Перейти к основному содержанию

1968 просмотров

Саян Касымов: «Мы следуем принципу бережного отношения к окружающей среде»

Главный специалист по охране окружающей среды «Полиметалл Евразия» рассказал о новых экологических условиях работы горно-металлургического комплекса

Фото: Полиметалл Евразия

В Республике Казахстан с 2021 года планируется вступление в силу нового Экологического кодекса. Очевидно, что это диктует новые экологические условия работы горно-металлургического комплекса страны. О том, что сделано и что еще предстоит сделать, нашему изданию рассказал представитель одной из самых инновационных золотодобывающих компаний, главный специалист по охране окружающей среды «Полиметалл Евразия» Саян Касымов.

– Саян Какимович, горно-металлургический сектор традиционно относится к «грязным» секторам экономики с точки зрения экологии. Насколько это мнение соотносимо с группой компаний Polymetal в Казахстане?

– Предпочитаю не делить промышленные предприятия на «грязные» и «чистые». Любое производство так или иначе оказывает влияние на окружающую среду. И это не зависит от сферы его деятельности. Мы компания – приверженец строгого соблюдения как национальных, так и международных стандартов в области охраны окружающей среды. Поэтому в Казахстане не входим в число 50 предприятий-недропользователей, вносящий крупный вклад в загрязнение окружающей среды и выбросы парниковых газов.

– Что делается компанией для минимизации вреда, наносимого окружающей среде?

– В 2010 году, то есть уже через год после приобретения первого актива в Казахстане, Polymetal приступил к ревизии своего хозяйства. Необходимо было понять, какие экологические риски несет производство, выявить наиболее крупные из них и выработать меры по минимизации вреда, наносимого окружающей среде. В 2012 году мы внедрили международный стандарт ISO 14001 «Система экологического менеджмента» (СЭМ) - заработала жесткая система контроля. Компания отдает себе отчет, что производство золотосодержащей продукции – концентрата и сплава Доре – несет антропогенную нагрузку на окружающую среду. Потому постоянно работаем над комплексом защитных мер.

В настоящее время все предприятия Polymetal в Республике Казахстан – АО «Варваринское», ТОО «Комаровское горное предприятие», ТОО «Бакырчикское горнодобывающее предприятие» - получили сертификат менеджмента экологического управления ISO 14001. Таким образом, все производственные экологические процессы компании подтверждаются международными сертификатом.

– Это впечатляет. Но какие конкретно мероприятия стоят за сертификатами?

– Приведу несколько примеров. На ТОО «Бакырчикское горнодобывающее предприятие» и АО «Варваринское» непосредственно в карьере внедрена система «нулевого сброса» технических вод – водооборот. Вся вода, поступающая из осушаемых карьеров, возвращается для повторного использования в производстве. На промышленной котельной «Бакырчикского горнодобывающего предприятия» установлены электрофильтры, позволяющие существенно снизить выбросы золы и пыли – до 30 тонн в год. На БГП при строительстве хвостохранилищ используется гидроизоляционный слой – геомембрана, что исключает поступление загрязняющих веществ в грунтовые воды. На предприятиях используется установка для отпугивания птиц на высоковольтных линиях электропередач и системы, не позволяющие грызунам попадать в трансформаторные подстанции. Неслучайно именно на БГП в марте прошлого года провели форум экологов всех предприятий Polymetal. У нас немало интересного в плане экологических инноваций.

– А что на Варваринском?

– Широко известны акция Варваринского «Чистый берег», во время которой мы совместными с местными жителями усилиями очищаем русла рек. Участвуем в республиканском челлендже  #Birge #TazaQazaqstan и других природоохранных мероприятиях. Предприятие постоянно работает над снижением экологической нагрузки. Ежегодно в санитарно-защитной зоне предприятия, чтобы предотвратить пыление, высаживаются саженцы деревьев, их количество уже достигло 2000 штук.

После достижения производственной мощности нынешнего хвостохранилища примерно к 2026 году планируется строительство нового хвостохранилища, уже сейчас идут подготовительные работы к проектированию с учетом всех международных требований.

– «Ахиллесова пята» всех золотодобывающих предприятий – использование цианидов. Насколько остра проблема циановых отходов для предприятий Polymetal в Казахстане?

– Использование цианидов в золотодобывающей промышленности – объективная реальность. От этого пока никуда не уйти, хотя поиск бесциановых методов обогащения идет постоянно. Однако цианистые соединения используют не везде. На «Бакырчикском горнодобывающем предприятии» их нет вообще, поскольку здесь производят концентрат, а не конечный продукт золотодобычи – сплав Доре. Что касается Варваринского, здесь внедряется система управления цианидами, аудит будет регулярно проводиться внутренними, внешними аудиторами и международными экспертами.

– Как обстоят дела с использованием возобновляемых источников энергии?

– Солнечная энергия используется на «Варваринском», предприятие приступило к модернизации части старых мачт освещения: их работа переводится с дизельного топлива на солнечные батареи. Дизельные мачты работают на двигателе внутреннего сгорания. После того как двигатель вырабатывает ресурс, необходим капитальный ремонт. Но это дорогостоящая процедура, сопоставимая с ценой новой мачты освещения. На предприятии пять мачт, отработавших свой ресурс. Потому и возникла идея переоборудовать их в мачты освещения, работающие на солнечных батареях. 

Положительный опыт использования «солнечной» мачты освещения на «Варваринском» уже есть. Первая была приобретена в прошлом году и продолжает успешно работать. 

В 2017 году были установлены две солнечные станции на железнодорожном переезде станции Варваринская. Они вырабатывают 374 кВт*ч/год «зеленой» энергии.

Что касается Бакырчикского горнодобывающего предприятия, здесь также есть экологические новации, которые сейчас в стадии тестирования.

Внедрение возобновляемых источников энергии - один из приоритетов Polymetal. 

– Выступление Гретты Тунберг в ООН вновь вызвало активную общественную дискуссию о влиянии промышленных выбросов СО2 на процесс глобального потепления. Что предпринимается Polymetal в Казахстане для снижения количества эмиссии углерода в атмосферу?

– Управление парниковыми газами в Казахстане началось с 2007 году, был выпущен ряд нормативных документов в части расчета выбросов СО2, ведется учет. Предприятия Polymetal в Казахстане соблюдают требования национального законодательства с первых дней.

Кроме того, мы приняли на себя добровольное дополнительное обязательство по внедрению системы климатического менеджмента. Его основу составляют, помимо действующей системы управления парниковыми газами, определение, управление климатическими рисками и расчет углеродного следа продукции и услуг. 

Предприятиями уже разработан реестр климатических рисков. И это не только анализ CO2, но риск сильного ветра, урагана, шквала, последствием чего может быть нарушение электроснабжения, ограничение эксплуатации техники, опасность жизни персонала, размыв карьерных автодорог и прочее. Сформулированы меры по управлению такими рисками.

Подход Polymetal к устойчивому развитию базируется на Глобальном договоре ООН, подписанном нами в 2009 году, где первоочередное внимание уделяется бережному отношению к природе, а экологический вклад компании является частью стратегии устойчивого развития нашего бизнеса.

Партнерский материал

7444 просмотра

Сколько стоит Большая алматинская кольцевая автодорога

И какой она будет в итоге

Фото: Shutterstock.com

Соглашение об условиях финансирования БАКАД подписано. Эта новость быстро пропала из информационного поля, хотя проект БАКАД – знаковый для республики, его презентовали на road-show в Лондоне, под него вносились изменения в закон о концессиях и закон о ГЧП. Подготовка к проекту началась больше десятилетия назад, когда власти стали выкупать у населения землю и имущество на участках, где должна пройти большая кольцевая дорога. 

Официальное заявление о подписании соглашения об общих условиях финансирования по проекту «Строительство Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД)» сделал только Евразийский банк развития (ЕАБР). В пресс-релизе, который был разослан поздним вечером 12 февраля, указано, что финансирование проекта будет осуществлено синдикатом кредиторов в лице Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Евразийского банка развития, Исламского банка развития (ИБР); сам ЕАБР в рамках проекта предоставит $95 млн.

Вторым о подписании контракта сообщил один из участников консорциума, который строит БАКАД, – корейская SK Engineering & Construction. Корейская компания дала чуть более подробную информацию – правда, только на корейско­язычной версии своего сайта. SK E&C объявила, что подписала в Нур-Султане соглашение по финансированию Алматинской кольцевой дороги с большой группой, состоящей из ЕБРР и многосторонних банков развития. В этой же новости было отмечено, что консорциуму удалось получить $580 млн.

Напомним, что консорциум, который будет строить и управлять БАКАД, образован турецко-корейским партнерством достаточно авторитетных фирм Alsim Alarko Sanayi Tesisleri ve Ticaret A. Ş., Makyol Inşaat Sanayi Turizm ve Ticaret A., Korea Expressway Corporation и SK Engineering & Construction Co. Ltd. Эти компании специально для проекта БАКАД создали ТОО «БАКАД Инвестиции и Операции».

0001_23.jpg

Кто кредитует строительство БАКАД

Странная тишина вокруг сделки оказалась вполне объяснима. На уточняющий вопрос «Курсива» о сумме кредита и доле финансирования со стороны каждого из участников в «БАКАД Инвестиции и Операции» сообщили, что на данный момент сделка по финансированию проекта «Строительство и эксплуатация Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД)» находится на стадии итогового утверждения и точные суммы финансирования от каждого кредитора пока не могут быть озвучены. В компании подтвердили, что кредиторами проекта выступают ЕБРР, ЕАБР и ИБР. Также концессионер сообщил, что общая сумма заемных средств предварительно оценивается на уровне $580 млн, собственное участие турецко-корейского консорциума – $160 млн.

И хотя сделка еще не закрыта, с высокой долей уверенности можно утверждать, что доли кредита на строительство БАКАД со стороны институтов развития распределяются следующим образом: $95 млн – от ЕАБР, $225 млн – от ЕБРР; представители банка неоднократно озвучивали эту сумму, и старший советник по внешним связям ЕБРР Антон Усов в беседе с «Курсивом» в очередной раз эти данные подтвердил: «Кредит долгосрочный, речь идет о периоде 15 лет.

Структура синдиката стандартная – кредит А и кредит В. Кредит А будет предоставляться ЕБРР, его размер – $225 млн». Исламский банк развития еще прошлым летом сообщил, что его совет исполнительных директоров одобрил предоставление кредита на проект БАКАД в размере $100 млн. Итого: $420 млн от трех институтов развития. 

Еще одним потенциальным кредитором проекта долгое время считалась Международная финансовая корпорация (МФК, входит в структуру Всемирного банка), кредитную заявку от «БАКАД Инвестиции и Операции» на $125 млн этот финансовый институт планировал рассмотреть летом 2019 года, но в итоге в число кредиторов проекта МФК не вошла. 

Несложные арифметические вычисления показывают: чтобы размер займа соответствовал заявленному, в кредитный синдикат должен входить кто-то еще. На рынке предполагают, что к участию в синдицированном кредите для БАКАД могут быть привлечены несколько коммерческих банков. 

Зачем нужен БАКАД  и каким он будет

Основная цель проекта БАКАД – создание объездной трассы на пересечении двух международных автомагистралей: дороги Хоргос – Алматы – Бишкек – Тараз – Шымкент – Ташкент и дороги Алматы – Караганда – Нур-Султан – Петропавловск.
 
БАКАД будет проходить вокруг Алматы с запада на восток, вдоль северной границы города, в среднем на расстоянии 20–25 км от центра города. Общая протяженность БАКАД составит 66 км, это будет 4–6-полосная дорога категории I-А. 

Расчетная скорость движения на различных участках кольцевой автодороги оценивается от 120 до 150 км/ч. Здесь планируется построить 8 развязок и 39 мостов (в том числе 18 эстакад). 

Предполагается, что в 2038 году максимальная интенсивность движения на некоторых участках БАКАД достигнет 67 тыс. автомобилей в день. Предварительные тарифы на проезд по БАКАД составляют 200 тенге для легковых авто и 290 тенге – для грузовых. 

Какие ожидания связывают с БАКАД? В первую очередь большая кольцевая дорога позволит вывести транзитные грузопотоки за пределы Алматы и за счет этого способствовать снижению уровня загрязнения воздуха в городе. Антон Усов подчеркнул, что экологическая составляющая сыграла заметную роль в решении ЕБРР финансировать проект: «Когда в конце прошлого года акционеры принимали решение, для нас важным и определяющим было то, что проект, как предполагается, поможет серьезно сократить загрязнение воздуха в районе Алматы». 

Также планируется, что благодаря БАКАД сократится количество дорожных заторов, а значит, и время, которое тратится на поездки в город и по Алматы; снизится количество ДТП, а пропускная способность и конкурентоспособность транзитных маршрутов, проходящих по территории Казахстана, повысится. Еще более глобальные цели проекта – увеличение объемов региональной и международной торговли, поскольку БАКАД входит в состав трансконтинентальной автомагистрали Западная Европа – Западный Китай, и стимулирование применения принципов ГЧП/концессий в Казахстане. БАКАД – первый крупный инфраструктурный ГЧП-проект в стране. 

Сколько стоит БАКАД и когда начнется ее строительство

Платную объездную дорогу в Алматы построит частный инвестор (консорциум) за свой счет, он же до 2038 года будет ее обслуживать. При этом платежи за использование автодороги уходят в бюджет, и уже государство расплачивается с консорциумом по графику, который был утвержден приложением к постановлению правительства РК от 6 февраля 2018 года «О некоторых вопросах принятия государственных концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан по концессионному проекту». Это постановление закрепляет государственные концессионные обязательства правительства РК по концессионному проекту «Строительство и эксплуатация автомобильной дороги «Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД)» в размере 512 млрд тенге, а приложение расшифровывает, что из общей базовой платы за доступность 176,7 млрд тенге – это компенсация инвестиционных затрат, 28 млрд тенге – компенсация эксплуатационных затрат и 307,6 млрд тенге – вознаграждение за управление. Стоит оговориться, что в этих платежах не учтены механизм валютной компенсации, который сработает, если курс тенге поднимется выше определенного уровня, и корректировки платы за доступность, предусмотренные условиями договора концессии. Выплаты правительство РК будет производить с 2022 по 2037 год, то есть с предполагаемого начала эксплуатации кольцевой дороги и до окончания концессионного соглашения. После этого БАКАД перейдет в собственность республики. 

Сейчас, сообщили в «БАКАД Инвестиции и Операции», выполняются предварительные условия основного договора концессии, которые касаются, например, вопросов минимизации негативного воздействия БАКАД на местное население после ввода дороги в эксплуатацию. Параллельно производятся замеры состояния воздуха до строительства БАКАД. 

Первоочередные строительные работы на двух участках будущей Большой Алматинской кольцевой автодороги должны начаться в первых числах апреля. Согласно договору концессии строительство БАКАД будет завершено в течение 50 месяцев с момента финансового закрытия, которое также планируется на апрель 2020 года.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif