Перейти к основному содержанию

2324 просмотра

Фактор газа

Кто построит газоперерабатывающий завод на Кашагане

Фото: Depositphotos/lagereek

Увеличение добычи нефти на Кашагане автоматически влечет за собой вопрос: что делать с попутным газом? Оператор месторождения предпочитает закачивать его обратно в пласт, а власти респуб­лики хотят, чтобы газ перерабатывали. Осталось решить, кто будет финансировать переработку.

Газ – сдерживающий фактор для увеличения добычи на Кашагане: его надо либо закачивать обратно в пласт, либо перерабатывать. В рамках расширения производства первого этапа освоения месторождения к 2022 году консорциум должен увеличить уровень добычи нефти с нынешних 380 тыс. до 420 тыс. баррелей в сутки. Чтобы поддерживать объем производства нефти на сегодняшнем уровне, NCOC приходится ежесуточно закачивать обратно в пласт около 12 млн куб. м попутного газа. При этом чем больше выкачивается нефти, тем больше попутного газа надо утилизировать. Казахстан же заинтересован в переработке газа, чтобы его поставлять на внутренний рынок или отправлять на экспорт.

Обсуждаем детали

Сейчас в правительстве создана рабочая группа, в которой заинтересованные стороны обсуждают детали строительства газоперерабатывающего завода (ГПЗ) мощностью 1 млрд куб. м газа. По сведениям Министерства энергетики РК, начало строительства ГПЗ запланировано на 2020 год, а общий период строительства займет 2,5 года. Разрабатывается проектно-сметная документация объекта, финансирование проекта будет осуществляться за счет инвестора и заемных средств. Завод в год будет выпускать до 700 млн куб. м товарного и около180 тыс. т сжиженного газа, а также серу и газовый конденсат. Поставят ГПЗ в 60 км от города Атырау и в 12 км от установки комплексной подготовки нефти и газа «Болашак» компании North Caspian Operating Company.

В январе на портале yicaiglobal.com появилась информация, что китайская China Oil HBP Science & Technology (HBP) выиграла тендер на строительство ГПЗ на  месторождении Кашаган стоимостью $242 млн. В сообщении  говорилось, что компания предоставит владельцу проекта Gas Processing Company подробный дизайн проекта и все навесное оборудование, а также руководоство по монтажу оборудования и вводу в эксплуатацию проекта.  Однако в Минэнерго эту информацию опровергли. «В настоящее время все вопросы по данному проекту находятся лишь в стадии рассмот­рения, и никаких договоренностей, тем более контрактов не заключалось», – сообщили в ведомстве. Аналогичный ответ дали «Курсиву» в ТОО «Gas Processing Company». К слову, это предприятие построило ГПЗ в Актюбинской области на месторождении Кожасай и закупило часть оборудования у HBP. 
   
В компании отметили, что к проекту ГПЗ на Кашагане имеет отношение ТОО «GPC Investment», и это другое юридическое лицо. Информация об учас­тии в проекте GPC Investment появилась в конце декабря, когда в Макатском районе Атырауской области, где и будет построен завод, были проведены общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду будущего объекта. Как раз там было объявлено, что финансирование ГПЗ берет на себя ТОО «GPC Investment». В компании «Курсиву» сказали, что до официального объявления уполномоченными органами решения по ГПЗ они не могут раскрывать деталей проекта.

Проблемы производства

Найти инвестора, который готов вкладывать свои средства в строительство ГПЗ в Казахстане, не слишком просто. 

Эксперты IHS Markit считают, что производство газа в республике невыгодно. Недропользователи вынуждены продавать газ по ценам, которые значительно ниже его себестоимости. Цены устанавливаются индивидуально путем переговоров между производителями и покупателями, прежде всего АО «КазТрансГаз» (КТГ), за которым закреплены монопольные полномочия, предполагающие наличие преимущественного права на приобретение попутного газа. В 2018 году средняя цена на газ, выплачиваемая казахстанским производителям, составляла 14,5 тыс. тенге за 1 тыс. куб. м, в 2019-м – 14,3 тыс. тенге. «Этого может оказаться достаточно для покрытия себестоимости сухого газа с небольшой глубиной залегания, но не хватает для покрытия себестоимости жирного попутного газа с высоким содержанием серы, который необходимо извлечь, подготовить и транспортировать к месту подачи в газопровод», – поясняют эксперты и отмечают, что, пока цены на газ остаются искусственно заниженными, инвестиций в его производство ожидать трудно.

Нужный продукт

При этом газ – довольно востребованный продукт, который необходим как для внутреннего потребления, так и для отправки на экспорт. 

Газ на внутренний рынок в основном поставляет КТГ – нацио­нальный оператор в сфере газа и газоснабжения. Хотя есть компании, продающие газ напрямую энерговырабатывающим предприятиям. «Тенгизшевройл», к примеру, в год поставляет на Атыраускую ТЭЦ около 1 млрд куб. м газа.

По предварительным данным, в прошлом году продажа 14 млрд куб. м газа населению нанесла КТГ ущерб в размере 101 млрд тенге, поскольку газ коммунально-бытовым потребителям продается по утвержденным Антимонопольным комитетом ценам. Но благодаря экспорту 9,6 млрд куб. м газа компания не только покрыла убыток, но и получила чистую прибыль в размере 330 млрд тенге. Такая схема субсидирования внутреннего рынка работала бы долго, если бы параллельно росту потребления рос еще и объем производства газа.

В целом коммерческие объемы газа, то есть валовая добыча за вычетом обратной закачки, в Казахстане растут. В 2018 году они составили около 36,4 млрд куб. м, что на 10% выше, чем в 2017-м. Но и внутреннее потреб­ление растет – приблизительно на 1 млрд куб. м в год. По прогнозу IHS Markit к 2040 году объем производства товарного газа в республике увеличится всего лишь на 3,6%, до 38 млрд куб. м, тогда как конечное потребление вырастет на 68% – до уровня 25,4 млрд куб. м.

В сложившейся ситуации в увеличении коммерческих объемов казахстанского газа, а значит и строительстве газоперерабатывающих заводов, должны быть заинтересованы «КазТрансГаз» и Китай. Казахстанский национальный оператор не захочет терять экспортную выручку. В 2018 году одним из основных направлений экспорта казахстанского газа стал Китай, куда ушло 5,2 млрд куб. м. КТГ получил свыше $2,4 млрд выручки ($1,7 млрд в 2017-м). Поднебесная заинтересована в том, чтобы объемы казахстанского газа позволили заполнить газопровод «Цент­ральная Азия – Китай». 

Рост поставок из нашей страны в предыдущем году увеличил загрузку газопровода до уровня свыше 90% от существующей пропускной способности, которая составляет 55 млрд куб. м в год. Поэтому в октябре 2018 года КТГ и Petro China International подписали пятилетний контракт об увеличении с 2019 года экспорта газа до 10 млрд куб. м в год.

banner_wsj.gif

942 просмотра

Падение нефтяных цен не помогло производителям бензина

В мире продолжает снижаться спрос на транспортное топливо

Фото: Pixabay

Основные дивиденды от рекордных скидок на нефть, которые предлагают производители сырья, должны были получить нефтеперерабатывающие заводы. Однако из-за пандемии коронавируса упал спрос и на нефтепродукты. Многие заводы в США, Европе и Азии вынуждены сокращать или останавливать производство.

Сводки о состоянии рынка нефти и нефтепродуктов меняются каждый день, и они все более пессимистичны. Если в начале марта Международное энергетическое агентство прогнозировало падение спроса на нефть в мире в годовом исчислении на 90 тыс. баррелей в стуки, то уже к концу месяца прогноз обновился и теперь речь идет о сокращении суточного потребления углеводородного сырья во втором квартале на 20 млн баррелей, что составляет около 20% мирового спроса.

Бензин

Китай, на долю которого приходилось более 80% роста мирового спроса на нефть в прошлом году, в январе этого года снизил ее потребление на 20% или примерно на 3 млн баррелей в сутки. Спрос на сырье упал из-за снижения потребления топлива авиа- и автотранспортом на фоне эпидемии COVID-19 и принятых карантинных мер. По итогам первого квартала в этой стране потребление бензина и дизельного топлива сократилось на 30%, а авиакеросина – на 47%.

В Европе, куда коронавирус добрался в конце февраля, спрос на энергоресурсы начал стремительно падать ближе ко второй половине марта, когда во многих странах был введен режим карантина и сократился объем авиационных и автомобильных перевозок.

В условиях снижения потребления горючего европейские производители вынуждены не только сокращать выпуск продукции, но где-то даже останавливать производство. 18 марта британский производитель нефтепродуктов Petroineos из-за падения спроса на продукцию отключил одну из трех установок первичной переработки нефти на своем нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) мощностью 210 тыс. баррелей в сутки в шотландском городе Гранджемут.

Опасаясь распространения коронавируса, Total приостановила проведение ремонта НПЗ мощностью 105 тыс. баррелей в сутки во французском Фейзене. Ремонтные работы начались в середине февраля, а завершить их планировалось в конце апреля.

Приостановили или снизили объем производства из-за снижения спроса несколько НПЗ в Италии, Испании и Швейцарии.

В США, где цены на бензин напрямую зависят от биржевых котировок на нефть, в середине марта стоимость автомобильного топлива упала почти в два раза, но уже к концу месяца на 10% снизилось и потребление нефтепродуктов. В связи с низким спросом, приведшим к росту запасов и заполнению резервуаров, американская нефтегазовая компания ExxonMobil приняла решение сократить более чем на 60 тыс. баррелей в сутки объемы производства на своем нефтеперерабатывающем заводе в Батон-Руж в США.

В Rystad Energy считают, что общий мировой спрос на автомобильное топливо в этом году снизится на 5,5%, или 2,6 млн баррелей в сутки в годовом исчислении. В 2019 году общемировое ежесуточное потребление этого продукта, по оценке компании, составляло 49,7 млн баррелей.

Керосин

Аналитики прогнозируют падение спроса и на авиационное топливо – на 26% в 2020 году. В прошлом году мировое ежесуточное потребление реактивного топлива составляло около 7,2 млн баррелей. Не исключено, что во втором квартале спрос на керосин упадет до 70%, опять же вследствие снижения авиаперевозок из-за пандемии COVID-19.

Британская компания International Consolidated Airlines Group (владеет долями в авиакомпаниях в Великобритании, Испании и Ирландии), которая имеет в своем парке более 570 самолетов, в апреле и мае сократит пропускную способность, как минимум, на 75%. За этот же период ирландская Ryanair, крупнейшая бюджетная авиакомпания в Европе, планирует сократить на 80% количество перевозимых пассажиров.

Запрет авиасообщения между Европой и США, объявленный 11 марта из-за пандемии коронавируса, еще больше ударит по авиационной отрасли. В результате многие авиакомпании могут столкнуться с большим сокращением доходов, а многие из некоммерческих маршрутов, вероятно, будут закрыты, предполагают эксперты.

Тем не менее, по оценке исследовательской компании Rystad Energy, пик падения спроса на энергоресурсы еще не пройден. То, что происходило с потреблением топлива в Китае, с задержкой в один месяц будет происходить сперва в Европе, потом в США, а далее в Японии, Южной Корее, Индии и Юго-Восточной Азии.

26 марта во время видеоконференции глава Международного энергетического агентства Фатих Бироль заявил, что до конца года из-за пандемии коронавируса мировой спрос на нефть может упасть на 20% или на 20 млн баррелей в сутки. По его словам, сегодня из-за карантина три миллиарда людей не могут передвигаться и пользоваться транспортом. При том, что 60% из 100 млн баррелей ежедневного спроса на нефть уходят на топливо для транспорта.

Напомним, что цены на нефть на мировом рынке, которые постепенно снижались с начала года, резко обвалились после 6 марта, когда страны-экспортеры нефти не смогли договориться о продлении сделки по сокращению добычи нефти. По данным на 1 апреля, стоимость нефти марки Brent упала более чем в два раза по сравнению с ценами на начало года и составила $24,98 за баррель.

Эпидемия коронавируса началась в Китае. Впервые вирус был обнаружен в конце декабря 2019 года у жителей города Ухань провинции Хубэй.

11 марта Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию нового коронавируса – COVID-19. По данным на утро 4 апреля в мире зарегистрировано 1 100 283 больных коронавирусом, 226 669 – вылечившихся от этой болезни и 58 929 – погибших.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif