Перейти к основному содержанию

2180 просмотров

Как привлечь инвестиции в геологоразведку

Знает председатель правления АО «НГК «Тау-Кен Самрук»

Иллюстрация: TheBlackRhino

Мировой опыт показывает, что в последние десятилетия в геологоразведке наиболее успешными оказываются юниорские компании – более половины новых месторождений открыты именно юниорами*. Объясняется это несколькими факторами. В частности, юниорские компании ориентированы на проекты ранней стадии развития. В силу специфики деятельности такие компании закладывают довольно высокий риск-аппетит. Они мобильны в принятии решений, могут оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка и имеют относительно невысокие административные издержки. 

Страны, которые в свое время сделали ставку на развитие юниорского рынка, демонстрируют впечатляющие результаты. Яркий пример – Канада и Австралия: там ежегодно вкладывается в геологоразведку около  $200–300 на один квадратный километр, больше половины этих денег – инвестиции юниорских компаний. В Казахстане, по данным 2019 года, на геологоразведку тратится всего около $35 на один квадратный километр, в предыдущие годы эта цифра была еще меньше. 

Как результат – за 30 лет в стране не было открыто ни одного крупного месторождения твердых полезных ископаемых, добыча сегодня в разы превышает прирост запасов. Высокая стоимость и рискованность инвестиций в геологоразведку диктуют необходимость мер стимулирования и поддержки со стороны государства.

В 2018 году, когда началось кардинальное реформирование казахстанского законодательства в сфере недропользования, отрасль сразу же отреагировала заметным оживлением: за полтора года после принятия Кодекса о недрах выдано 600 лицензий – это почти столько же, сколько контрактов по твердым полезным ископаемым было выдано за предыдущие 25 лет. Развивается сервисный рынок, начался процесс трансферта новых технологий, наблюдается рост интереса со стороны иностранных инвесторов.

Наряду с положительными тенденциями остается комплекс проблем – это отсутствие цифровой базы данных и недостаточная доступность геологической информации, попытки в той или иной степени монополизировать геологическую деятельность. 

«Тау-Кен Самрук», как национальная компания, видит большой потенциал в развитии юниорского рынка. Мы считаем, что роль государства – стимулировать инвестиционную активность, а не конкурировать с бизнесом. Вместе с тем мы хорошо понимаем, что казахстанские юниорские компании зачастую испытывают недостаток собственных средств и затруднения с доступом к источникам финансирования, существуют определенные сложности при решении технических, юридических или маркетинговых задач. «Тау-Кен Самрук» разработал комплексную программу поддержки юниоров. Мы предлагаем всестороннее содействие по принципу одного окна. Кроме того, мы готовы инвестировать в перспективные проекты от $5 млн до $100 млн, в зависимости от потенциала проекта. Финансирование может быть как за счет собственных средств национальной компании, так и за счет частного капитала стратегических партнеров, либо путем привлечения заемного финансирования или листинга на биржах. Условия достаточно гибкие, мы готовы рассмотреть разные варианты сотрудничества. 

Хочу еще раз акцентировать внимание на принципиально важном моменте: мы не стремимся получить контрольный пакет акций или мажоритарную долю участия, наша основная задача – создание условий для успешного развития проекта.

* Юниорские компании – это небольшие предприятия, занимающиеся геологоразведкой за счет собственных или привлеченных средств в поисках новых месторождений полезных ископаемых. Чаще всего такие компании после обнаружения залежей продают проект более крупным недропользователям или работают совместно, привлекая инвестиции для дальнейшей разработки месторождения.

banner_wsj.gif

470 просмотров

Как в разных странах дешевеет автомобильное топливо

Когда цены на нефть падают, а города и целые государства закрываются на карантин

Фото: Shutterstock.com

Падение цен на нефть и снижение спроса на ГСМ из-за пандемиии коронавируса SARS-CoV-2 привели к тому, что бензин и дизельное топливо подешевели во многих странах. Корреспондент «Курсива» пообщался на эту тему с жителями разных город на разных континентах. 

Где ездить на авто стало дешевле 

После обвала цен на нефть из-за разрыв сделки ОПЕК+ первыми снижение цен на автомобильное топливо заметили жители США и Западной Европы. По информации от Дмитрия Коренчука, сейчас - американского дальнобойщика, а в прошлом - видеоинженера телеканала КТК, за минувшие две недели дизельное топливо в Денвере (штат Колорадо) подешевело с $2,78 до $2,60 за галлон. Один американский галлон – это чуть более 3,78 литров. Если перевести в тенге (по курсу НБ РК 448, 01) получается, что цена литра солярки в Колорадо в настоящий момент составляет 308 тенге. Для сравнения – на казахстанских АЗС дизельное топливо стоит 193-194 тенге за литр. Подешевел и бензин – Коренчук рассказал, что наиболее ходовая в США 80-я марка топлива (соответствует казахстанскому АИ-93), в штате Флорида снизилась в цене с $2,30 до $1,99 за галлон, что эквивалентно примерно 236 тенге за литр. Для сравнения – стоимость бензина марки АИ-92 на АЗС Алматы составляет 157 тенге за литр. 

Цены на автомобильное топливо в Нью-Йорке выше, чем в Колорадо и Флориде, даже несмотря на некоторое падение потребительского спроса из-за «коронавирусной» самоизоляции жителей крупнейшего мегаполиса США. Экс-главный редактор «Radiotochka.kz» Бекжан Идрисов, который в Штатах работает водителем в Uber, сообщил, что стоимость бензина и дизеля в Нью-Йорке зависит не только от нефтяных котировок, но и от ценовой политики крупнейших сетей АЗС. Соответственно и меняются цены ежедневно. И если в минувшее воскресенье 80-й бензин стоил от $2,279 до $2,299 за галлон (270-272 тенге за литр), то уже в понедельник за эту же марку бензина просили $2,470 за галлон, что эквивалентно 292 тенге/литр. 

Плавающими можно назвать текущие цены на автомобильное топливо и в Германии. Сегодня в ФРГ никто не может точно сказать, сколько стоит бензин марок Super E5 (эквивалент АИ-95), Super E10 (биобензин АИ-95), Super Plus (АИ-97) или дизельное топливо. Перед тем, как заправить свой автомобиль, жителям Германии предлагается заглянуть на специальный портал и найти все находящиеся рядом АЗС с актуальными на данный момент ценами. Из информации с этого портала следует, что в минувший вторник аналог нашего бензина АИ-95 стоил €1,19 за литр или 595 тенге, а дизель – €1,09 или 540 тенге. Ведущая телеканала Deutsche Welle Маргарита Кальц рассказала “Курсиву”, что еще неделю назад цены на бензин и дизель были другими. «Автомобильное топливо серьезно подешевело. Раньше литр дизеля стоил €1,30. А последний раз, когда я заезжала на заправку – уже €1,10», - сообщила Кальц. 

Восточная Европа 

По информации живущего в Польше Игоря Винявского, в прошлом -  главного редактора казахстанской газеты «Сөз», за минувшие две недели цены на бензин, дизель и автогаз в этой стране снизились почти в два раза. Максимальная стоимость литра бензина Pb95 (аналог АИ-95) - 4,22 польских злотых или 457 тенге, Pb98 (АИ-98) – 4,50 злотых или 487 тенге, а дизеля – 4,41 злотых или 477,5 тенге. 

Снижается стоимость автомобильного топлива и в Молдове. В беседе с «Курсивом» бывший постоянный представитель Республики Молдова в ООН и в Совете Европы Алексей Тулбуре заметил, что с начала марта на наиболее популярные марки бензина в стране Regular (АИ-92) и Super (АИ-92) цены упали в среднем на один молдавский лей (приблизительно 25 тенге). «Поставщики говорят, что у них еще недели на три дорогого топлива, а потом поступит подешевевшее в связи с падением цен на нефть», - рассказал «Курсиву» политик из Молдовы. В доказательство своих слов он привел выписку цен различных АЗС Кишинева - во вторник 31 марта у различных сетей автозаправочных станций в столице Молдовы в стоимость бензина и дизтоплива не отличалась друг от друга. АИ-95 шел по 16,72 молдавских лей (412 тенге) за литр, а дизель 14,67 молдавских лей, что эквивалентно 361 тенге. 

Азиатский пример 

Правительство Гонконга, в отличие от большинства стран мира, не стало вводить карантин из-за SARS-CoV-2. Тем не менее, существенное снижение цен на автомобильное топливо в специальном административном районе Китая во многом связывают в первую очередь именно с распространением уханьского коронавируса и лишь затем - с общемировым падением цен на нефть. В настоящий момент, по информации живущей в Гонконге Ольги Корж, литр бензина марки Gold (аналог АИ-98) продается по цене 17,04 гонконгских долларов, что эквивалентно 984,73 тенге, а дизельное топливо со специальной скидкой - по 11,95 гонконгских долларов или 690,58 тенге. Ожидается, что уже в начале апреля цены на автомобильное топливо упадут еще на 30%. Стоит сделать ремарку - на протяжении многих лет автомобильное топливо в Гонконге считается самым дорогим в мире. 

На далеком континенте

В Австралии живет Ирина Юровская, до середины 90-х годов прошлого столетия - спецкор алматинского телеканала «ТВ-М». По словам обитательницы Сиднея, наибольшим спросом с стране пользуется аналог бензина марки АИ-91. За минувшие 7 дней неэтилированный 91-й упал с 1,29 до 1,21 австралийских долларов за литр. Если перевести в тенге, то получается, что неделю назад за литр 91-го просили около 356 тенге, а в последний день марта – почти 334 тенге. В то же время с начала текущей недели наметился небольшой рост цен на другие марки бензина и дизтопливо. По данным популярного в Австралии специализированного правительственного портала Fuel Check, литр этилированного бензина марки E10 (аналог АИ-94) за 2 минувших дня подорожал на 0,02, а дизель – на 0,01 австралийских долларов.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif