Перейти к основному содержанию

2520 просмотров

Цены на нефть могут упасть ниже $20 за баррель

Ирак призывает провести внеочередной саммит ОПЕК+

Фото: Shutterstock

Brent торгуется уже в коридоре $29-30 за баррель. В мировых нефтехранилищах скоро не останется свободных мест. Смогут ли страны-экспортеры договориться о сокращении объемов добычи?

«Ирак, второй производитель нефти в ОПЕК, призвал секретариат безотлагательно созвать внеочередные консультации стран ОПЕК+ для определения совместных действий на рынке нефти», - сообщает ТАСС. По сведениям агентства, такое обращение содержится в письме вице-премьера, министра нефти страны Тамира аль Гадбана, направленном в ОПЕК.

По мнению Гадбана, страны-экспортеры нефти «должны обсудить варианты серьезных и безотлагательных действий для ребалансировки рынка нефти, чтобы смягчить ухудшение ситуации».

Напомним, за последнюю неделю цены на нефть два раза опускались ниже $30 за баррель. 17 марта Brent подешевел на 2,7%, до $29,72 за баррель, а WTI потерял стоимость на 5,8%, до $27,19 за баррель. А сегодня открывшись небольшим ростом, цена барреля Brent перешла к падению на 0,47%, еще больше падает цена на WTI.

«В принципе, с уровней ниже $30 за баррель Brent могла бы начать движение вверх, но пока цена заперта в коридоре $29-30 за баррель, и ее выход вверх из этого интервала напрямую может зависеть от выхода данных Минэнерго США по коммерческим запасам нефти», - отмечают в Alpari. Эксперты ожидают колебаний цены Brent теперь уже в рамках $29-30 за баррель.

Между тем, бывший министр нефти Катара и президент ОПЕК, Абдулла бин Хамад аль-Аттия в интервью S&P Global Platts не исключил, что цена нефти может упасть ниже $20 за баррель.

Он отметил, что нынешние ценовые войны между Саудовской Аравией и Россией напомнили ему аналогичную историю 35-летней давности, когда королевство начало ценовую войну с нефтяными производителями Северного моря. Стратегия привела к падению нефти до $10 за баррель. В итоге саудиты вынуждены были изменить тактику, чтобы добиться повышения цен.

При этом из-за негативного влияния коронавируса на спрос на сырье в мировых нефтехранилищах в ближайшие месяцы может закончиться место для сбора нефти. Руководитель аналитического отдела крупнейшего в мире независимого нефтяного трейдера Vitol Джованни Серио в интервью Financial Times сказал, что вскоре у трейдеров не останется иного выбора, кроме как начать хранить нефть на танкерах в море, а это более дорогостоящий вариант по сравнению с нефтехранилищами.

Уже сегодня на фоне падения спроса многие производители снижают добычу нефти.

В сложившейся ситуации не исключено, что страны-экспортеры нефти, а именно Саудовская Аравия и Россия услышат призыв министра нефти Ирака, пойдут к взаимным уступкам и примут решение по дополнительному сокращению добычи.

Напомним, резкое падение цен произошло после того, как страны ОПЕК+ 6 марта не смогли договориться о продлении сокращения добычи нефти, которое действует до 1 апреля.

По нашим сведениям, Казахстан, как один из участников ОПЕК+, пока не получал уведомление о проведении экстренного саммита. Республика пока не планирует ни сокращать, ни увеличивать объем производства нефти.

banner_wsj.gif

2483 просмотра

Потребление бензина в Казахстане в апреле снизится на 70% 

Такой прогноз делают участники рынка

Фото: Shutterstock

Обвал цен на нефть на мировом рынке и снижение потребления нефтепродуктов на внутреннем рынке вынуждает казахстанские власти принимать экстренные меры по спасению отрасли. Не исключены банкротства нефтяных компаний. 

С 1 апреля Казахстан ввел трехмесячный запрет на ввоз бензина, дизельного и авиационного топлива из России и разрешил вывоз нефтепродуктов из страны автомобильным транспортом. Мера принята для поддержки отечественных нефтеперерабатывающих предприятий, сообщает Министерство энергетики РК и поясняет, что «вспышка коронавируса, распространившаяся на большей части стран мира, привела к существенному снижению потребления энергоресурсов». 

По итогам марта объем потребления бензина и дизельного топлива на внутреннем рынке, по оценке его участников, снизиться на 30%. 

«Учитывая, что ситуация продолжает усугубляться, в том числе на фоне введения карантинных мер во всех регионах страны, снижение объемов потребления в апреле может составить до 70% к ранее запланированным объемам потребления на рынке РК», - отмечают в Ассоциации KAZENERGY. 

В Минэнерго считают, что запрет на импорт и разрешение на экспорт ГСМ исключит затоваривание внутреннего рынка нефтепродуктами, негативным эффектом которого является снижение мощностей переработки казахстанских НПЗ, и, следовательно, сокращение рабочих мест на заводах. 

По данным Kazenergy, с начала марта снижение оптовых цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке составило около 10%. При этом рынок реагирует не только на послабления, введенные правительством, но и на ситуацию, складывающуюся на мировых рынках. 

Снижение цен на нефть отрицательно сказывается на деятельности нефтедобывающих организаций. 

«Учитывая себестоимость добычи казахстанской нефти, а также существующие расходы по транспортировке нефти от месторождения до рынков сбыта нефти в купе с налогами и пошлинами РК, экономическая эффективность от реализации нефти на экспорт практически равна нулю», - подсчитали в Kazenergy. 

Исторически нефтянники субсидировали внутреннюю переработку нефти на отечественных НПЗ. «Только за 2019 год при мировых ценах на нефть 50-75 долларов за баррель нефть на внутреннем рынке реализовывалась на 40-50% дешевле», - отмечают в отраслевой организации. Около 70-75% объемов добываемой нефти недропользователи направляли для переработки на НПЗ, предоставляя скидку в вышеуказанном размере для поддержания низких цен на ГСМ на внутреннем рынке республики. 

В ближайшей перспективе существует высокий риск формирования отрицательной стоимости нефти на казахстанскую нефть. То есть речь идет не только о реализации сырья по цене ниже себестоимости, но и о цене нефти, когда затраты на организацию добычи нефти будут превышать доходы от ее реализации - с такой проблемой уже столкнулись нефтедобывающие предприятия Канады.   

Отметим, что на мировых рынках на этой неделе казахстанская нефть марки CPC Blend продавалась с дисконтом в $10 к эталонному Brent, стоимость которой на тот момент составляла около $24,90 за баррель. 

«В таких условиях нефтянки будут вынуждены полностью остановить добычу нефти. А это приведет к массовым простоям месторождений и сокращению рабочих мест», - считают в Kazenergy.

В нефтяной отрасли задействовано более 150 тыс. казахстанских рабочих. 

2 апреля на заседании правительства министр национальной экономики Руслан Даленов сообщил, что в 2020 году, с учетом низких цен, прогноз по добыче нефти снижен на 4 млн тонн - до 86 млн тонн, экспорт казахстанских товаров и сырья снизится на $16,3 млрд до $35,1 млрд, а ВВП Казахстана снизится на 0,9%. 

Напомним, по данным Минэнерго, в прошлом году в республике было добыто 90,5 млн тонн нефти, из них было экспортировано 72,2 млн. На 2020 год план по добыче был обозначен в размере 90 млн тонн, а экспорт – 71 млн. При этом на казахстанских НПЗ было переработано 17,12 млн тонн нефти, и выпущено около 12,7 млн тонн нефтепродуктов: 4,5 млн тонн бензина, 4,8 млн тонн – дизельного топлива, 625 тыс. тонн – авиакеросина. В общей сложности республика сумела экспортировать 180,7 тыс. тонн бензина. 

Опрошенные Kursiv.kz участники рынка ГСМ сообщили, что обычно активное потребление автомобильного топлива начинается в апреле, но в этом году они ожидают значительного уменьшения спроса из-за введенного в связи коронавирусом чрезвычайного положения и карантина.

«Мы уже в начале марта снизили на 5-6 тенге стоимость ходовой марки Аи92», - отметил представитель одной из крупных сетей АЗС республики. 

Насколько упадет потребление горючего, никто спрогнозировать не может. 

Аналогичная ситуация складывается не только в Казахстане. Из-за пандемии коронавируса спрос на энергоресурсы упал практически во всем мире. В соседнем Китае по итогам первого квартала потребление бензина и дизельного топлива сократилось на 30%, а в России поставки нефтепродуктов на внутренний рынок снизились на 10%. По оценке экспертов, общемировой спрос на автомобильное топливо в годовом исчислении может упасть на 5,5% или 2,6 млн баррелей в сутки. Но самым тяжелым периодом для отрасли может стать апрель – карантин из-за COVID-19 все еще не снят и намечается значительное снижение транспортных перевозок. 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif