договор с московской компанией, специализирующейся на реализации рыбной продукции. Но успели сделать поставку только части товара, а потом все поголовье осетровой фермы погибло. «Сегодня у нас работа временно приостановлена», – говорит Аксамбиев.

Напомним, массовый замор рыбы на реке Урал произошел в декабре 2018 года. Первый факт отмечен 2 декабря в канале Перетаска. Там было собрано 1,3 тонны мертвой рыбы, погибшей от «механических повреждений». Второй факт массовой гибели рыбы, теперь уже в самой реке, был зафиксирован 3 декабря в районе водозаборной станции КГП «Атырау су арнасы». Спустя еще три дня стало известно о гибели осетра в рыборазводных заводах ТОО «Луговской конный завод» и РГКП «Урало-Атырауский осетровый рыбоводный завод». Последний потерял 1,7 тонны осетрового маточного поголовья. Убытки двух предприя­тий в общей сложности составили почти 2 млрд тенге.

Всего тогда погибло 118 тонн частиковой и осетровой рыбы.

Виновник установлен, ждите

В декабре 2019 года Атырауский городской суд № 2 огласил приговор по делу о массовой гибели рыбы в Урале. Со скамьи подсудимых оглашение слушали бывший руководитель КГП «Атырау су арнасы» Руслан Курметов, его бывший заместитель Виктор Сущенко и бывший начальник водоочистной станции Михаил Чурсин.

Согласно приговору Курметов признан виновным по ч. 2 ст. 371 УК РК «Халатность, повлекшая тяжкие последствия», ч. 3 ст. 328
УК РК «Загрязнение поверхностных вод, повлекшее причинение особо крупного ущерба окружающей среде», ч. 2 ст. 204 УК РК «Неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившее особо крупный ущерб» и приговорен по совокупности к двум годам шести месяцам лишения свободы. Сущенко и Чурсин признаны виновными по ч. 3 ст. 328 и ч. 2 ст. 204 УК РК и приговорены по совокупности к двум годам шести месяцам лишения свободы каждый.

Суд также постановил взыскать с КГП «Атырау су арнасы» материальный ущерб в пользу Атырауской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира в размере 13,9 млн тенге, в пользу РГКП «Урало-Атырауский осетровый рыбоводный завод» – 429,4 млн тенге, в пользу ТОО «Луговской конный завод» – 1,5 млрд тенге.

«Мы сможем продолжить свою деятельность, как только начнут поступать денежные средства. Насколько мне известно, обвиняемая сторона подала заявление на апелляцию, чтобы суд пересмотрел свой приговор, что может занять еще время», – поясняет Самат Аксамбиев. Он говорит, что осетровый бизнес будет восстановлен только после того, как «Атырау су арнасы» выплатит материальный ущерб. Дополнительно выделять деньги на восстановление хозяйства компания не будет.

Возрождение разведения

Урало-Атырауский осетровый рыбоводный завод потерял в экологической катастрофе не все поголовье, и только поэтому здесь смогли перезапустить производство. «Хотя мы и потеряли большое количество маточного поголовья, часть нам все-таки удалось сохранить. Прошлым летом и осенью из икры, полученной от оставшихся около ста голов рыб, благополучно по­явились мальки», – рассказывает руководитель РГКП «Урало-Атырауский осетровый рыбоводный завод» Гильман Сарсемалиев. По плану государственного заказа завод должен ежегодно выращивать и выпускать в Урал 3,5 млн мальков севрюги, осетра и стерляди. В 2019 завод выполнил только малую часть госзаказа.

В садковом хозяйстве Урало-Атырауского осетрового рыбоводного завода использовалась речная вода, из-за отравления которой и погибли здешние осетровые. Вопрос о необходимости установки замкнутого водоснабжения на заводе неоднократно обсуждался, была даже разработана проектно-сметная документация. Но работу начали только после ЧП, и скоро установка замкнутого водоснабжения на заводе начнет действовать.

1 марта 2020 года на тоневом участке Нижняя Пешнойская реки Урал рыболовецкая бригада этого рыбоводного завода выловила самку белуги весом 148 килограммов и длиной 2,2 метра. Икряная рыбина будет использована для получения потомства. Отлов и заготовка половозрелых производителей рыбы – это первый этап нового технологического цикла по выращивании молоди осетровых.

Уцелевшее хозяйство

Еще одно предприятие, Атырауский осетровый рыбоводный завод, от отравления реки Урал хлором не пострадало именно потому, что здесь используется технология замкнутого водоснабжения. Проектная мощность завода – 3,5 млн штук мальков осетровых видов рыб в год со стандартным весом 3 грамма. По словам директора Атырауского осетрового рыбоводного завода Рашидена Калидуллина, с 1998 по 2018 год предприятие вырастило и выпустило в Урало-Каспийский бассейн 86 млн жизнестойких мальков осетровых пяти видов. В этих миллионах мальков ценных пород рыб 14,4% – мальки белуги, 12,8% – осетра, 3,2% – шипа, 0,7% – стерляди, остальные – мальки севрюги.

Здесь тоже уже начинается новый цикл по выращивании молоди осетровых. «В конце апреля, с наступлением теплой погоды при температуре воздуха +12 градусов мы возьмем икру у белуги и осетров, у севрюги – в середине мая при +18 градусах. Для этого делается специальный укол, потом из самки извлекается икра, а от самца сперма и проводится искусственное оплодотворение. Одна икринка – это одна рыба. Потом неделю мы их наблюдаем, затем отправляем в специально заготовленный пруд, где они растут, и только после выпускаем в реку», – описала процесс заведующая производственным отделом Гульшат Шайдуллина. Она добавила, что один килограмм черной икры – это примерно миллион икринок, из которых около 80% в условиях рыбоводного завода становятся мальками.

Западный филиал Луговского конного завода собирался в 2019 году получить 500 килограммов черной икры – правда, для продажи. Но эти бизнес-планы оказались сорваны.

banner_wsj.gif

574 просмотра

Как в разных странах дешевеет автомобильное топливо

Когда цены на нефть падают, а города и целые государства закрываются на карантин

Фото: Shutterstock.com

Падение цен на нефть и снижение спроса на ГСМ из-за пандемиии коронавируса SARS-CoV-2 привели к тому, что бензин и дизельное топливо подешевели во многих странах. Корреспондент «Курсива» пообщался на эту тему с жителями разных город на разных континентах. 

Где ездить на авто стало дешевле 

После обвала цен на нефть из-за разрыв сделки ОПЕК+ первыми снижение цен на автомобильное топливо заметили жители США и Западной Европы. По информации от Дмитрия Коренчука, сейчас - американского дальнобойщика, а в прошлом - видеоинженера телеканала КТК, за минувшие две недели дизельное топливо в Денвере (штат Колорадо) подешевело с $2,78 до $2,60 за галлон. Один американский галлон – это чуть более 3,78 литров. Если перевести в тенге (по курсу НБ РК 448, 01) получается, что цена литра солярки в Колорадо в настоящий момент составляет 308 тенге. Для сравнения – на казахстанских АЗС дизельное топливо стоит 193-194 тенге за литр. Подешевел и бензин – Коренчук рассказал, что наиболее ходовая в США 80-я марка топлива (соответствует казахстанскому АИ-93), в штате Флорида снизилась в цене с $2,30 до $1,99 за галлон, что эквивалентно примерно 236 тенге за литр. Для сравнения – стоимость бензина марки АИ-92 на АЗС Алматы составляет 157 тенге за литр. 

Цены на автомобильное топливо в Нью-Йорке выше, чем в Колорадо и Флориде, даже несмотря на некоторое падение потребительского спроса из-за «коронавирусной» самоизоляции жителей крупнейшего мегаполиса США. Экс-главный редактор «Radiotochka.kz» Бекжан Идрисов, который в Штатах работает водителем в Uber, сообщил, что стоимость бензина и дизеля в Нью-Йорке зависит не только от нефтяных котировок, но и от ценовой политики крупнейших сетей АЗС. Соответственно и меняются цены ежедневно. И если в минувшее воскресенье 80-й бензин стоил от $2,279 до $2,299 за галлон (270-272 тенге за литр), то уже в понедельник за эту же марку бензина просили $2,470 за галлон, что эквивалентно 292 тенге/литр. 

Плавающими можно назвать текущие цены на автомобильное топливо и в Германии. Сегодня в ФРГ никто не может точно сказать, сколько стоит бензин марок Super E5 (эквивалент АИ-95), Super E10 (биобензин АИ-95), Super Plus (АИ-97) или дизельное топливо. Перед тем, как заправить свой автомобиль, жителям Германии предлагается заглянуть на специальный портал и найти все находящиеся рядом АЗС с актуальными на данный момент ценами. Из информации с этого портала следует, что в минувший вторник аналог нашего бензина АИ-95 стоил €1,19 за литр или 595 тенге, а дизель – €1,09 или 540 тенге. Ведущая телеканала Deutsche Welle Маргарита Кальц рассказала “Курсиву”, что еще неделю назад цены на бензин и дизель были другими. «Автомобильное топливо серьезно подешевело. Раньше литр дизеля стоил €1,30. А последний раз, когда я заезжала на заправку – уже €1,10», - сообщила Кальц. 

Восточная Европа 

По информации живущего в Польше Игоря Винявского, в прошлом -  главного редактора казахстанской газеты «Сөз», за минувшие две недели цены на бензин, дизель и автогаз в этой стране снизились почти в два раза. Максимальная стоимость литра бензина Pb95 (аналог АИ-95) - 4,22 польских злотых или 457 тенге, Pb98 (АИ-98) – 4,50 злотых или 487 тенге, а дизеля – 4,41 злотых или 477,5 тенге. 

Снижается стоимость автомобильного топлива и в Молдове. В беседе с «Курсивом» бывший постоянный представитель Республики Молдова в ООН и в Совете Европы Алексей Тулбуре заметил, что с начала марта на наиболее популярные марки бензина в стране Regular (АИ-92) и Super (АИ-92) цены упали в среднем на один молдавский лей (приблизительно 25 тенге). «Поставщики говорят, что у них еще недели на три дорогого топлива, а потом поступит подешевевшее в связи с падением цен на нефть», - рассказал «Курсиву» политик из Молдовы. В доказательство своих слов он привел выписку цен различных АЗС Кишинева - во вторник 31 марта у различных сетей автозаправочных станций в столице Молдовы в стоимость бензина и дизтоплива не отличалась друг от друга. АИ-95 шел по 16,72 молдавских лей (412 тенге) за литр, а дизель 14,67 молдавских лей, что эквивалентно 361 тенге. 

Азиатский пример 

Правительство Гонконга, в отличие от большинства стран мира, не стало вводить карантин из-за SARS-CoV-2. Тем не менее, существенное снижение цен на автомобильное топливо в специальном административном районе Китая во многом связывают в первую очередь именно с распространением уханьского коронавируса и лишь затем - с общемировым падением цен на нефть. В настоящий момент, по информации живущей в Гонконге Ольги Корж, литр бензина марки Gold (аналог АИ-98) продается по цене 17,04 гонконгских долларов, что эквивалентно 984,73 тенге, а дизельное топливо со специальной скидкой - по 11,95 гонконгских долларов или 690,58 тенге. Ожидается, что уже в начале апреля цены на автомобильное топливо упадут еще на 30%. Стоит сделать ремарку - на протяжении многих лет автомобильное топливо в Гонконге считается самым дорогим в мире. 

На далеком континенте

В Австралии живет Ирина Юровская, до середины 90-х годов прошлого столетия - спецкор алматинского телеканала «ТВ-М». По словам обитательницы Сиднея, наибольшим спросом с стране пользуется аналог бензина марки АИ-91. За минувшие 7 дней неэтилированный 91-й упал с 1,29 до 1,21 австралийских долларов за литр. Если перевести в тенге, то получается, что неделю назад за литр 91-го просили около 356 тенге, а в последний день марта – почти 334 тенге. В то же время с начала текущей недели наметился небольшой рост цен на другие марки бензина и дизтопливо. По данным популярного в Австралии специализированного правительственного портала Fuel Check, литр этилированного бензина марки E10 (аналог АИ-94) за 2 минувших дня подорожал на 0,02, а дизель – на 0,01 австралийских долларов.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif