Перейти к основному содержанию

2533 просмотра

Нужно ли запрещать экспорт лома цветных и черных металлов

Мнение заместителя председателя Саморегулируемой организации заготовителей и переработчиков лома цветных и черных металлов Казахстана

Фото: Shutterstock.com

В начале февраля в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) прошло два совещания: первое – с участием представителей предприятий, занимающихся сбором, заготовкой, хранением, переработкой, а также реализацией лома и отходов цветных и черных металлов, второе – с участием представителей металлургических заводов.

Главная повестка обеих встреч: введение запрета на вывоз лома за пределы Казахстана в связи с его нехваткой для металлургических заводов республики. Вице-министр МИИР Аманияз Ержанов сообщил, что альтернативы запрету не существует, и ведомство готовит соответствующий приказ.

Введение запрета на экспорт металлолома происходит не в первый раз. Аналогичная санкция действовала в 2014–2017 годы. В результате за тот период отрасль заготовки лома была практически разрушена. До 2014 года в стране существовало около 150 предприятий, закупающих и перерабатывающих лом и имеющих лицензию на такую деятельность.

Эти компании способны не просто перепродать лом, но и переработать его в товар высокого качества, востребованный любыми металлургическими заводами мира. К 2017 году, после того, как для данного вида деятельности было отменено лицензирование и на рынок вошли еще порядка 2 тыс. предприятий, которые могут заниматься только перепродажей лома, качество лома ухудшилось. Затраты металлургов на производство стали из лома выросли, несмотря на то, что цена на него снизилась.

0001_26.jpg

В результате объемы производства стали из лома сократились в два раза, а вторичная металлургия потеряла не менее 1,5 млн т лома. Ущерб для экономики составил около 450 млрд тенге. В итоге в 2017 году тогдашний глава МИИР Женис Касымбек принял решение отменить запрет и обещал, что больше его не будут вводить.

Но министр ушел с поста, и в ведомстве снова заговорили о запрете экспорта лома. Хотя любой чиновник в МИИР знает, что вторсырья в стране в разы больше, чем могли бы потребить казахстанские металлурги. Просто для стабильных поставок необходимо планирование на три-шесть, а то и 12 месяцев вперед. Сейчас же перспектива планирования – один месяц. Зимой, когда лом лежит под снегом, а трассы перекрыты, поставить это сырье на завод становится практически невозможно. Но металлурги из года в год, каждую зиму, бьют в набат с просьбой ввести очередной запрет, хотя и сами знают, что пословица «Готовь сани летом» относится, в первую очередь, к их бизнесу. 

Запрет 2014–2017 годов обнажил ряд важных проблем отрасли. В первую очередь проблему социальной защищенности людей, занимающихся сбором металлолома. Между МИИР и ассоциацией «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии» были согласованы меры рыночного регулирования отрасли. На уровне первого вице-премьера обговорены шаги, которые приведут к эффективному налогообложению первичных заготовителей, включая пенсионные отчисления и медицинское страхование. Была достигнута договоренность о возврате лицензирования этого вида деятельности, обязательном членстве субъектов рынка в любой отраслевой ассоциации и установлении к ним квалификационных требований и т. д. Решение этих задач сделает рынок устойчивым к различным колебаниям и упрочит позиции предпринимателей, занятых в этой сфере. 

Введение запрета разрушит весь этот механизм, основанный на рыночных отношениях. Новых потрясений не выдержит значительная часть предприятий, работающих легально и производящих товарный лом, соответствующий национальным стандартам. Останутся на рынке только те, кто умеет заниматься простой куплей-перепродажей. В конечном счете пострадают и металлургические заводы.

banner_wsj.gif

Как сохранить нефтесервис

Рассказывает генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана 

Фото: Shutterstock

Низкие цены на нефть способствуют тому, что в нефтегазовой отрасли сохраняются риски высвобождения рабочих мест. Сегодня в нефтесервисе страны представлено более 2 тыс. компаний, в которых занято около 200 тыс. работников. Общие ежегодные налоговые выплаты отрасли в последние годы превышают 500 млрд тенге.

Мы не ожидаем улучшения ситуации на мировом рынке нефти в ближайшие месяцы. Может быть даже в течение одного-двух лет. Сейчас из-за срыва соглашения в ОПЕК+ на рынке будет очень много нефти, и этот фактор станет давить на цены.

Если говорить объективно, сокращения могут коснуться не нефтегазовых предприятий и их прямых подрядчиков, а нефтесервисных компаний страны. В частности, это будет связано с завершением работ на проектах и сокращением бюджетов в нефтегазовых компаниях. К примеру, этим летом на проекте будущего расширения ТШО будут высвобождены около 5 тыс. человек.

Для максимального сохранения рабочих мест и снижения социальной напряженности в регионах нужно предпринять ряд важных мер. В частности, нельзя допустить пересмотра стоимости действующих и новых подрядных договоров по нефтесервисным услугам. К примеру, в 2015 году, когда упали цены на нефть, операторы провели оптимизацию, снизив стоимость контрактов в среднем на 20% в тенге, при этом получая за нефть в долларах. Подобный сценарий может обанкротить сервисные компании.

Также надо предусмотреть индексацию действующих подрядных контрактов с учетом роста инфляции и корректировки курса национальной валюты. Потому что подрядчики закупают зарубежное оборудование, комплектующие и расплачиваются в иностранной валюте. Необходимо проконтролировать вопрос оплаты от нефтегазовых компаний за предоставленные услуги и товары нефтесервисным компаниям. Немало нефтесервисных компаний обанкротилось в 2015–2016 годах из-за невыполнения недропользователями своих обязательств. Еще одно предложение – позволить обновление рабочих разрешений иностранным гражданам из первой категории стран по коронавирусу, если эти граждане находятся в Казахстане и не выезжали в свои страны.

В настоящее время такие рабочие не могут остаться, так как акиматы не принимают документы на обновление разрешений. Нужно провести анализ финансового состояния основных нефтедобывающих компаний. Полагаем, что господдержка недропользователей, такая как налоговые преференции по НДПИ, расширение контрактной территории, увеличение срока действия контрактов, должна оказываться в обмен на обещания по сохранению инвестиционных обязательств и планов по строительству скважин. Это позволит поддержать уровень добычи и сохранить объемы работ для нефтесервисных компаний.

Необходимо ускорить реализацию новых инвестиционных проектов, в частности, проекта расширения Карачаганака, где объем инвестиций составляет около $4 млрд. Кроме того, нужно оказать содействие казахстанским нефтесервисным компаниям в экспорте услуг. В частности, в Россию, где в настоящее время на различных проектах уже задействованы более 2 тыс. казахстанских специалистов. Эти меры помогут снизить негативные последствия для отрасли в частности и экономики республики в целом от резкого падения цен на углеводороды и вспышки коронавируса.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif