Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Что происходит на рынке сжиженного нефтяного газа

В Мангистауской области добились установления предельных цен на газ

Фото: bashta

Казахстан с 2021 года должен полностью перейти на рыночное образование цен на сжиженный нефтяной газ (СНГ). Сейчас через биржу, то есть на рыночных условиях, продается 20% объема внутренних поставок. Опасаясь колебаний рыночной цены, власти Мангистау­ской области добились установления предельных цен на газ даже на электронных торгах. Но правило действует только для этого региона. 

«Если сейчас у нас есть гарантированный объем поставляемого газа, то после стопроцентного перехода на торговлю через электронные торговые площадки (ЭТП) этого объема не будет. Я теряю выгоду, смысл мне заниматься этим бизнесом?» – говорит владелец автогазозаправочной станции (АГЗС) в Актау Даригул Нурсултанов. На гарантированный объем СНГ по гарантированной цене при продаже газа через электронную торговую площадку действительно рассчитывать не приходится – чем больше спрос, тем выше там поднимется цена. При этом Нурсултанову необходимо сохранять стоимость газа на своей АЗС в пределах 55 тенге – такой меморандум владельцы заправок подписали с властями Мангистау­ской области.

Причины для рынка

Казахстан начал поступательный переход к торговле СНГ на рыночных условиях год назад. Тогда на бирже продавалось только 5% от общего объема поставок СНГ на внутренний рынок, до конца 2019 года этот объем достиг 15%, а в физическом выражении – 19,6 тыс. т в месяц. Полный переход на торговлю СНГ через биржу произойдет еще через год – 1 января 2021 года. Переход на рыночное образование цен на сжиженный нефтяной газ обусловлен двумя основными факторами. Первый – это формирование общего рынка газа ЕАЭС в 2024 году. Покупка и продажа этого продукта будет осуществляться на конкурсной основе внутри ЕАЭС, и это значит, что к тому времени цена СНГ на внутреннем казахстанском рынке должна достигнуть паритета с ценами на рынках России, Беларуси и т. д. 

«В противном случае мы получим существенный отток казахстанского сжиженного нефтяного газа и, как следствие, дефицит для внутреннего потребителя. К примеру, в России цена на СНГ превышает 135 тыс. тенге за тонну, что для нас должно являться в определенной степени верхним порогом», – говорит директор департамента по развитию неф­тегазовой и энергетической отраслей Ассоциации KAZENERGY Яромир Рабай.

На рыночных условиях, как уже упоминалось, пока продается только пятая часть потребляемого Казахстаном сжиженного нефтяного газа. «Остальной требуемый объем СНГ реализуется в рамках ежемесячного плана поставок по предельным оптовым ценам для каждого производителя, которые должны реализовать утвержденный объем в тот или иной регион», – объясняет Яромир Рабай. Государство регулирует цену на остальной объем, производитель должен продавать СНГ примерно за 38,7 тыс. тенге за 1 т. И для многих заводов это автоматически означает работу в убыток, себестоимость газа в РК в зависимости от завода-производителя варьируется в пределах от 44 до 80 тыс. тенге за 1 т. Например, в ТОО «КазГПЗ» (Мангистауская область) себестоимость тонны сжиженного нефтяного газа составляет около 40 тыс. тенге.

При этом 80%, или около 11,5 тыс. т производимого газа, предприятие продает по установленной Минэнерго цене, а через биржу – 3 тыс. т. «В течение 10 лет мы копим убытки, сколько конкретно, я сказать не могу, так как это коммерческая тайна», – сетует генеральный директор ТОО «КазГПЗ» Накберген Тулепов. КазГПЗ и другие производители обратились в Минэнерго с просьбой поднять предельную цену на газ. 

Сейчас стартовая цена на СНГ на бирже – около 43,4 тыс. тенге. Дальше – торговые сессии, своего рода аукцион, где участники сами назначают цену. «Это нужно, чтобы завод функционировал стабильно, мы о модернизации даже не говорим, хотя бы удержаться в точке безубыточности», – говорит руководитель КазГПЗ и добавляет, что производители анализировали рынок и считают, что цена на СНГ на электронных торговых площадках должна составлять от 45 тыс. до 70 тыс. тенге за 1 т. Это и есть вторая причина либерализации цен на СНГ – рыночный подход должен поддержать производителей и повысить инвестиционную привлекательность отрасли.

Формат торговли – электронный

Сейчас торговля СНГ ведется на трех торговых площадках. Продавать и покупать могут собственники и производители газа, газосетевые организации (ГСО), которые занимаются оптовой и розничной реализацией газа, промышленные потребители, закупающие газ для использования в качестве топлива или сырья в производстве, и даже владельцы АГЗС, если они имеют предусмотренную законом инфраструктуру для хранения сжиженного газа.

Производителей и собственников СНГ в республике 13 – это три нефтеперерабатывающих завода, нефтяные компании «Тенгизшевройл», «СНПС-Актобемунайгаз», «КазГермунай», «Казахойл-Актобе» и другие. Покупателей, включая ГСО и АГЗС, несколько сотен. Иностранные компании к покупке СНГ пока не допускают. 

В АО «Товарная биржа «Евразийская Торговая Система» (ЕТС) сообщили, что вступительный членский взнос (единовременный сбор) для участников торгов составляет 450 тыс. тенге. Биржевой сбор за регистрацию сделок, заключенных в режиме двойного встречного аукциона: 0,0625% от суммы сделки. По данным на 20 января 2020 года, в торгах на ЕТС участвует 36 продавцов и 94 покупателя. С момента введения рынка СНГ, то есть с 5 февраля 2019 года по 1 января 2020 года, на товарной бирже ЕТС было совершено более 1,1 тыс. сделок на сумму свыше 4,6 млрд тенге и реализовано более 74,5 тыс. т сжиженного нефтяного газа. Для сравнения: общий объем производства СНГ в стране в прошлом году – 3,2 млн т, объем внутреннего потребления – более 1,3 млн т. По оценке представителя Ассоциации KAZENERGY, внутреннее потребление СНГ ежегодно растет, в большей степени благодаря увеличению количества автомобилей на газовом топливе. Но наращивать объемы производителям СНГ при фиксированной цене на газ просто невыгодно. 

Практическое применение

Сегодня республика ежемесячно использует на внутреннем рынке 110 тыс. т СНГ. Самый большой объем потребления приходится на Мангистаускую область – 19 тыс. т. Расположенный там КазГПЗ может производить за месяц только 14,5 тыс. т, остальной объем завозится из соседней Актюбинской области. Средняя цена на заправках области – 55–60 тенге за 1 л газа.

В начале января АГЗС в Жанаозене подняли цену на газ до 80 тенге за 1 л. Власти региона позвали владельцев заправок за стол переговоров и убедили их подписать меморандум о понижении цены до 55 тенге. Главным аргументом была закупочная цена – по мнению властей, она составляет 29 тенге за литр. 

Директор газосетевой компании SK LTD KZ Бауржан Утаров рассказывает, что его предприятие продает газ автозаправкам по 50 тыс. тенге за 1 т – в пересчете на литры это 28 тенге за 1 л топлива, что в целом подтверждает расчеты региональных властей. Утаров, правда, отмечает, что в начале января поучаствовал в торгах на ЭТП и убедился, что стоимость газа на бирже может подниматься бесконечно. Компании удалось купить всего 200 т, поскольку цены подскочили до 92–94 тыс. тенге за тонну. 

«На первых порах на ЭТП цена за тонну газа доходила до 90 тыс. тенге, поэтому мы договорились с Министерством энергетики, учитывая огромную зависимость области от газа, установить порог цены на торгах», – объясняет первый заместитель акима Мангистауской области Алихан Краубаев.

В результате на ЭТП теперь тоже есть предельная цена за тонну, она составляет 69,8 тыс. тенге. Правда, действует этот порог только для мангистауских покупателей, поскольку сжиженный нефтяной газ в регионе – своего рода социальный продукт.

В Мангистау почти 80% автомашин ездят на газе, в остальных областях доля таких машин составляет 10–30%. В торговле сжиженным неф­тяным газом на ЭТП есть нововведения, которые коснулись всех – рост цены запроса от производителей теперь должен быть не более 10% во время одной торговой сессии. А чтобы исключить ситуацию, когда весь газ выкупает один клиент, введено правило «один участник вправе приобретать не более 10% от общего объема».

Рынок сам решит?

«Если газосетевая организация будет покупать газ на ЭТП дороже, то и мы будем приобретать его дороже», – говорит владелец автозаправки Даригул Нурсултанов, чьи сомнения в целесообразности продолжения бизнеса озвучены в начале текста. Нурсултанов посчитал, что любое повышение закупочной цены газа приведет его к убыткам. Сейчас он ежемесячно тратит 3 млн тенге на покупку 60 т СНГ (50 тыс. тенге за 1 т, 28 тенге за 1 л). Выручка от розничной продажи газа по цене в 55 тенге за литр составляет 5,6 млн тенге (1 т = 1700 л СНГ), а расходы, включая транспорт, зарплатный фонд и прочее – 4,7 млн тенге. После уплаты налогов прибыль составляет чуть более 700 тыс. тенге. И у актауского владельца газовой автозаправки есть все основания сомневаться, пока розничная цена газа в 55 тенге за литр закреплена меморандумом заправщиков с властями, а оптовую рыночную цену диктует рынок, пусть пока и «подрегулированный».

Поскольку рынок СНГ в Казахстане только формируется, экономист и директор ТОО «OilGasProject» Жарас Ахметов не исключает, что будут случаться разовые скачки или, наоборот, падения цен. Собеседник «Курсива» напоминает, что в республике, согласно законодательству о газе и газоснабжении, о недрах и недропользовании, есть ограничения на сжигание попутного газа. Это значит, что производитель нефти обязан заняться переработкой попутного газа, а потом его реализацией. Но государственное регулирование цен на рынке дестимулирует переработку. «Компаниям легче будет дать взятку и получить квоту на сжигание, чем тратиться на переработку газа, а потом продавать его дешево. То есть в конечном счете это все влияет и на объемы добычи нефти», – отмечает эксперт. 

Ахметов добавляет, что рыночные спрос и предложение сами сформируют справедливую цену на СНГ: «В идеале весь объем сжиженного газа на внутреннем рынке должен продаваться через торговые площадки. А установление любых пороговых цен, будь то нижние или верхние, ведет к спекуляции или к исчезновению продукта. Продукт исчезнет, потребитель пострадает еще больше».

0001_20.jpg

7444 просмотра

Сколько стоит Большая алматинская кольцевая автодорога

И какой она будет в итоге

Фото: Shutterstock.com

Соглашение об условиях финансирования БАКАД подписано. Эта новость быстро пропала из информационного поля, хотя проект БАКАД – знаковый для республики, его презентовали на road-show в Лондоне, под него вносились изменения в закон о концессиях и закон о ГЧП. Подготовка к проекту началась больше десятилетия назад, когда власти стали выкупать у населения землю и имущество на участках, где должна пройти большая кольцевая дорога. 

Официальное заявление о подписании соглашения об общих условиях финансирования по проекту «Строительство Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД)» сделал только Евразийский банк развития (ЕАБР). В пресс-релизе, который был разослан поздним вечером 12 февраля, указано, что финансирование проекта будет осуществлено синдикатом кредиторов в лице Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Евразийского банка развития, Исламского банка развития (ИБР); сам ЕАБР в рамках проекта предоставит $95 млн.

Вторым о подписании контракта сообщил один из участников консорциума, который строит БАКАД, – корейская SK Engineering & Construction. Корейская компания дала чуть более подробную информацию – правда, только на корейско­язычной версии своего сайта. SK E&C объявила, что подписала в Нур-Султане соглашение по финансированию Алматинской кольцевой дороги с большой группой, состоящей из ЕБРР и многосторонних банков развития. В этой же новости было отмечено, что консорциуму удалось получить $580 млн.

Напомним, что консорциум, который будет строить и управлять БАКАД, образован турецко-корейским партнерством достаточно авторитетных фирм Alsim Alarko Sanayi Tesisleri ve Ticaret A. Ş., Makyol Inşaat Sanayi Turizm ve Ticaret A., Korea Expressway Corporation и SK Engineering & Construction Co. Ltd. Эти компании специально для проекта БАКАД создали ТОО «БАКАД Инвестиции и Операции».

0001_23.jpg

Кто кредитует строительство БАКАД

Странная тишина вокруг сделки оказалась вполне объяснима. На уточняющий вопрос «Курсива» о сумме кредита и доле финансирования со стороны каждого из участников в «БАКАД Инвестиции и Операции» сообщили, что на данный момент сделка по финансированию проекта «Строительство и эксплуатация Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД)» находится на стадии итогового утверждения и точные суммы финансирования от каждого кредитора пока не могут быть озвучены. В компании подтвердили, что кредиторами проекта выступают ЕБРР, ЕАБР и ИБР. Также концессионер сообщил, что общая сумма заемных средств предварительно оценивается на уровне $580 млн, собственное участие турецко-корейского консорциума – $160 млн.

И хотя сделка еще не закрыта, с высокой долей уверенности можно утверждать, что доли кредита на строительство БАКАД со стороны институтов развития распределяются следующим образом: $95 млн – от ЕАБР, $225 млн – от ЕБРР; представители банка неоднократно озвучивали эту сумму, и старший советник по внешним связям ЕБРР Антон Усов в беседе с «Курсивом» в очередной раз эти данные подтвердил: «Кредит долгосрочный, речь идет о периоде 15 лет.

Структура синдиката стандартная – кредит А и кредит В. Кредит А будет предоставляться ЕБРР, его размер – $225 млн». Исламский банк развития еще прошлым летом сообщил, что его совет исполнительных директоров одобрил предоставление кредита на проект БАКАД в размере $100 млн. Итого: $420 млн от трех институтов развития. 

Еще одним потенциальным кредитором проекта долгое время считалась Международная финансовая корпорация (МФК, входит в структуру Всемирного банка), кредитную заявку от «БАКАД Инвестиции и Операции» на $125 млн этот финансовый институт планировал рассмотреть летом 2019 года, но в итоге в число кредиторов проекта МФК не вошла. 

Несложные арифметические вычисления показывают: чтобы размер займа соответствовал заявленному, в кредитный синдикат должен входить кто-то еще. На рынке предполагают, что к участию в синдицированном кредите для БАКАД могут быть привлечены несколько коммерческих банков. 

Зачем нужен БАКАД  и каким он будет

Основная цель проекта БАКАД – создание объездной трассы на пересечении двух международных автомагистралей: дороги Хоргос – Алматы – Бишкек – Тараз – Шымкент – Ташкент и дороги Алматы – Караганда – Нур-Султан – Петропавловск.
 
БАКАД будет проходить вокруг Алматы с запада на восток, вдоль северной границы города, в среднем на расстоянии 20–25 км от центра города. Общая протяженность БАКАД составит 66 км, это будет 4–6-полосная дорога категории I-А. 

Расчетная скорость движения на различных участках кольцевой автодороги оценивается от 120 до 150 км/ч. Здесь планируется построить 8 развязок и 39 мостов (в том числе 18 эстакад). 

Предполагается, что в 2038 году максимальная интенсивность движения на некоторых участках БАКАД достигнет 67 тыс. автомобилей в день. Предварительные тарифы на проезд по БАКАД составляют 200 тенге для легковых авто и 290 тенге – для грузовых. 

Какие ожидания связывают с БАКАД? В первую очередь большая кольцевая дорога позволит вывести транзитные грузопотоки за пределы Алматы и за счет этого способствовать снижению уровня загрязнения воздуха в городе. Антон Усов подчеркнул, что экологическая составляющая сыграла заметную роль в решении ЕБРР финансировать проект: «Когда в конце прошлого года акционеры принимали решение, для нас важным и определяющим было то, что проект, как предполагается, поможет серьезно сократить загрязнение воздуха в районе Алматы». 

Также планируется, что благодаря БАКАД сократится количество дорожных заторов, а значит, и время, которое тратится на поездки в город и по Алматы; снизится количество ДТП, а пропускная способность и конкурентоспособность транзитных маршрутов, проходящих по территории Казахстана, повысится. Еще более глобальные цели проекта – увеличение объемов региональной и международной торговли, поскольку БАКАД входит в состав трансконтинентальной автомагистрали Западная Европа – Западный Китай, и стимулирование применения принципов ГЧП/концессий в Казахстане. БАКАД – первый крупный инфраструктурный ГЧП-проект в стране. 

Сколько стоит БАКАД и когда начнется ее строительство

Платную объездную дорогу в Алматы построит частный инвестор (консорциум) за свой счет, он же до 2038 года будет ее обслуживать. При этом платежи за использование автодороги уходят в бюджет, и уже государство расплачивается с консорциумом по графику, который был утвержден приложением к постановлению правительства РК от 6 февраля 2018 года «О некоторых вопросах принятия государственных концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан по концессионному проекту». Это постановление закрепляет государственные концессионные обязательства правительства РК по концессионному проекту «Строительство и эксплуатация автомобильной дороги «Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД)» в размере 512 млрд тенге, а приложение расшифровывает, что из общей базовой платы за доступность 176,7 млрд тенге – это компенсация инвестиционных затрат, 28 млрд тенге – компенсация эксплуатационных затрат и 307,6 млрд тенге – вознаграждение за управление. Стоит оговориться, что в этих платежах не учтены механизм валютной компенсации, который сработает, если курс тенге поднимется выше определенного уровня, и корректировки платы за доступность, предусмотренные условиями договора концессии. Выплаты правительство РК будет производить с 2022 по 2037 год, то есть с предполагаемого начала эксплуатации кольцевой дороги и до окончания концессионного соглашения. После этого БАКАД перейдет в собственность республики. 

Сейчас, сообщили в «БАКАД Инвестиции и Операции», выполняются предварительные условия основного договора концессии, которые касаются, например, вопросов минимизации негативного воздействия БАКАД на местное население после ввода дороги в эксплуатацию. Параллельно производятся замеры состояния воздуха до строительства БАКАД. 

Первоочередные строительные работы на двух участках будущей Большой Алматинской кольцевой автодороги должны начаться в первых числах апреля. Согласно договору концессии строительство БАКАД будет завершено в течение 50 месяцев с момента финансового закрытия, которое также планируется на апрель 2020 года.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif