Перейти к основному содержанию

11538 просмотров

Сколько стоит Большая алматинская кольцевая автодорога

И какой она будет в итоге

Фото: Shutterstock.com

Соглашение об условиях финансирования БАКАД подписано. Эта новость быстро пропала из информационного поля, хотя проект БАКАД – знаковый для республики, его презентовали на road-show в Лондоне, под него вносились изменения в закон о концессиях и закон о ГЧП. Подготовка к проекту началась больше десятилетия назад, когда власти стали выкупать у населения землю и имущество на участках, где должна пройти большая кольцевая дорога. 

Официальное заявление о подписании соглашения об общих условиях финансирования по проекту «Строительство Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД)» сделал только Евразийский банк развития (ЕАБР). В пресс-релизе, который был разослан поздним вечером 12 февраля, указано, что финансирование проекта будет осуществлено синдикатом кредиторов в лице Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Евразийского банка развития, Исламского банка развития (ИБР); сам ЕАБР в рамках проекта предоставит $95 млн.

Вторым о подписании контракта сообщил один из участников консорциума, который строит БАКАД, – корейская SK Engineering & Construction. Корейская компания дала чуть более подробную информацию – правда, только на корейско­язычной версии своего сайта. SK E&C объявила, что подписала в Нур-Султане соглашение по финансированию Алматинской кольцевой дороги с большой группой, состоящей из ЕБРР и многосторонних банков развития. В этой же новости было отмечено, что консорциуму удалось получить $580 млн.

Напомним, что консорциум, который будет строить и управлять БАКАД, образован турецко-корейским партнерством достаточно авторитетных фирм Alsim Alarko Sanayi Tesisleri ve Ticaret A. Ş., Makyol Inşaat Sanayi Turizm ve Ticaret A., Korea Expressway Corporation и SK Engineering & Construction Co. Ltd. Эти компании специально для проекта БАКАД создали ТОО «БАКАД Инвестиции и Операции».

0001_23.jpg

Кто кредитует строительство БАКАД

Странная тишина вокруг сделки оказалась вполне объяснима. На уточняющий вопрос «Курсива» о сумме кредита и доле финансирования со стороны каждого из участников в «БАКАД Инвестиции и Операции» сообщили, что на данный момент сделка по финансированию проекта «Строительство и эксплуатация Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД)» находится на стадии итогового утверждения и точные суммы финансирования от каждого кредитора пока не могут быть озвучены. В компании подтвердили, что кредиторами проекта выступают ЕБРР, ЕАБР и ИБР. Также концессионер сообщил, что общая сумма заемных средств предварительно оценивается на уровне $580 млн, собственное участие турецко-корейского консорциума – $160 млн.

И хотя сделка еще не закрыта, с высокой долей уверенности можно утверждать, что доли кредита на строительство БАКАД со стороны институтов развития распределяются следующим образом: $95 млн – от ЕАБР, $225 млн – от ЕБРР; представители банка неоднократно озвучивали эту сумму, и старший советник по внешним связям ЕБРР Антон Усов в беседе с «Курсивом» в очередной раз эти данные подтвердил: «Кредит долгосрочный, речь идет о периоде 15 лет.

Структура синдиката стандартная – кредит А и кредит В. Кредит А будет предоставляться ЕБРР, его размер – $225 млн». Исламский банк развития еще прошлым летом сообщил, что его совет исполнительных директоров одобрил предоставление кредита на проект БАКАД в размере $100 млн. Итого: $420 млн от трех институтов развития. 

Еще одним потенциальным кредитором проекта долгое время считалась Международная финансовая корпорация (МФК, входит в структуру Всемирного банка), кредитную заявку от «БАКАД Инвестиции и Операции» на $125 млн этот финансовый институт планировал рассмотреть летом 2019 года, но в итоге в число кредиторов проекта МФК не вошла. 

Несложные арифметические вычисления показывают: чтобы размер займа соответствовал заявленному, в кредитный синдикат должен входить кто-то еще. На рынке предполагают, что к участию в синдицированном кредите для БАКАД могут быть привлечены несколько коммерческих банков. 

Зачем нужен БАКАД  и каким он будет

Основная цель проекта БАКАД – создание объездной трассы на пересечении двух международных автомагистралей: дороги Хоргос – Алматы – Бишкек – Тараз – Шымкент – Ташкент и дороги Алматы – Караганда – Нур-Султан – Петропавловск.
 
БАКАД будет проходить вокруг Алматы с запада на восток, вдоль северной границы города, в среднем на расстоянии 20–25 км от центра города. Общая протяженность БАКАД составит 66 км, это будет 4–6-полосная дорога категории I-А. 

Расчетная скорость движения на различных участках кольцевой автодороги оценивается от 120 до 150 км/ч. Здесь планируется построить 8 развязок и 39 мостов (в том числе 18 эстакад). 

Предполагается, что в 2038 году максимальная интенсивность движения на некоторых участках БАКАД достигнет 67 тыс. автомобилей в день. Предварительные тарифы на проезд по БАКАД составляют 200 тенге для легковых авто и 290 тенге – для грузовых. 

Какие ожидания связывают с БАКАД? В первую очередь большая кольцевая дорога позволит вывести транзитные грузопотоки за пределы Алматы и за счет этого способствовать снижению уровня загрязнения воздуха в городе. Антон Усов подчеркнул, что экологическая составляющая сыграла заметную роль в решении ЕБРР финансировать проект: «Когда в конце прошлого года акционеры принимали решение, для нас важным и определяющим было то, что проект, как предполагается, поможет серьезно сократить загрязнение воздуха в районе Алматы». 

Также планируется, что благодаря БАКАД сократится количество дорожных заторов, а значит, и время, которое тратится на поездки в город и по Алматы; снизится количество ДТП, а пропускная способность и конкурентоспособность транзитных маршрутов, проходящих по территории Казахстана, повысится. Еще более глобальные цели проекта – увеличение объемов региональной и международной торговли, поскольку БАКАД входит в состав трансконтинентальной автомагистрали Западная Европа – Западный Китай, и стимулирование применения принципов ГЧП/концессий в Казахстане. БАКАД – первый крупный инфраструктурный ГЧП-проект в стране. 

Сколько стоит БАКАД и когда начнется ее строительство

Платную объездную дорогу в Алматы построит частный инвестор (консорциум) за свой счет, он же до 2038 года будет ее обслуживать. При этом платежи за использование автодороги уходят в бюджет, и уже государство расплачивается с консорциумом по графику, который был утвержден приложением к постановлению правительства РК от 6 февраля 2018 года «О некоторых вопросах принятия государственных концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан по концессионному проекту». Это постановление закрепляет государственные концессионные обязательства правительства РК по концессионному проекту «Строительство и эксплуатация автомобильной дороги «Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД)» в размере 512 млрд тенге, а приложение расшифровывает, что из общей базовой платы за доступность 176,7 млрд тенге – это компенсация инвестиционных затрат, 28 млрд тенге – компенсация эксплуатационных затрат и 307,6 млрд тенге – вознаграждение за управление. Стоит оговориться, что в этих платежах не учтены механизм валютной компенсации, который сработает, если курс тенге поднимется выше определенного уровня, и корректировки платы за доступность, предусмотренные условиями договора концессии. Выплаты правительство РК будет производить с 2022 по 2037 год, то есть с предполагаемого начала эксплуатации кольцевой дороги и до окончания концессионного соглашения. После этого БАКАД перейдет в собственность республики. 

Сейчас, сообщили в «БАКАД Инвестиции и Операции», выполняются предварительные условия основного договора концессии, которые касаются, например, вопросов минимизации негативного воздействия БАКАД на местное население после ввода дороги в эксплуатацию. Параллельно производятся замеры состояния воздуха до строительства БАКАД. 

Первоочередные строительные работы на двух участках будущей Большой Алматинской кольцевой автодороги должны начаться в первых числах апреля. Согласно договору концессии строительство БАКАД будет завершено в течение 50 месяцев с момента финансового закрытия, которое также планируется на апрель 2020 года.

banner_wsj.gif

887 просмотров

Падение нефтяных цен не помогло производителям бензина

В мире продолжает снижаться спрос на транспортное топливо

Фото: Pixabay

Основные дивиденды от рекордных скидок на нефть, которые предлагают производители сырья, должны были получить нефтеперерабатывающие заводы. Однако из-за пандемии коронавируса упал спрос и на нефтепродукты. Многие заводы в США, Европе и Азии вынуждены сокращать или останавливать производство.

Сводки о состоянии рынка нефти и нефтепродуктов меняются каждый день, и они все более пессимистичны. Если в начале марта Международное энергетическое агентство прогнозировало падение спроса на нефть в мире в годовом исчислении на 90 тыс. баррелей в стуки, то уже к концу месяца прогноз обновился и теперь речь идет о сокращении суточного потребления углеводородного сырья во втором квартале на 20 млн баррелей, что составляет около 20% мирового спроса.

Бензин

Китай, на долю которого приходилось более 80% роста мирового спроса на нефть в прошлом году, в январе этого года снизил ее потребление на 20% или примерно на 3 млн баррелей в сутки. Спрос на сырье упал из-за снижения потребления топлива авиа- и автотранспортом на фоне эпидемии COVID-19 и принятых карантинных мер. По итогам первого квартала в этой стране потребление бензина и дизельного топлива сократилось на 30%, а авиакеросина – на 47%.

В Европе, куда коронавирус добрался в конце февраля, спрос на энергоресурсы начал стремительно падать ближе ко второй половине марта, когда во многих странах был введен режим карантина и сократился объем авиационных и автомобильных перевозок.

В условиях снижения потребления горючего европейские производители вынуждены не только сокращать выпуск продукции, но где-то даже останавливать производство. 18 марта британский производитель нефтепродуктов Petroineos из-за падения спроса на продукцию отключил одну из трех установок первичной переработки нефти на своем нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) мощностью 210 тыс. баррелей в сутки в шотландском городе Гранджемут.

Опасаясь распространения коронавируса, Total приостановила проведение ремонта НПЗ мощностью 105 тыс. баррелей в сутки во французском Фейзене. Ремонтные работы начались в середине февраля, а завершить их планировалось в конце апреля.

Приостановили или снизили объем производства из-за снижения спроса несколько НПЗ в Италии, Испании и Швейцарии.

В США, где цены на бензин напрямую зависят от биржевых котировок на нефть, в середине марта стоимость автомобильного топлива упала почти в два раза, но уже к концу месяца на 10% снизилось и потребление нефтепродуктов. В связи с низким спросом, приведшим к росту запасов и заполнению резервуаров, американская нефтегазовая компания ExxonMobil приняла решение сократить более чем на 60 тыс. баррелей в сутки объемы производства на своем нефтеперерабатывающем заводе в Батон-Руж в США.

В Rystad Energy считают, что общий мировой спрос на автомобильное топливо в этом году снизится на 5,5%, или 2,6 млн баррелей в сутки в годовом исчислении. В 2019 году общемировое ежесуточное потребление этого продукта, по оценке компании, составляло 49,7 млн баррелей.

Керосин

Аналитики прогнозируют падение спроса и на авиационное топливо – на 26% в 2020 году. В прошлом году мировое ежесуточное потребление реактивного топлива составляло около 7,2 млн баррелей. Не исключено, что во втором квартале спрос на керосин упадет до 70%, опять же вследствие снижения авиаперевозок из-за пандемии COVID-19.

Британская компания International Consolidated Airlines Group (владеет долями в авиакомпаниях в Великобритании, Испании и Ирландии), которая имеет в своем парке более 570 самолетов, в апреле и мае сократит пропускную способность, как минимум, на 75%. За этот же период ирландская Ryanair, крупнейшая бюджетная авиакомпания в Европе, планирует сократить на 80% количество перевозимых пассажиров.

Запрет авиасообщения между Европой и США, объявленный 11 марта из-за пандемии коронавируса, еще больше ударит по авиационной отрасли. В результате многие авиакомпании могут столкнуться с большим сокращением доходов, а многие из некоммерческих маршрутов, вероятно, будут закрыты, предполагают эксперты.

Тем не менее, по оценке исследовательской компании Rystad Energy, пик падения спроса на энергоресурсы еще не пройден. То, что происходило с потреблением топлива в Китае, с задержкой в один месяц будет происходить сперва в Европе, потом в США, а далее в Японии, Южной Корее, Индии и Юго-Восточной Азии.

26 марта во время видеоконференции глава Международного энергетического агентства Фатих Бироль заявил, что до конца года из-за пандемии коронавируса мировой спрос на нефть может упасть на 20% или на 20 млн баррелей в сутки. По его словам, сегодня из-за карантина три миллиарда людей не могут передвигаться и пользоваться транспортом. При том, что 60% из 100 млн баррелей ежедневного спроса на нефть уходят на топливо для транспорта.

Напомним, что цены на нефть на мировом рынке, которые постепенно снижались с начала года, резко обвалились после 6 марта, когда страны-экспортеры нефти не смогли договориться о продлении сделки по сокращению добычи нефти. По данным на 1 апреля, стоимость нефти марки Brent упала более чем в два раза по сравнению с ценами на начало года и составила $24,98 за баррель.

Эпидемия коронавируса началась в Китае. Впервые вирус был обнаружен в конце декабря 2019 года у жителей города Ухань провинции Хубэй.

11 марта Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию нового коронавируса – COVID-19. По данным на утро 4 апреля в мире зарегистрировано 1 100 283 больных коронавирусом, 226 669 – вылечившихся от этой болезни и 58 929 – погибших.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif